Моя педагогическая находка – развитие познавательной активности детей через экспериментирование в неживой природе.
статья (подготовительная группа)

Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска.   Работая воспитателем в логопедической группе, я заметила, что детям нравится познавать что-то новое, экспериментировать, наблюдать. А ведь развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.  Поэтому я решила дать возможность напрямую удовлетворить присущую ребёнку любознательность. Наблюдая за детьми, я отметила те объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka-issledovatel.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка – развитие познавательной активности  детей через экспериментирование в неживой природе.

       Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска.   Работая воспитателем в логопедической группе, я заметила, что детям нравится познавать что-то новое, экспериментировать, наблюдать. А ведь развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.  Поэтому я решила дать возможность напрямую удовлетворить присущую ребёнку любознательность. Наблюдая за детьми, я отметила те объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей.  

С учетом приоритетов моей деятельности, в группе особое место занимает уголок экспериментирования, мини-лаборатория. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я пополняю наш уголок. Материалы распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». Расположены они в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

       Для безопасности детей при экспериментировании вместе с детьми разработали правила работы в лаборатории.  Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую – это  опыты. Проводим  их как во время организованной деятельности, так и  самостоятельной.

Выслушав и выполнив одно задание, мои юные исследователи получают новое, более сложное. Внимательно слежу за ходом работы, напоминаю о правилах безопасности, в сложных моментах оказываю помощь,  задаю  вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. Проводим опыты с магнитами, тенью, водой,  снегом, песком,  воздухом.   В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов я предлагаю детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для  систематизации познавательного опыта.

  Использую ошибочные умозаключения, сомнительные результаты опытов для активизации исследовательской позиции детей, а создавшиеся проблемные ситуации – для решения вопросов: «Как это изменить, чтобы…», «Можно ли найти другое решение?», «Что будет если…».

Через систему работы с родителями, которая включает такие формы как: родительские собрания, педагогические гостиные, консультации, индивидуальные беседы стараюсь убедить родителей в том, что экспериментирование способствует развитию таких важных мыслительных процессов.  Многие родители согласились с важностью данного вопроса и приняли участие в создании предметно-развивающей среды, участвовали в совместной с детьми исследовательской работе. Для организации  опытов в домашних условиях, даю рекомендации родителям:

1.  Чаще обращать внимание детей на явления  неживой природы.

2. Поощрять даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорировать вопросы детей, особенно те, которые носят познавательный характер.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у них  появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними. Ребята неоднократно принимали участие во Всероссийском конкурсе «Я-исследователь». Мои юные исследователи участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.

        Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...

Проект -презентация " Развитие познавательного интереса через экспериментирование"

Проект " Развитие познавательного интереса через экспериментирование"...

«Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой».

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2,5-3 года) по теме «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживо...