ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа)

Погорская Татьяна Дмитриевна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

                                          Погорская Татьяна Дмитриевна

                                                         Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

                                                    Невского района г. Санкт-Петербурга

         В младшем дошкольном возрасте 3—4 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве родителя или члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.
        У ребёнка бурно развиваться те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Родители и воспитатели, поощряя любознательность, сообщают детям новые знания и вовлекают их в различные виды деятельности. Это способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний необходимая предпосылка для творческих способностей. Если созревание психики дошкольника и начало функционирования способностей совпадают, и условия благоприятны, то развитие ребёнка идёт легко. Художественно-творческие способности формируется на основе восприятия, (формирует сенсорный опыт), наглядно-образного мышления, (опирается на зрительные представления и трансформирует их для решения мыслительных задач) и воображения (формируется и развивается на основе положительных эмоций от объектов эстетического восприятия).
        Особенности эстетического восприятия ребёнка дошкольного возраста:
 непосредственность оценивающего «Я» в любой объективной ситуации и неотделимость эмоций от процессов восприятия и воображения. Занятия по художественно-эстетической деятельности направлены на то, чтобы развивать у дошкольников способности чувствовать, любить и оценивать явления в меру своих морально-нравственных сил. Лыкова И.А. разрабатывая систему развивающих занятий, замечает: «Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение  жизненные обобщения».
        Динамика художественно-эстетического развития дошкольник 3-4 лет.
        В 3 года у ребёнка происходит:
- развитие рисунка от стадии каракулей на стадию «головонога», рисунок носит предметный, схематичный характер; замысел формируется в процессе самого изображения, из-за фрагментарности восприятия отсутствует детализация;
-  в лепке: отщипывание, сплющивание и раскатывание;
- в аппликации ребёнок работает с готовыми формами, составляя элементарные орнаменты и композиции;
- конструирование из элементарных фигур; конструирование по заданному образцу возможно, если конструкция состоит из 2-4 деталей;
- музыкально-художественная деятельность осуществляется, через обыгрывание музыки или через сопровождение музыкой сказки.
        В 4 года:
- ребёнок может изображать несложные сюжеты, используя цветовое оформление в соответствие с окраской реальных предметов; осваивает простейшие технические навыки работы с красками, карандашами и фломастерами; умеет создавать орнаменты и узоры, следуя законам чередования и симметрии;
- в лепке умеет соединять части предмета способом прижимания;
- аппликации: вырезание, обрывание или сминание бумажной формы для передачи фигуры;
- при конструировании построек пользуется образцом и советом воспитателя; использует материалы разных геометрических форм, знает их названия; создает поделки из бумаги, природного и бросового материала;
- эмоционально воспринимает музыкальные произведения; более целостно воспринимает художественные произведения; передает свои впечатления от воспринятых художественных образов. Понимает эмоциональные переживания героев.
        Развивать творческие способности дошкольников задача взрослых. Успешное их развитие возможно лишь при создание благоприятных условий. Методы, средства и формы занятий развития творческих возможностей дошкольников мы рассмотрим в следующей главе.  Итак, творческая деятельность развивает продуктивное творческое воображение и креативные качества мышления. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Задатки для развития творческих способностей дошкольника закладываются сразу после рождения и продолжают своё становление долгие годы. Успешность развития художественно эстетической деятельности обеспечивает способность детей свободно использовать приобретённые знания. Накопление опыта создает уверенность в своих силах, ребёнок способен выдерживать сильное волевое напряжение.

Список литературы:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebnikfree.com/pedagogika-doshkolnaya/doshkolnaya-pedagogika-ucheb-posobie-dlya-stud.html (дата обращения:)
  2. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. «КАРАПУЗ»,2009 10. Махлынева С. Д. Краткий курс по детской психологии. М. 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста

Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...

Методическая разработка недельного планирования психолого – педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Здоровое питание – залог здоровья»

Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувс...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Содержание психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста

Для вас, родители, сделала выписку из образовательной программы ДОУ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста

Основной особенностью младшего дошкольного возраста является высокая скорость психического и физического развития ребенка. Потихоньку выходя за пределы семейного круга общения, ребенок начинает понима...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...