Развитие способностей к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора
методическая разработка (старшая группа)

Ирина Викторовна Морщакина

Реализация данной программы позволяет открыть ребенку новый «взрослый» мир, предоставляет возможность в процессе работы приобрести такие социальные качества, как активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Данные целевые ориентиры эффективно способствуют формированию  познавательного интереса к обучению и развитию когнитивных способностей дошкольников, что является одной из составляющихся  успешного обучения в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Развитие способностей к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора

Морщакина И.В.

 старший воспитатель

 высшая квалификационная категория

Терпугова С.П.

воспитатель

высшая квалификационная категория

Маслянино 2021

 Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который насыщен сложными техническими устройствами и различными гаджетами, оказывающими определенное влияние на нашу жизнедеятельность. Исходя из сложившейся ситуации, в задачи современного дошкольного образования входит и подготовка детей к успешной адаптации в окружающем мире, пониманию сущности природных процессов и явлений и их влиянии на жизнь человека, а также обучение дошкольников основам безопасной жизнедеятельности. Основы познавательной активности и технологической грамотности, заложенные в детском саду будут помогать детям и в дальнейшем, при обучении в школе.

Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника. Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование это не только увлекательный, но и весьма полезный вид деятельности.

Не секрет, что физика интересует людей всех возрастов. Почему горит свет? Как работает телефон?  Почему едет автомобиль? Как устроен компьютер? Как часто мы, взрослые, в детском саду, и дома слышали эти вопросы от своих детей. И всегда сталкивались с проблемой: как правильно и доступно объяснить, ответить им на эти вопросы, ведь физические законы и понятия такие сложные… 

На эти вопросы  помогла ответить программа по дополнительному образованию «Электронное конструирование», которую мы используем в образовательном процессе.  Программа направлена на знакомство дошкольников с миром  электроники и основами творческо- конструкторской деятельностью.

Использование  конструктора «ЗНАТОК» (разработкой конструкторов занимался знаменитый мастер на все руки ведущий программы «Очумелые ручки»  Андрей Бахметьев),  способствует формированию  умения пользоваться инструкциями, чертежами и  схемами, развивает интерес к техническому творчеству,  мелкую и крупную моторику,  закладываются основы  графической грамотности, логического и проектного мышления.

Актуальность программы обусловлена  представлением  выполнением работы в коллективе и развитием самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы многих механизмов.

            Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с конструкторами «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электротехники и электроники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире, что является вполне естественным. Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно-логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить.

            Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что конструктор очень наглядно показывает основные принципы работы электричества, электромеханики, электромагнетизма. Многие схемы, собранные своими руками, можно использовать в практических целях. Конструктор «Знаток» в дальнейшем поможет ребёнку в освоении таких разделов школьной программы, как: «Механические колебания и волны. Звук», «Основы электроники», «Интегральные микросхемы», «Цифровая техника. Логические схемы», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в различных средах. Полупроводниковые компоненты», «Электромагнитные явления» и др.

Реализация данной программы позволяет открыть ребенку новый «взрослый» мир, предоставляет возможность в процессе работы приобрести такие социальные качества, как активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Данные целевые ориентиры эффективно способствуют формированию  познавательного интереса к обучению и развитию когнитивных способностей дошкольников, что является одной из составляющихся  успешного обучения в школе.

В этом году данная программа была реализована в старшей группе (количество 27 человек). Результаты работы  за 2020 – 2021 учебный год представлены на слайде.

Теперь мы хотим, чтобы вы сами побыли в роли детей и попробовали с помощью схем собрать какую- либо модель.

Пока педагоги работают вашему вниманию представляем фрагмент занятия, где ребята видят результат их деятельности.

Форма проведения:

- коллективная (фронтальная) используется при объяснении теоретического материала;

- групповая: используется при выполнении практических заданий, проектных и исследовательских работ;

- индивидуальная: используется при выполнении самостоятельных работ, проведении диагностики.

Решение поставленных в программе задач на этапе дошкольного детства позволит заложить начальные технические навыки, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе электронного конструирования. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки про ориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Данная программа рассчитана на  30 учебных занятий. Занятия проводятся с воспитанниками старшей и подготовительной группы.

Реализация задач данной программы будет продолжена в следующем учебном году.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида Развитие способностей к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора Морщакина И.В. старший воспитатель высшая квалификационная категория Терпугова С.П. воспитатель высшая квалификационная категория

Слайд 2

Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника. Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Слайд 3

Почему горит свет? Как работает телефон? Почему едет автомобиль? Как устроен компьютер?

Слайд 4

Программа по дополнительному образованию «Электронное конструирование»

Слайд 5

Способствует формированию умения пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, развивает интерес к техническому творчеству, мелкую и крупную моторику, закладываются основы графической грамотности, логического и проектного мышления.

Слайд 6

Актуальность программы обусловлена представлением выполнением работы в коллективе и развитием самостоятельного технического творчества . Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками ( развитие мелких и точных движений ), развивают элементарное конструкторское мышление , изучают принципы работы многих механизмов .

Слайд 7

Цель программы: Ознакомление дошкольников с основами электротехники и электроники в процессе творческо-конструкторской познавательной деятельности Задачи обучения : - формировать представление о мире электроники и автоматики, их влиянии на окружающий мир и жизнедеятельность людей; - познакомить с обозначениями составляющих электрических схем и основными способами сборки электрических схем простого уровня сложности; - способствовать формированию основ графи ­ ческой грамотности - умения читать простейшую графическую информацию, обозначающую про ­ странственные отношения объектов, ориентируясь на условные обозначения; - научить самостоятельно конструировать и осуществлять сборку электрической цепи по заданным критериям, образцу, схеме, чертежу; - познакомить с комплектацией и назначением электронного конструктора, научить выполнять практические задания по конструированию электротехнических устройств с помощью электронного конструктора; - научить организовывать рабочее место и соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий; - формировать умения сбора и обработки информации адекватного использования в проектной и исс ледовательской деятельности.

Слайд 8

Планируемые результаты Обучающиеся знают и имеют представление : - имеют представление о природе электриче ­ ского тока, сфере электроники, возможностях при ­ менения электронных элементов и устройств; - знают названия и обозначения элементов электрических схем; - знают названия и назначение деталей электронного конструктора; - знают последовательность выполнения работ при сборке схем электронного конструктора; - знакомы с правилами техники безопасности при работе с электронным конструктором . Данные целевые ориентиры эффективно способствуют формированию познавательного интереса к обучению и развитию когнитивных способностей дошкольников, что является одной из составляющихся успешного обучения в школе.

Слайд 9

Результаты работы за 2020 – 2021 учебный год

Слайд 10

Ф рагмент занятия, где ребята видят результат их деятельности .

Слайд 11

Форма проведения: - коллективная (фронтальная) используется при объяснении теоретического материала; - групповая: используется при выполнении практических заданий, проектных и исследовательских работ; - индивидуальная: используется при выполнении самостоятельных работ, проведении диагностики.

Слайд 12

Решение поставленных в программе задач на этапе дошкольного детства позволит заложить начальные технические навыки, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе электронного конструирования. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки про ориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие способности организации действий у старших дошкольников»

Прием по развитию способности организации действий в коллективной деятельности у старших дошкольников...

«Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с помощью ЛЕГО-конструирования»

Консультация для родителей о применении ЛЕГО-конструирования...

Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»

Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников....

Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с помощью электронного конструктора «Знаток»

Работа по формированию естественнонаучных представлений детей носит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Использование электронног...

Конспект ООД по конструированию в старшей группе с помощью Тико – конструктора и созданию интеллект-карты «Наш друг Снеговик».

Цель: Посредством конструктора ТИКО моделировать плоскостную конструкцию снеговика и создать интеллект-карту.Задачи:Обучающие:-Продолжать учить решать проблемные задачи, ориентироваться на плоскости и...

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА

Конструирование из лего-конструкторов полностью отвечает интересам детей дошкольного возраста, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этому р...