Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду"
консультация (младшая группа)

Медведева Елена Леонидовна

Приводя впервые ребенка в детский сад, родители беспокоятся, ведь они оставляют своего ребенка совершенно постороннему человеку. И в зависимости от того, как пройдет адаптация, зависит и то, как ребенок будет ходить в детский сад до самой школы. Что такое адаптация, какой она бывает и конкретные рекомендации в консультации "Адаптация детей к детскому саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_adaptatsiya1.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа «Содружество»

УК №3 «Гармония»

Консультация для родителей: «Адаптация детей к детскому саду»

Приводя впервые ребенка в детский сад, родители беспокоятся, ведь они оставляют своего ребенка совершенно постороннему человеку. И в зависимости от того, как пройдет адаптация, зависит и то, как ребенок будет ходить в детский сад до самой школы. Если процесс адаптации шел тяжело, неправильно, со срывами, то ребенок привыкнет ходить в сад со временем, но будет каждый день перебарывать себя и каждое утро пытаться повлиять на родителей, чтоб оставили его дома. А если правильно организовать предадаптационный промежуток и саму адаптацию, ребенок будет бежать в сад с удовольствием.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. В первую очередь адаптация требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно: отсутствие поблизости мамы с папой и прочих родственников; необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок; нужно взаимодействовать с другими детьми; уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами); малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

      Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях. Однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года. Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Если ребенок не приучен хотя бы иногда играть самостоятельно и постоянно дома кто-то из родственников занимает игровой и манипулятивной деятельностью, то в саду такому ребенку будет первое время тяжело, т.к. воспитатель не может уделять время только одному ребенку.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться с взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

       Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

       Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками. Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

       В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с  малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.

     Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от вас. В ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для  этого  необходимо психологически  готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

  1. Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. Настройте в первую очередь себя: «мой ребенок и я готовы к поступлению в детский сад!»
  2.  Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой. Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией, рассказывайте как интересно будет в детском саду, что там детки поют песенки, танцуют, занимаются спортом, вместе играют, рисуют, делают аппликации…
  3. Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре с другими детьми. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Исходя из наблюдений, скорректируйте темы бесед с малышом. Главное, чтобы ребёнок воспринял положительный настрой взрослых, который поможет ему в дальнейшем.
  4. Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше.
  5. Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада (молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта. Ребенок должен быть приучен жевать, не кормите протертой пищей. Отучите ребенка от поильника.
  6. Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство. Но вы должны понимать, что поменять меню для вашего ребенка в саду технологически не получится. Если у ребенка аллергия на молочные продукты, то скорее всего завтраком вам придется кормить ребенка дома, т.к. на завтрак самое молочное меню. Приносить с собой еду для ребенка в сад категорически запрещено, потому что во-первых, нет условий для правильного хранения (отсутствие холодильников в группе), а во-вторых, детский сад отвечает за все, что ребенок есть в саду и, если при приготовлении еды вам попадется некачественный продукт и мы им накормим ребенка, отвечать будет именно детский сад.
  7. Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер... Подыграйте малышу, уступив ему первенство. Ваш «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании.
  8. Приучайте ребенка пользоваться горшком или унитазом. В случае, если ваш ребенок не умеет пользоваться горшком, постарайтесь приучить его сообщать словами или жестами о возникшей потребности или о том, что он уже написал…
  9. В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров.
  10. Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь. А лучше, запишите все это на бумаге или отправьте по ватсапу, потому что воспитателям бывает сложно удержать в голове информацию по 15-20 детям одновременно.
  11. Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду, даже если ребенок легко зашел в группу и не хочет уходить. Если ребенка первые дни «передержать» в детском саду, то адаптация немного сдвинется и через несколько дней ребенок категорически откажется идти в сад, будет плакать и кричать и все это из-за эмоционального перенапряжения. Спешка в успешной адаптации не нужна.
  12. Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка. Долгие расставания усугубляют настрой ребенка и он долго потом не может успокоиться. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке, настраивайте, что вы ходите на работу, а у ребенка тоже есть работа – детский сад.
  13. Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
  14. В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.


    Часто родители в первый день посещения детского сада задают вопрос: через какое время мой ребенок будет оставаться на обед и на сон и когда он начнет оставаться на целый день? Ни один воспитатель вам с ходу не ответит на эти вопросы, потому что скорость адаптации у разных детей разная. Одного ребенка можно уже через 2-3 дня смело оставлять на обед, а для другого ребенка и 2 недель мало. Необходимо ориентироваться по ситуации, наблюдая за каждым ребенком. Есть дети, которые в первые дни легко заходят в группу, контактируют с детьми и взрослыми, просятся кушать или даже лечь в саду спать, воспринимая все это как игру. Родители радостно настаивают оставить ребенка подольше буквально с первого дня. Но как только вы оставите этого ребенка поесть/поспать, на следующий же день получите категорический отказ идти в садик. Потому что ребенок был не готов к реальным действиям, а лишь «играл». Если такое случилось, снова начните приводить ребенка на 2-3 часа и постепенно «задерживайтесь». Договаривайтесь, что если вы задерживаетесь, ребенок должен посидеть спокойно и подождать, покушать или полежать в кроватке, но вы обязательно придете и его заберете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"

Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....