« Компетентностный профиль современного педагога»
консультация

Комиссарова Наталья Викторовна
Основные понятия: Компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области. Компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kompetentnostnyy_profil_sovremennogo_pedagoga.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Материал подготовлен педагогом первой категории – Комиссаровой Н. В. п. Ржавки ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Компетентностный профиль современного педагога ДОУ» Цель: Содействовать повышению уровня педагогической культуры и психологической компетентности у педагогов ДОУ

Слайд 2

« Быть компетентным - значит знать, когда и как действовать» (П. Вейл ) Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель . «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Слайд 3

Основные понятия: Компетентность (лат. competens , competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области. К омпетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это личностная характеристика; КОМПЕТЕНЦИЯ - это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств . Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. Психологическая компетентность – это комплекс навыков, свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности.

Слайд 4

Профессиональная компетентность педагога ДОУ 1. Компетенция в области личностных качеств 2. Компетенция в области постановки целей и задач педагогической деятельности 5. Компетенция в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений 3. Компетенция в области мотивации учебной деятельности 4. Компетенция в области обеспечения информационной основы деятельности 6. Компетенция в области организации учебной деятельности

Слайд 5

1 . КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Эмпатийность и социорефлексия Самоорганизованность Общая культура педагога 2. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей . Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу. Умение вовлечь детей в процесс формулирования целей и задач. 3. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации воспитанников . Умение создавать условия для самомотивирования детей.

Слайд 6

5. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИЧЕСКИХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ПРИНЯТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Умение выбрать и реализовать образовательную программу, методические и дидактические материалы. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы. Умение принимать решения в педагогических ситуациях. 6. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Умение устанавливать субъект-субъектные отношения. Умение организовать учебную деятельность детей. Умение реализовать педагогическое оценивание. 4. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компетенция в осуществлении педагогической деятельности. Компетенция в обучении дошкольников. Компетенция в субъективных условиях педагогической деятельности.

Слайд 7

Психологическая компетентность - это , во-первых , личностное качество педагога, формирующееся в процессе развития и саморазвития личности; во- вторых , показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровень владения соответствующей технологией; индивидуально-психологические качества специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентация на личность человека, как главная ценность, а также способность к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.

Слайд 8

Структура психологической компетенции /Ю . И. Емельянов, Л. С. Колмогорова, М. А. Холодная/ Коммуникативная компетентность - является одним из наиболее значимых элементов психологической компетентности. позволяет успешно выстраивать процесс общения , создавая положительные отношения с окружающими, грамотно транслировать собеседникам свои мысли, налаживать контакт Интеллектуальная компетентность представляет собой определённый объём знаний из разных сфер жизнедеятельности, актуализация которых в текущий момент способствует принятию грамотного решения. Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации личности в обществе, возможности достижения авторитета и проявления своей уникальности. Социально-психологическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратной связи с субъектами образования.

Слайд 9

Условия формирования и развития психологической компетентности педагога : Педагогический такт - это обязательное соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, подразумевает под собой уважение к воспитанникам, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое Умение найти правильный подход к воспитанникам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности. Способность и желание работать с детьми. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности . При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации воспитанников и полноту их знаний учебного материала. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей . Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с воспитанниками. Уметь управлять психическим состоянием воспитанников на занятиях. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей .

Слайд 10

9 . «Эмпатичность» педагога , то есть способность чувствовать эмоциональное состояние воспитанников, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка, уметь поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Очень важно дать понять воспитаннику, что взрослый его видит, слышит, понимает. 10. Огромную роль в работе педагога играет способность к сотрудничеству . Это умение формулировать свою точку зрения; слушать и слышать другого; выяснять точки зрения своих партнеров; разрешать разногласия с помощью логической аргументации ; поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; стать на позицию другого; занимать диалогичную, а не монологичную позицию. 11. Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога .

Слайд 11

Педагог должен обладать психологическими компетенциями , позволяющими ему : включить ребенка в систему межличностных отношений; давать нравственную оценку поступку; обладать «образом», к которому он ведет воспитанника (цель воспитания); включать воспитанника в ситуацию, насыщенную переживаниями; обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка); осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков, конкретного воспитанника; достигать понимания интересов и устремлений воспитанника, его внутреннего мира; устанавливать социальный статус ребенка, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении; педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков воспитанника; принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов); разрабатывать программы поведения; разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок .

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ Противоречие , связанное с отставанием в развитии способностей ребенка . Противоречие, проявляющееся в поступках детей, не соответствующих нормам и правилам общественного поведения. Противоречия, связанные с адаптационным поведением ребенка. Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Противоречие, проистекающее из восприятия ребенком отношений к нему. Противоречия, лежащие в основе проблем в отношении детей к воспитателю . Противоречия в отношении ребенка к себе. Противоречия в отношении детей к элементарным трудовым обязанностям. Противоречия, связанные с отношением к животным. Противоречие, проявляющееся в разрушительном отношении ребенка к вещам. Противоречия и проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка к еде . Противоречия, лежащие в области отношения воспитателя к детям .

Слайд 13

Педагогом может стать лишь тот, кто способен заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления перед красотой нашего мира, кто, полюбив всем сердцем маленького человечка, вместе с ним будет разгадывать тайну жизни и поможет ему сделать самое важное открытие, что есть в нем самом ценного, для какого дела на Земле он рожден. Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности… А. Дистрвег

Слайд 14

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; Умеющий организовать рефлексивную деятельность; Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов . ВОСПИТАТЕЛЬ 21 ВЕКА – ЭТО:

Слайд 15

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.

Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах....

Современным детям нужны современные педагоги

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сдела...

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Эссе "Современным детям-современный педагог"

Краткое размышление о профессии...

Эссе "Современным детям - современный педагог"

Размышляя о профессиональных и личностных качествах современного педагого, каждый из нас рано или поздно приходит к выводу о том, что качества хорошего педагога представляют собой некую константу, не ...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...