Картотека игр для детей с умственной отсталостью
методическая разработка

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщённость восприятия, его темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причём особую сложность представляют для них различение оттенков цвета. Поэтому следует подбирать лёгкие для познания ребенка игру, повторять ее следует регулярно, закреплять без усложнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с умственной отсталостью

«Одинаковое и разное».        

Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.

Организация: игра проводится индивидуально. Заранее подготавливаются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …

Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.

Игра "Смотри"

Цель: помочь ребенку концентрировать внимание не предмете.

Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

Ход игры:  Расставьте на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Посадите ребенка к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. "Вот лягушка, ква, ква, ква", "Вот уточка кря, кря,кря", "Вот зайчик попрыгайчик".

Игра «Птички»

 Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2—3 раза.

Игра «Фонарики»

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.

Игра «Спрячь матрешку»

 Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства. Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей. Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (Открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» — поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешечек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2—3 раза.

Игра «Что я делаю?»

Цель: Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. Учить сопоставлять действия со словами.

Покажите ребёнку, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков.

Произносите характерные слоги: «Ам-ам!», «Куп-куп!», «Бай-бай!» и прочее. Ребёнок пусть покажет или укажет действие, изображенное на картинках: приём пищи, купание, сон, ходьба, прыжки, стук , пение и т.д.

Игра «Музыкальные игрушки»

Цель: Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. Учить ребенка произносить определенные звуки, соотносить звук с предметом.

Продемонстрируйте ребёнку игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь- динь!», барабан: «Бум-бум!»

 После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике Стимулируйте ребёнка повторять за вами движения звукоподражания. Потом пусть ребёнок по вашему звукоподражанию угадает и укажет какой музыкальный инструмент изобразили.

 

Игра «Чей голосок?»

Цель: Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.

Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!»

Ребёнок по звукоподражаниям на изображениях отыщет нужного животного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей с умственной отсталостью

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной пот...

Картотека утренней гимнастики (дети с умственной отсталостью).

О пользе утренней гимнастики в детском саду сказано и написано не мало. Зарядка является важной частью режима двигательной активности дошкольника, приносит  пользу для каждого ребёнка: пробуждает...

Картотека утренняя гимнастика (дети с умственной отсталостью).

О пользе утренней гимнастики  детском саду сказано и написано не мало. Зарядка является важной частью режима двигательной активности дошкольника, приносит пользу для каждого ребёнка: пробуждает о...

Картотека корригирующей гимнастики (дети с умственной отсталостью).

  Корригирующая гимнастика направлена на формирование правильной осанки и устранение деформации опорно-двигательного аппарата....