Роль декоративного рисования в воспитании дошкольников
статья

Зарубина Вероника Викторовна

Важность декоративного рисования в приобщение детей к русской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное рисование, в котором раскрываются начала духовной жизни народа, имеет чрезвычайно важное значение для воспитания интереса к русской народной культуре, воспитания чувств, становления художественного вкуса, формирование эстетических критериев. Декоративное рисование является истоком культуры нации.

Воспитание интереса к культуре средствами декоративно-прикладного искусства является актуальной проблемой в педагогической науке. В её решение внесли определенный вклад такие исследователи детского изобразительного творчества, как А.В.Бакушинский, А.А.Грибовская, Н.П.Сакулина, Е.Н.Флерина, Т.Я.Шпиквалова, А.П.Усова и др.

Теоретические работы А.В.Бакушинского [1] о развитии народного искусства стали классическими. Они посвящены не только проблемам народного творчества, но и воспитанию детей посредством декоративного творчества. А.В.Бакушинский [2] раскрыл природу детского орнамента, в котором сначала преобладает двигательно-зрительная основа, затем орнамент усложняется и формируется в открытые и замкнутые композиции. Развитие детского творчества А.В.Бакушинский связывал с повышением эстетической культуры детей.

Заслуга Е.Н.Флериной в том, что она первая выступила за активное использование народного искусства как средства по приобщению детей к культуре [3].

Н.П.Сакулина, являясь крупнейшим исследователем детского творчества, убедительно доказала преимущество развития интереса к культуре у детей средствами народного искусства. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетический суждений».

Говоря о средствах, обеспечивающих успешное решение задачи воспитания интереса к культуре, прежде всего, необходимо учесть насыщенность содержания предлагаемого дошкольникам материала знаниями об окружающем. В каждой области необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного, эмоционально-положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе. Большое значение в этом случае может иметь «народное творчество как средство воспитания интереса и любви к культуре своего народа у детей дошкольного возраста», - как отмечает Н.Ф.Виноградова.

Особенность произведений народного творчества, их образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответствует психологическим возможностям восприятия детей старшего дошкольного возраста [4].

Каждое произведение народного творчества вбирает в себя специфические особенности данного народа, что проявляется в особенностях языка, композиции сказки, цвете, орнаменте и других свойствах декоративно-прикладного предмета.

Важность осознания детьми общих и специфических черт того или иного искусства особо подчеркивается многими исследователями. Игнорирование этого может привести к просчетам в организации учебно-воспитательной работы с детьми. (Г.Н.Волков, С.Т.Раимова, А.П.Усова, Н.И.Ханбиков, В.И.Элашвили [5,6,7,8]). Исследователи выделяют особенности, присущие любому народному искусству – национальные, специфические, общие, интернациональные, определяют особое значение произведений народного творчества для воспитания интереса к родной культуре.

Поиски активных форм применения народного искусства в работе с детьми дошкольного возраста продолжались в исследованиях Е.И.Васильевой, Е.Г.Ковальковской, Ю.В.Максимова и других [9].

Непосредственное участие человека в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивают человека духовно, обогащают его чувства, интеллект [10].

В своем исследовании Н.Ф.Виноградова [1], Р.Ш.Файзулина [11] показали, что возникновению устойчивого эмоционального фона и интереса у дошкольников к культуре русского народа способствует декоративно-прикладное творчество, а также осуществляется более прочное и глубокое формирование положительного эмоционально окрашенного отношения к явлениям общественной жизни. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством воспитания интереса к национальной культуре при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую схему дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен правильный отбор произведений народного искусства, в наибольшей степени способствующий воспитанию начал гражданских чувств, если процесс восприятия произведении народного творчества будет организован таким образом, чтобы научить ребенка различать общие и специфические особенности национального декоративно-прикладного искусства.

По мнению В.С.Кузина [12] проблема воспитания интереса к культуре русского народа через декоративно-прикладное творчество непосредственно связана с темой детского эстетического воспитания, так как интерес ребенка к культуре выражается эмоциональным отношением к ней. Он считает, что восприятие дошкольников и младших школьников характеризуется ярким эмоциональным отношением к воспринимаемому, и малой детализированностью наблюдаемого.

Необходимо отметить, что детское эстетическое восприятие изобразительных пластических признаков и фактурных свойств материалов, характеризующих образцы народного искусства, сравнительно мало изучены.

Следовательно, для того чтобы иметь представление о детском эстетическом восприятии, необходимо понять, как оценивают дети образцы прикладного творчества, каким отдают предпочтение: обладающим декоративностью или художественной выразительностью в трактовке образцов или натуралистичностью изображения, какой изобразительный прием предпочитают дети: живописный (решение от целевого пятна) или графический (контурный линейный прием изображения). Ответы на эти вопросы позволяют определить принципы отбора народных образцов, как средство воспитания интереса к народной культуре, которая может быть использована в творческих работах детей. Анализ многочисленных наблюдений (Е.И.Игнатьева, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной) показывает, что восприятие детьми произведений народно-прикладного искусства, бесед с детьми позволяют сделать вывод, что дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества.

Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров. Таким образом, рассматривание образцов народного творчества может служить средством и условием воспитания интереса к национальной культуре, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Как отмечает в своих исследованиях Т.С.Комарова [13], декоративность цвета, плоскостной характер в решении, обобщенность в создании скульптурных форм воспринимаются детьми как образцы им близкие и понятные. Рассмотрев произведение декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у детей возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразия фактур материалов-вот характерные особенности низведений народно-прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми [3].

Анализируя способности восприятия детьми народного творчества, Н.П.Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие».

Как отмечает педагогическая теория (Т.С.Комарова, Г.П.Новикова, Н.Л.Сакулина) и педагогическая практика, воспитательное значение народного искусства в ДОУ никогда не было случайным побуждением или модой, а выступало в тесной связи с педагогическими задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство [14].

Таким образом, декоративное рисование, как вид народного творчества - одно из важнейших средств развития интереса к русской народной культуре. Знакомство с произведениями русского народного творчества, с процессом их изготовления важно для формирования представлений о культуре своего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 2009.
  2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.
  3. Бардина Г.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 2009.
  4. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. / Ф.С. Капица- М., 2002 С. 15-17.
  5. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.
  6. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. - №11. -  С.87.
  7. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев - М., 2011. - С. 182-194.
  8. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Н.А. Галанина // Дошкольная педагогика. - 2008. - №5. - С. 32.
  9. Дыбина О.В. Сказка как средство патриотического воспитания/ О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. № 2 С. 5.
  10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.,2008.
  11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. -  М: Издательский центр «Академия», 2008
  12. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев - М., 2011. - С. 182-194.
  13. Бударина, Т.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -226с
  14. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная пресса,2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."

В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...

Консультация для родителей «Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе».

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования гармоничн...

Консультация для педагогов «Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

          Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение э...

Роль декоративного рисования в развитии личности дошкольника.

Роль декоративного рисования в развитии личности дошкольника.Консультация для воспитателей дошкольного образования....

сообщение из опыта работы "Роль декоративного рисования в подготовке дошкольников к письму и к школе"

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка с одной стороны, и самим процессом ...

Роль декоративного рисования в подготовке дошкольников к письму.

Детский сад являясь первой ступенью в системе народного образования , выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.От того на сколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школ...