Семинар для педагогов "Планируем новый распорядок дня"
консультация

Соболева Александра Александровна

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Распорядок дня28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов ДОУ

«Планируем новый распорядок дня»

В основе организации жизни в группе должны быть принципы: Доверие к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.

  • Понимание единства психического и физического развития ребенка, обеспечение достаточного объема двигательной активности.
  • Целостный взгляд на жизнь ребенка, основанный на признании достоинств семьи и детского сада.
  • Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.
  • Вариативность, версионность, гибкость воспитательно –

образовательного процесса, отказ от программирования деятельности детей.

  • Открытость пространств и - как следствие - широкие возможности для выбора.
  • Разновозрастность, как пространство социализации и приобретения опыта разных позиций.
  • Ценность детского сообщества как пространства приобретения опыта выстраивания отношений с другими, обретения своих границ при столкновении с границами другого.

МОДЕЛЬ 1: Технология организации жизнедеятельности детей

«План – дело - анализ» 

ВРЕМЯ

ФОРМА

УЧАСТНИКИ

7.30 – 09.00

Приход, общение, игры, завтрак

Дети, воспитатель, гости. В день выбора темы проекта и планирования зам. заведующего по УВ и МР, специалисты ДОУ

9.00 – 9.10

Детский совет

Воспитатель - модератор

9.10 – 9.50 (10.10)

Работа в центрах активности на основе самоопределения

Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему – либо в одном из центров

Дети, воспитатель, гости (родители воспитанников), по возможности специалисты ДОУ

До детского совета или после него и работы в центрах

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное

Основной состав группы

В одно время с самостоятельной работой в центрах

Инд – ые и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия, лечебно – оздоровительные процедуры

Дети, имеющие особые потребности, специалисты

10.00 – 10.10 (в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или 10.30 – 10.40

Подведение итогов работы в центрах

Основной состав группы

10.40 и далее по обычному расписанию возрастной группы

Технология «План – дело - анализ» основана на:

  • свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика);
  •  учебном проекте (программа «Золотой ключик» Е.Е. Кравцовой и Г.Г. Кравцова, Йена-план (Нидерланды), школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды), Реджио-педагогика, Лорис Малагуцци (Италия).

Технология предусматривает целенаправленное обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых. Все вместе обеспечивает реализацию образовательных областей интегрировано, с учетом интересов и потребностей детей, кооперации действий педагогов ДОУ при значительном уменьшении регламентации действий детей со стороны воспитателей, специалистов и родителей, привлеченных в качестве ассистентов или помощников.

Технология «План-дело-анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности: влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности; роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; реализацию своих интересы, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.

Воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Вместе с тем, взрослые находят то, чему ребенка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.

Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию. Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т.п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.

Выбор темы и содержания. Все, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы проекта - строящийся по соседству с детским садом дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника. Задача взрослых не в том, чтобы самим выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, что бы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Совместное планирование. В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателей - умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу; структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то есть оставляет свободу выбора: что и когда делать; сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию; с кем в партнерстве; где и как организовать деятельность. Взрослым совместное планирование дает возможность планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

Взрослые члены команды (воспитатели, старший воспитатель, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, «План-дело-анализ» - это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное - реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.). Задачи итогового сбора - предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). Еще одна, не менее значимая задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они так же могут быть успешными.

Продолжительность работы по теме. В отличие от учебного занятия работа по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами, а у детей - интерес к выбранному содержанию. Продолжительная работа по теме позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успевать завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включиться в работу в любой момент. В рамках общей темы он может работать над своим индивидуальным проектом.

МОДЕЛЬ 2: Технология организации жизнедеятельности детей

«Команда» 

ВРЕМЯ

ФОРМА

УЧАСТНИКИ

7.30 – 09.00

Приход, общение, игры, завтрак

Дети, воспитатель, гости (родители воспитанников)

9.00 – 9.50

Персональное сочинение сказки (рисование сказки)

Воспитатель записывает со слов ребенка

9.10 – 9.50

Работа в центрах активности, расположенных в разных помещениях ДОУ на основе самоопределения

В центрах детей принимает специалист или педагог, закрепленный за центром. Основной воспитатель остается в своей группе: наблюдение; помощь и поддержка; обучение

Два раза в неделю

Театрализованная деятельность

Основной состав группы

Перед сном

Чтение сказок, придуманных детьми

Основной состав группы

9.10 – 9.50;

15.30 – 16.30

Свободная игра

Инд – ые и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия, лечебно – оздоровительные процедуры

Основной состав группы, дети имеющие особые потребности, специалисты

16.00 – 16.10

Подведение итогов дня

Основной состав группы

В основе технологии «Команда» концепция педагогики самоопределения А.Н.Тубельского и Д.А.Иванова; концепция дошкольного образования под редакцией В.А.Петровского; теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития (основной путь развития ребенка - это амплификация развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми формами и способами деятельности).

Основные формы деятельности детей - совместная и самостоятельная деятельность в самостоятельно выбранных Центрах активности, расположенных в разных помещениях ДОУ. Главная цель образования помочь ребенку выработать и развить те способы взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Главная педагогическая цель - воспитание и образование детей в духе свободы, развития собственной индивидуальности и выращивания личностных способов познания культуры, общества и самого себя. Задачи: содействие наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка, становления его личности; приобретению ребенком опыта выбора деятельности, позиции, роли; появлению у ребенка представлений о своей индивидуальности, а также способности видеть индивидуальность другого, его ценность и уникальность; получению ребенком первоначального опыта выстраивания субъектных отношений с миром, людьми, самим собой; поддержка и усиление интереса к жизни, к людям и к самому себе, ощущения собственной важности и нужности.

Основные формы педагогических действий - сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционно-развивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.

Главная роль взрослого - фиксировать достижения ребенка, вслух проговаривая то, что тот делает. Такое проговаривание действий ребенка становится опорой для его дальнейшего развития. Вербально фиксируя внешние проявления (действия, эмоциональные реакции), педагог становится «зеркалом», глядя в которое ребенок знакомится с самим собой, узнает себя. Все педагоги, с которыми взаимодействуют дети в свободном пространстве детского сада, являются носителями особой педагогической позиции. Суть ее заключается в ограничении прямого воздействия, в своеобразном «невмешательстве» (кроме тех ситуаций, в которых возникает физическая или психологическая опасность для ребенка или взрослого).

МОДЕЛЬ 3: Технология организации жизнедеятельности детей

«Игровой час» 

Время

Форма

Участники

7.30 – 09.00

Приход, общение, игры, завтрак

Воспитатель, дети

09.00 – 09.50

Свободная игра

Основной состав группы

9.10 – 9.50

Образовательная (в том числе обучающая) работа, основанная на самоопределении ребенка или предложениях взрослого

Воспитатель организует свою деятельность и предлагает (но не настаивает) включиться в нее желающим, ведет наблюдение; обеспечивает помощь и поддержку при необходимости

2 раза в неделю

Занятия со специалистами: музыкальные, физкультурные, бассейн и пр.

Основной состав группы

9.10 – 9.50

15.30 – 16.30

Свободная игра

Инд – ые и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия, лечебно – оздоровительные процедуры

Основной состав группы

Дети имеющие особые потребности

16.00 – 16.10

Подведение итогов дня

Основной состав группы

В основе - реализация права детей на обучение и развитие в основном и самом органичном виде деятельности - свободной самостоятельной игре (сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической).

Основные формы педагогических действий - сопровождение самостоятельной деятельности детей, демонстрация правильных моделей поведения, моделирование предметно-развивающей среды, обучение и коррекционноразвивающая работа в соответствие с индивидуальными потребностями детей.

МОДЕЛЬ 4: Технология организации жизнедеятельности детей

«Открытые двери» 

Время

Форма

Участники

7.30 – 9.00

Приход, общение, игры, завтрак

Воспитатель, дети

9.10 – 9.50

Двери между двумя смежными группами открыты для свободного общения, совместных игр и действий детей из двух групп.

Образовательная (в том числе обучающая) работа, основанная воспитателями на

  1. разделении видов учебной деятельности

или

2. на самоопределении ребенка в ответ на предложения взрослого

Воспитатель каждый в своей группе организует свою деятельность и предлагает (но не настаивает) включиться в нее желающим, ведет наблюдение;

обеспечивает помощь и поддержку при необходимости

2 раза в неделю

Занятия со специалистами: музыкальные, физкультурные и пр. 

Основной состав группы

9.10 – 9.50

15.30 – 16.30

Инд – ые и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия, лечебно – оздоровительные процедуры

Основной состав группы, дети, имеющие особые потребности

16.00 – 16.10

Подведение итогов дня

Основной состав группы

Данная модель образовательной деятельности может быть осуществлена в ситуации, когда в группах НЕТ карантина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по преемственности с дошкольными учреждениями "Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентация), Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового поколения"

Семинар для воспитателей Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы».Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового пок...

Семинар-практикум «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь...

Семинар для педагогов "Новое знакомство со старой игрой"

Семинар для педагогов, содержащий правила развивающей работы с детьми в процессе игр с кубиками Б.П.Никитина "Сложи узор". Игры с кубиками "Сложи узор" можно использовать в работе ...

Семинар для воспитателей "Новые подходы по организации экологического образования детей в ДОУ"

В  семинаре отражены новые подходы в работе с дошкольниками в области экологического образования....

Семинар «СТЕМ-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: расширить знания педагогов по внедрению СТЕМ-технологий в ДОУФорма проведения: дистанционное (сделана рассылка на презентацию).План работы.1. История STEM.2. Особенности STEM, преимущества STEM ...

Семинар для педагогов "Новые формы работы с родителями в ДОУ"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Семинар-практикум «Новые технологии для нового поколения»

Семинар-практикум «Новые технологии для нового поколения» ...