«В гостях у сказки» программа кружка художественно - эстетической направленности в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
рабочая программа

Галуцких Марина Лукьяновна

Программа кружка  по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в условиях социально-реабилитационного центра разработана  для детей дошкольного возраста 3-7 лет, имеет художественно-эстетическое направление. Кружок   обеспечивает дополнительное развитие воспитанников попавших в трудную жизненную ситуацию средствами  театрализованной деятельности.

 Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Программа предполагает проведение два  занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 – 25 минут. Срок реализации программы -  1 учебный год.

 

Дополнительная программа кружка «В гостях у сказки» включает три основных раздела:

-  целевой,

-  содержательный 

-  организационный.

 

В данной программе представлены описание и система работы по театральной деятельности  в условиях социально-реабилитационного центра. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленные на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

Рабочая  программа  кружка «В гостях у сказки»   разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  4. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
  5. Постановлением Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы».
  6. Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».

 

Цель программы:

           Развитие   творческих  способностей  и речевой  активности  воспитанников посредством театрализованной деятельности, содействие в формировании  личности ребенка средствами театрального искусства.

  Задачи программы:.

Образовательные:

- познакомить детей с различными видами театров;

   - приобщить детей к театральной культуре: расширить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Белгород;

   -  обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

   -  учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок.

Развивающие:

   -  развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

   - развивать речь, память, внимание, воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус через театрализованную деятельность;    -   создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников «ОСРЦдН»), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр;

- развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;

- развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

Воспитательные:

-   воспитывать интерес к театральным занятиям;

-   формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;

- воспитание коммуникативных способностей, умения работать в коллективе;

-  формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности.

    Формы работы с детьми:

 -  групповые занятия;

- творческие отчеты, 

 - конкурсы;

 - занятие-концерт;

- занятия-репетиции.

       Ожидаемые  результаты

- психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие  развитие духовного потенциала и творческой активности;

       - сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния;

       - расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика;

     -  развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность);

     - развитие всех сторон речи, четкой, ясной  дикции;

     - привлечение внимания родителей к новым формам работы группы  по всестороннему развитию личности ребенка.

Таким образом, использование рабочей  программы «В гостях у сказки» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения « Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«В гостях у сказки»

программа кружка художественно - эстетической направленности 

в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

                                                 

Возрастная группа:   3-7 лет,

                                                 Срок реализации:1 учебный год

                                                 Форма обучения: очная

Составила: 

 воспитатель высшей квалификационной категории

Галуцких Марина Лукьяновна

г. Белгород 2021

Содержание

I. Целевой раздел……………………………………………………………………  ..3

1. 1. Актуальность………………………………………………………………………3

1.2.  Новизна…………………………………………………………………………….4

1.3.  Цель программы…………………………………………………………………...4

1.4.  Формы занятий.........................................................................................................6

1.5.  Принципы.................................................................................................................7

1.6.  Средства обучения…………………………………………………………….......8

II. Содержательный раздел…………………………………………………..............9

2.1 Структура программы………………………………………………………............9

2.2. Предполагаемый результат…………………………………………………….......7

2.3. Содержание программы…………………………………………………………...11

2.4. Взаимодействия с родителями …………………………………...........................12

III. Организационный раздел………………………..................................................13

3.1. Методическое обеспечение………………………………………………..............13

3.2. Материально-техническое обеспечение программы…………………………….14 

3.3. Педагогическая диагностика……………………………………………………...15

3.4 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности…..15

Приложение №1 ……......................................................................................................18

Приложение №2 Учебно-тематический план………………………………………...22

Приложение №3 Календарно-тематическое планирование........................................24

Приложение №4 Перспективный план работы с родителями.....................................36

IV. Перечень методической литературы……………...............................................38


 

        I. Целевой раздел 

        1.1. Актуальность

         Дошкольное детство – важнейший период становления личности ребёнка, когда закладываются основы личностных качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре, закладывается первый опыт социальных навыков общения, поведения.     Особенностями детей, поступающих в младшую дошкольную группу социально-реабилитационного центра являются недостаточное развитие речи, внимания, дефицит социального опыта общения и поведения, педагогическая запущенность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.     

         Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.

         Театр – это самый доступный вид искусства для детей, обогащающий положительными эмоциями, жизненным опытом, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Что, в свою очередь помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, воспитать привычку к выразительной речи путем привлечения его к выступлениям перед детьми и взрослыми, способствует успешной социализации воспитанников в дальнейшей жизни.

Играя в театрализованные игры, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. А так же театрализованная деятельность является средством развития свободной личности ребенка, его творческого воображения и самовыражения для дальнейшего развития его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.

Программа кружка «В гостях у сказки» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  4. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
  5. Постановлением Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы».
  6. Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».

Рабочая программа обеспечивает дополнительное развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), попавших в трудную жизненную ситуацию, в театрализованной деятельности.

        1.2. Новизна программы 

        Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки» позволяет активизировать процесс формирования у детей дошкольной группы социально-реабилитационного центра нравственных начал через совместную деятельность как в качестве самодеятельного исполнителя, так и в качестве активного театрального зрителя. Что, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

Полученные знания и практический опыт, приобретённый на занятиях, оказывают действенную помощь ребенку, учат сочувствовать, разделять радость в общении со сверстниками, сотрудниками, родными.

        1.3. Цель программы: 

           Развитие   творческих способностей и речевой активности   воспитанников посредством театрализованной деятельности, содействие в формировании  личности ребенка средствами театрального искусства.

        Задачи программы:

Образовательные: 

- познакомить детей с различными видами театров;

   - приобщить детей к театральной культуре: расширить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Белгород;

   -  обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

   -  учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок.

Развивающие: 

   -  развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

   - развивать речь, память, внимание, воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус через театрализованную деятельность;  

 -   создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников «ОСРЦдН»), организация выступлений детей перед другими воспитанниками и родителями;

- развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;

- развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

Воспитательные:

-   воспитывать интерес к театральным занятиям;

-   формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;

- воспитание коммуникативных способностей, умения работать в коллективе;

-  формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности.

        1.4. Формы занятий: 

При реализации программы использованы различные формы занятий:

Типовые - которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).

Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.

Тематические - на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», и т. п.

Интегративные - где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.

Репетиционные - на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

Занятия по театральной деятельности могут включать в себя:

  -  беседы с детьми о театральном искусстве

  -  художественное слово

  -  речевые игры

  - театральные игры

  - использование различных видов театра

  - драматизация сказок

  - самостоятельная импровизация

   - взаимодействие с родителями

   - проектную деятельность

   - участие в подготовке и проведение праздников, мероприятий

   - игры-драматизации, инсценировки, спектакли, сценки, участие в концертах.

           Формы работы с детьми:

 -  групповые занятия;

- творческие отчеты,  

 - конкурсы;

 - занятие-концерт;

- занятия-репетиции.

        1.5. Принципы:

        Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

        Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

        Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

        Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

        Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

        Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

        Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

        Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

        Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

        Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

        Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

В работе по театрализованной деятельности можно выделить несколько взаимосвязанных этапов:

1 этап. Воспринять – знакомство с новым произведением, образом.

2 этап. Осмыслить – определяется характер персонажа, его действия, реквизит.

3 этап. Запомнить – возможность использования как заучивания текста, так и импровизации.

4 этап. Применить – различные репетиции сценок, этюдов.

5 этап. Проверить результаты – выступление на сцене.

6 этап. Импровизация.

        1.6. Средства обучения

При реализации программы использую следующие средства обучения:

-   специальные театральные этюды и упражнения;

-   игры на превращения;

-   игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

-   игры на развитие двигательных способностей;

-   упражнения на дыхание;

-   скороговорки.

-   артикуляционная гимнастика;

 - зарядка для губ,

 - зарядка для шеи,

- зарядка для языка.

II. Содержательный раздел

        2.1. Структура программы 

Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» предназначена для детей дошкольного возраста разновозрастной группы от 3 до 7 лет, проживающих в реабилитационном центре, в которой учитываются возможности, интересы и предпочтения воспитанников.

Продолжительность занятия соответствует возрастным нормам: 20 – 25 минут (1 академический час).

        Сроки реализации программы

        Программа рассчитана на 1 учебный год.

           Количество занятий: 2 раза в неделю.

           Длительность занятия составляет 1 академический час (20-25 минут).

        Режим работы: еженедельно, II половина дня

           Возраст детей: 3-7 лет.        

        2.2. Предполагаемый результат 

-  психологическая комфортность, раскрепощенность воспитанников, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности;

-  сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния;

-  расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика;

-  развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца);  

-  развитие произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность);

-  развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции;

-  привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

          К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

        Ребенок должен знать:

-   назначение театра;

-   деятельность работников театра;

-   виды театров;

-   виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада;

-   знать 5—8 артикуляционных упражнений.

        Ребенок должен уметь:

-   передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

-   понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

-   выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

-    изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием;

-  уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

-  уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

        Ребенок должен иметь представление:

-   о сценическом движении;

-   о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

-   об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

        Ребенок должен владеть навыками:

-   культурного поведения в театре;

-   психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

-   произнесения небольших монологов;

-   произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

        2.3. Содержание программы 

        В данной программе театрализованная деятельность будет являться воспитанием, обучением и развитием творческой личности, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Содержание дополнительной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В организации театрализованной деятельности максимально используются возможности социального окружения. 

            Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

 Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

         Образовательная область «Познавательное развитие»                               Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

        Образовательная область «Речевое развитие»                                                                Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.  Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.  

        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие »                                                                               Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный  отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.  

        2.4. Взаимодействие с родителями по реализации программы кружка «В гостях у сказки»

        Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации детей. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров — это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и педагогов театрализованная деятельность будет успешной.

        Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам, участвуют в качестве персонажей.                                                                                                        Беседы с родителями, их участие в работе театральной студии помогают закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

                   Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

Основные направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Информирование, ознакомление родителей (законных представителей) с условиями, содержанием образовательной деятельности учреждения

 папки-передвижки, памятки, консультации, библиотеки для родителей, стенды, организация концертов, спектаклей

Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми и педагогами (включая совместное детско-взрослое проектирование)

мастер-классы,  круглые столы, акции, тематические консультации

Психолого-педагогическое просвещение родителей

 театральные праздники, развлечения, конкурсы, выставки, акции, творческие мастерские, совместные спектакли, творческие вечера

Изучение эффективности деятельности семьи как института воспитания детей

беседы, анкетирование, опросы

        

III. Организационный раздел

        3.1. Методическое обеспечение программы

        При реализации программы используются различные методы обучения: 

  • рассказ, беседа;
  • показ;
  • практическая работа, упражнения;

-игровые;

-проблемно-поисковый, эвристический;

  • словесно-иллюстративный;
  • алгоритмический;
  • наглядный;
  • поощрения;
  • эмоционального стимулирования;
  • создания ситуации успеха.

                Инновационные педагогические технологии:

  • групповые технологии (интегрированные занятия);

-технология дифференцированного обучения;

  • технология адаптивной системы обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;

-технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие технологии.

                Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

  • иллюстративный;
  • демонстрационный;
  • музыкальное сопровождение, фонограммы;
  • раздаточный: театральные реквизиты, атрибуты.

        3.2.  Материально-техническое обеспечение программы:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

Материально-техническое обеспечение включает в себя:

-соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-соответствие правилам пожарной безопасности;

-средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

-оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

учебно-методический комплект, оборудование, оснащение

-  театральная ширма;

-  подборка сказок, песен, мелодий;

-  куклы- Петрушки (верховой театр);

-  куклы-картинки;  

-  рисунки для мини – декораций;

-  декорации к спектаклям.

-  настольный театр;

-  пальчиковый театр;

-  картотека дидактических игр;

-  конспекты занятий;

- картотека артикуляционных упражнений.  

        3.3. Педагогическая диагностика

Реализация дополнительной программы по театрализованной деятельности воспитанников предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика осуществляется педагогами 2 раза в год (октябрь, апрель). Педагогическая диагностика проводится в ходе аутентичной оценки активности детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики — творческие задания по методике Т.С. Комаровой (Приложение №1).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей. 

 Работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

        3.4 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (3 балла). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (2 балла). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (1 балл). Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

                                                                                       Приложение №1

Диагностика театрализованной деятельности детей

(Т.С. Комарова)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный или кукольный театр, театр на фланелеграфе.

Задачи:

  • понимать основную идею сказки, сопереживать героям;
    уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
  • уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке;
    подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей;
  • уметь согласовывать свои действия с партнерами.
    Материалы: наборы кукол театров кукольного, настольного и на
    фланелеграфе.
  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника, самого героя или его партнера.
  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев театра на фланелёграфе, кукольного, настольного, теневого. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
  3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелёграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки
  4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  5. Показ сказки зрителям.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

СОЗДАНИЕ СПЕКТАКЛЯ ПО СКАЗКЕ «ЗАЯЧЬЯ ИЗБУШКА»

Цели: изготовить персонажи, декорации; подобрать музыкальные характеристики главных героев; разыграть сказку.

Задачи:

  • понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать;
    давать характеристики главных и второстепенных героев;
    уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала;
  • подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
  • уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
    проявлять активность в деятельности.

Материалы: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке — изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
  2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого? Что будет потом?» Ответить на них надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
  4. Воспитатель обращает внимание, что сказка понравится малышам, если будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  6. Показ спектакля малышам.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3

СОЧИНЕНИЕ СЦЕНАРИЯ И РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗКИ

Цели: импровизировать на тему знакомых сказок; подбирать музыкальное сопровождение; изготовить или подобрать декорации, костюмы; разыграть сказку.

Задачи:

  • побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки;
  • уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец;
  • уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки;
  • проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материалы: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

  1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. «Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр, и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям».
  2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и др. (по выбору). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет. Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка.) Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
  3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. Показ спектакля гостям.

Приложение №2

Образовательная программа «В гостях у сказки» по театрализованной деятельности

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Всего

часов

Количество часов, в том числе

Теоретических

Практических

1

Введение

2

2

2

Основы кукловождения

10

4

6

3

Основы кукольного театра

12

4

8

4

Основы актерского мастерства

12

4

8

5

Основные принципы драматизации

12

4

8

6

Театральная азбука

12

4

8

7

Основы техники речи

12

4

8

Итого

72

28

46

                                                             

Приложение №3

Перспективно – календарное планирование к рабочей программе «В гостях у сказки» по театрализованной деятельности.

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

сентябрь

  1. «Что такое театр?

Разножанровость театров

Познакомить детей с понятием «Театр», обогатить знания детей о различных видах кукольных театров

(настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-ба-бо и т.д.), уметь различать их и называть, развивать интерес к театральной деятельности.  

Беседа о театре. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Знакомство с правилами поведения в театре.

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка».

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

Тематический альбом «Театр. Виды театров»,  

  1. «Учимся быть

артистами»

Такие разные эмоции.

Познакомить с понятием «Пантомима»; «Эмоция».

активизировать воображение детей; знакомить с пиктограммами, изображающими радость,

грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.

Учить детей выразительно произносить фразу, стихотворение, несущие различную эмоциональную

окраску  

 Воспитывать доброе отношение к животным; побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.

Игры: «Передавалки»,

«Приветствие», с карточками – рисунками.

Чтение стихотворение про «Киску» Б.Заходера Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».  Этюды на изображение этих эмоций.

Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию».

Упражнения на различные эмоции. Игра «Испорченный телефон»

Карточки-рисунки с выражением лица человечка:

веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок. Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение

  1. «Настольный театр игрушек»

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; Использовать разнообразные  игрушки – фабричные и самодельные.

Игры на знакомство.

Игра «Кто это?»

Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка.

Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто)

Изготовление игрушек из природного или другого материала. Чтение стихотворений. Экскурсия в прачечную детского сада.

  1. «Тянутпотянут – вытянуть

не могут».

 

 Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играхэтюдах; учить четко произносить слова.

Игра-имитация «Догадайся, о чем я говорю?». Имитационные упражнения «Изобрази героев».Пересказ сказки «Репки» с использованием перчаточных кукол. Чтение стихотворения «Спор овощей».

Распределение ролей.  

Куклы- петрушки

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

октябрь

  1. 1. «Овощной базар»

Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетноролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.

Игра «Продавцы – покупатели», хороводная игра «Веселый хоровод».

Инсценировка «Спор овощей».

 

Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки.

  1. «Игра

Лесная – сказка осенних

листьев».

 

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет. Учить разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья. Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину, используя контуры осенних листьев.

Учим подбирать действие к предмету и предметы к действию.

Драматизация произведения «Спор овощей» на Осеннем празднике. Подбор костюмов. Упражнения на выразительность движений и мимики.

Двигательная импровизация

«Летел листочек»

Атрибуты для выбора костюма, маски героев сказки, осенние листочки - трафареты

  1. «Путешествие в

осенний лес».

Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность; закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.

Дыхательное упражнение «Аромат леса».

Речевая разминка.

(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро Отгадывание загадок «Осеннее дерево».

Пальчиковая гимнастика «Болото».

 Знакомство с диалогом

«Рукавицы для лисицы

пальчиковые куклы по количеству детей, пальцеход, магнитофон, аудиокассеты (звуки леса), конверт с загадками, осенние деревья

  1. «В гости к сказке.»

Настольный театр картинок

Приобщить детей к драматизации; учить партнерскому взаимодействию; изготовить персонажи и декорации (двусторонние с опорой). познакомить детей с особенностями управления картинкой-персонажем.

 

Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба. Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка.

Чтение сказки «Кто сказал: «Мяу?»

Распределение ролей с помощью загадок.

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение. Изготовление настольного

театра картинок  

 

Месяц

Игра в спектакль

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

 Материал и оборудование

ноябрь

  1. Трафаретный театр.

 Способствовать объединению детей в совместной театрализованной

деятельности;

 

Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок».

Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т.п.).

Постановка «Кто сказал: «Мяу?», Беседа о технике безопасности при работе с ножницами.  Изготовление персонажей с помощью трафаретов

Декорации к сказкам, костюмы и маски, листы бумаги, карандаши,

ножницы

2.Веселое путешествие

в сказку

Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; обучать четкой и правильной артикуляции; развивать воображение, мелкую моторику рук; введение понятия «Скороговорка

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.

 Игра «Угадай героя».  

Драматизация сказки.

Чистоговорки, скороговорки.  Инсценировка сказки «Кто сказал: «Мяу?», и, использование кукол из бумаги, которых дети нарисовали, раскрасили и вырезали сами на 2. занятии

Иллюстрации к сказке, трафаретные куклы из сказки.

музыкальное сопровождение

3.Игрушки» Агнии

Барто

Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Знакомство с понятием «Интонация».

 Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.

 Выразительное чтение стихов А.Барто.

Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.»Кто сказал «Мяу?»

Книги с иллюстрациями А.Барто.

Игрушки.

Маски Музыкальное сопровождение

4 сказка «Кто сказал

«Мяу?».

Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи; подводить детей к самостоятельному инсценированию сказки; продолжать закреплять умение двигаться по сцене

Сюрпризный момент.

Подготовка к драматизации.

Драматизация сказки  

«Кто сказал: «Мяу?»

Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники

Музыкальное сопровождение, декорации, костюмы.

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

декабрь

  1. 1. «Веселые стихи»

.

Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам,

вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок

Дидактическая игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов».

Физкультминутка «Бабочка».

 «Веселые стихи».

Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые   цепочки».

Скороговорки, чистоговорки. Чтение сценки «Белоснежка и семь гномов»

Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение

  1. Игра – сказка с

куклами –

кулёчками

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность, учить четко проговаривать слова,

изготовить персонажей кукол из кулечков к сценке  

 

Продолжать развивать внимание и память: «Что изменилось?» (с

мелкими игрушками).

Танцевальные импровизации: «Снег идет», «Метель». Играпревращение:

«Крылья самолета и мягкая подушка».

Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?»

Репетиция ролей для сценки

«Белоснежка и семь гномов»

костюмы к сценке, музыкальное сопровождение, кулечки, карандаши,фломас теры, ножницы

  1. 3. «Гномики»

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;  

 

Сюрпризный момент.

Подготовка к драматизации.

Драматизация сценки

«Белоснежка и семь гномов» на Новогоднем празднике

Музыкальное сопровождение к сценке.

  1. «Дикие животные».

Чтение и обыгрывание сказки «Зимовье зверей»

Обогащать знание детей о жизнедеятельности животных зимой. Познакомить детей с зимней сказкой «Зимовье зверей» при помощи кукольного театра; учить внимательно слушать и смотреть драматизацию и эмоционально откликаться на нее.

развивать умение детей давать характеристику

персонажам сказки;

Пантомимические и интонационные упражнения.

развитию творческого мышления и воображения:  

а) упражнение «Представьте, что вы - художник»;

б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»;

в) на развитие пластики — «У оленя дом большой».  Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».

 Рассматривание иллюстраций.  

Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей, отгадывая загадки.    

Кукольный театр

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

январь

Сказки из сундучка. Повторное чтение

«Зимовье зверей»

Развивать воображение

детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; Обучение детей пересказу с использованием мнемотаблицы; учить внимательно слушать  произведение и эмоционально откликаться на него;

учить вступать в диолог

Этюд «Лиса по лесу ходила»

Этюд «Я медведя поймал!» Игра на воображение детей«Заколдованные животные»  

Чтение и пересказ сказки

(Работа с мнемотаблицей)

Мнемотаблица

Игра – сказка с

куклами –

кулёчками

Работа по ролям с подгруппами детей. Добиваться яркой выразительности в передаче образов, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица. Развивать память, мышление, воображение детей: развивать диалогическую и монологическую формы речи, поддерживать желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях

Пантомимическая игра «Узнай героя».

 Этюды на выразительность пластики и эмоций, пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается «Запомни позу»,

«Что изменилось?» (с игрушками),

 Хоровод «С нами пляшут звери».

 Репетиция сказки по подгруппам

Сундучок сказок, Изготовление кукол для театра. Музыкальное сопровождение

Приключения в лесу

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица; совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Игра «Кто в домике живет?»

Инсценировка РНС «Зимовье зверей».

Декорации к сказке, шапочки Изготовление билетов для театра.

Месяц

Тема занятий

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

февраль

  1. 1. «В гостях у бабушки»

Учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; обучать пантомиме, передача выразительного образа, развивать координацию движений; познакомить с произведением «Два жадных медвежонка».

Игра «Дружок». Этюд

«Курочка, цыплята и петушок» Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка». Обсуждение особенностей в исполнении характеров героев.  

Выбор костюмов к сказке.

Распределение ролей.

Декорации деревенского дома, игрушки: курочка, петушок, цыплята, щенок, козочка.

  1. 2. «Сундучок, откройся».

«Куклы оригами»

Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером; обучать чёткой правильной артикуляции, познакомить детей способам изготовления кукол –оригами для театра.  

Изготовление персонажей.

Упражнения:

- пальчиковая гимнастика

«Деревья», «Фонарики»,

«Мост»;

 Чистоговорки, скороговорки. Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе». Репетиция над выразительным исполнение своих ролей.

Изготовление кукол –оригами

маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки. Изготовление персонажей и декораций.

  1. 3. «Такое разное настроение»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость,

печаль и т.д./  

Отгадывание загадок.

 Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». Репетиция сказки «Два жадных медвежонка».

Музыкальное сопровождение, картинки, изображающие различное настроение, зеркало.

  1. 4. «Спешим на представление»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.

Драматизация сказки

"Два жадных медвежонка».

Декорации к сказке, костюмы, маски.

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

март

Дружные ребята

Игрыдраматизац ии с

куклами бибабо

.

Познакомить с техникой управления куклы бибабо.  Учить разыгрывать миниэтюды.

 Побудить интерес детей к

разыгрыванию знакомой

сказки;  

учить выражать свои эмоции;

помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу;  

воспитывать у детей эмпатию (сочувствие,

желание прийти на помощь

другу.);  

совершенствовать умение логично излагать свои мысли

Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта.

Чтение стихов о дружбе.  Музыкально-ритмическая композиция  

«Как положено друзьям». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чикичики-чикалочки».

Этюд «Знакомство»,

«Приветствие», «Рукопожатие». Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы».

Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком».

Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение, Рассматривание устройства кукол.

«В царстве света и тени». (Театр теней)

Показать теневой театр: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света; развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи теневого театра; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально - положительный настрой на сказку.  

Беседа о любимых сказках.

 Игра-загадка «Зеркало».  

Отгадывание загадок.  

Игра «Отгадай сказку».

 Упражнение «Мое настроение».

Игра «Липучка»

Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами. Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги.

Особенности

Изображение персонажей при помощи пальцев рук

Сказочные атрибуты, Листы черной бумаги, карандаши, ножницы, палочки

Игра – сказка с

куклами на

магнитах

Учить детей разыгрывать этюды, используя кукол на магнитах; учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе четко, проговаривая все звуки.  

Игра «Угадай, кто потерял». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».

Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Танец маленькой пчёлки».

Импровизация «Продолжи сказку».

Изготовление кукол для театрального этюда.

 Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность, резкость).

Магниты, картинки различных сказочных персонажей, ножницы, клей

  1. «Муха – Цокотуха»

Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха»; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Разучивание сцен сказки. Изготовление кукол из веера для театрального уголка по сказке «Муха-Цокотуха».

Репетиция ролей при помощи театра. Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха».

Распределение ролей.

Характеристика героев сказки.

Пантомимические упражнения к сказке.

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

апрель

  1. 1. «Веселые затеи»

Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.

Пантомимическая игра «Изобрази героя».

 Творческая игра «Что такое сказка?».

Сцена «В гости к МухеЦокотухе».

Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение

  1. Танцуем круглый год. 3. 3. «Игра – сказка с куклами из веера

Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

Игра «Сочини свой танец».

Игра «Огонь и лед».

Музыкальное сопровождение. Бумага, Фломастеры, ножницы, тематическая папка «Насекомые»

4.Кто стучится в нашу

дверь?

Побудить детей включаться в ролевой диалог; развивать образную речь; совершенствовать навыки четкого и эмоционального чтения текста; учить разгадывать загадки.

Игра «Кто в гости пришел?».

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.

 Выбор костюмов к сказке.  Подготовка декорации. Репетиция сказки «МухаЦокотуха».

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты.

  1. Веселое представле ние

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике

Драматизация музыкальной

сказки  

«Муха Цокотуха».

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты.

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

  1. «Весна в природе»

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство; побуждать детей к двигательной импровизации.

Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик»,

«Прилетели птицы».

Этюд «Стрекоза», «В гнезде». Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы». Знакомство со сказкой «Заяц в огороде». (по сказке Л.Воронковой.

Музыкальное

сопровождение

 

  1. Игра - сказка на

подвижных

ленточках»

Учить инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках; учить согласовывать движения куклы с

произносимым текстом

Игра «Угадай, что я делаю?» Работа над техникой речи. Скороговорки. Этюд

«Любитель-рыболов».

Игра «Конкурс лентяев».

 Игра «Гипнотизер».   Репетиция сказки «Заяц в огороде». Изготовление театра на ленточках.

Ленточки, клей, бумага, ножницы. Маски, костюмы.

 

  1. Драматизация сказки «Заяц в огороде».

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

Драматизация сказки «Заяц в огороде».

Маски, костюмы декорации

  1. «Бабочки на ниточках»

развивать чувство рифмы; побуждать детей к импровизации.

Приветствие-разминка «Пираты».

Упражнение «Я дарю тебе...».

Игра «Подбери рифму»

Расскажи стихи руками Игра на развитие голоса «Эхо» Изготовление кукол на нитке. Игра «Поймай колокольчик» Игра «Бездомный заяц».

Белая не очень тонкая бумага.

Крепкие нитки.

Скотч.

Ножницы, фломастеры карандаши. Шаблоны в виде бабочек и других насекомых. Настольная лампа. Колокольчик повязка для глаз

                                                                                           Приложение №4

                   Перспективный план работы с родителями

Месяц

Формы работы

Участники

Задачи

Октябрь

Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?»

Родители, воспитатели

Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество.

Ноябрь

Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»

воспитатель

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Декабрь

Семинар – практикум «Организация театральноигровой деятельности в домашних условиях» с

Родители, воспитатель, старший

Заинтересованность родителей в том, что есть в группе и что нужно детям с предложениями продолжить обогащать

использованием мультимедиа-презентацией, выставка видов театра

воспитатель

развивающую среду группы и в других направлениях, создавать условия для творческого развития детей.

Январь

Показ театрализованного представления кружка «Драматешка»

Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями».

Родители, дети, воспитатель,  

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком.

 

Февраль

Фото-стенд «Театральная семья»

Оформление папкипередвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома».

Родители, дети, воспитатель

Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада.

Март

Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников».

Воспитатель

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Апрель

Фото-альбом: «Театрализованная деятельность в детском саду».

Выставка театральных кукол, сделанных руками родителей. Шитьё костюмов для сказки.

Родители, Воспитатель

Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, помощь в подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов.

Май

Анкетирование Показ костюмированной сказки «Муха- Цокотуха». Родителям и сотрудникам сада.

Родители, дети, воспитатель

Подведение итогов работы кружка «Драматешка»

 

 

                        IV. Перечень методической литературы

  1. Антипина Е.А Кукольный театр в детском саду. М., 2010г.
  2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. М., 2010г.
  3. Григорьева Т.С Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет.  
  4. Доронова Т.Ф. Театрализованная деятельность как средство развитие детей 4-6 лет: учеб.-метод. пособие . – М.: Обруч, 2014.- 160с
  5. Кошманская И. П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н. /Д: изд-во «Феникс», 2004.
  6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003..
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)

  1. Театр-творчество-дети:  Парциальная программа / Н.Ф Сорокина – М.: Обруч, 2012. – 240 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Программа кружка художественно- эстетического направления для детей 5-7 лет

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического...

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...

Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»

Дополнительная    общеразвивающая программа  кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...

Программа кружка художественно-эстетического направления 2020-2021г "Тропинки творчества"

Курс рисования «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого  взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраста. У меня возникла идея создания творческ...