Проект по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Ваши права, дети!"
презентация к уроку (старшая группа)

Данный проект направлен на формирование основ правового сознания дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prava_rebenka.pptx406.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» Проект по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Ваши права, дети!» Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие» Подготовила: Воспитатель Козлова Елена Владимировна п. Борисовка 2021

Слайд 2

Пояснительная записка Проект по правовому воспитанию «Ваши права, дети!» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста, так как дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личнос ть. «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» Оноре де Бальзак.

Слайд 3

Актуальность и новизна Правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия). Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Учитывая актуальность всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект по правовому просвещению дошкольников «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного. Новизна проекта заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей с интегрированным использованием разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.

Слайд 4

Цель проекта: формирование основ правового сознания дошкольников. Задачи проекта: Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка. Научить детей понимать ценность своей личности , осознавать свои права и свободы , ответственность. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности. Закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей. Вид проекта: Информационно - познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев ) Сроки реализации: 2020 - 2021 год Участники проекта: воспитатели старшей группы; дети старшей группы; родители воспитанников .

Слайд 5

№ Мероприятия Цели Сроки 1 этап - подготовительный 1. Сбор информации из различных источников по теме. Формирование компетентности педагога Сентябрь 2. «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Сентябрь 3. Подбор наглядного материала для организации работы с дошкольниками по теме Создать условия для реализации проекта. Сентябрь

Слайд 6

2 этап – основной 1. Беседа: «Что такое право? Наши права и обязанности » Познакомить детей с понятием «Право», с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям. Сформировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить детей анализировать поступки, рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать умение строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других. Октябрь 2. Организованная образовательная деятельность с использованием кейс – технологии: «Худо тому, кто добра не делает никому ». Формировать уважительное отношение детей друг к другу и навыки бесконфликтного поведения и общения. Октябрь 3. Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Прививать детям доброту, честность, трудолюбие, эмпатию . Октябрь

Слайд 7

4. Игра малой подвижности «Поводырь » Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение. Октябрь 5. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Разрешено – запрещено», «Я не должен...» Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную компетентность. Октябрь 6. Беседа «Я – гражданин своей страны. Мой первый документ» (право на имя и гражданство). Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; дать элементарные представления об индивидуальности каждого человека, о его праве на имя. Ноябрь 7. Показ презентации «Россия – Родина моя» Расширить представление детей о России как стране , в которой они живут. Воспитывать чувство патриотизма. Обогащать и активизировать словарный запас детей . Ноябрь

Слайд 8

8. Детско - родительский проект «Я и моё имя» Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме. Дать детям представление о праве каждого человека на имя, значении имени. Развивать интерес и желание узнать историю происхождения своего имени . Ноябрь 9. Презентации проектов Воспитывать уважение к своему имени и имени другого человека. Формировать уверенность в себе. Ноябрь 10. Дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Четвертый лишний», «Я знаю 5 имен…», «Ласковые имена», «Когда я стану взрослым», «Дополни имя сказочного персонажа» Формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них. Развивать логическое мышление, внимание, умение классифицировать, сравнивать. Закрепить знания о том, что имена бывают мужские, женские, умение образовывать от имени уменьшительно - ласкательную форму; называть себя по имени и отчеству. Ноябрь 11. Беседа «Что может быть важнее жизни?» (о праве на жизнь) Объяснить де­тям их право на личную жизнь, свобо­ду, неприкос­новенность. Выработать правило: ни­кто не имеет право обижать и преследо­вать другого . Декабрь

Слайд 9

12. Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка » На примере сказки закрепить знание права на свободу, неприкосновенность. Декабрь 13. Художественно - продуктивная деятельность: рисование « Лиса его не слушала, а взяла и скушала » У чить детей рисовать сюжет из знакомой сказки. Побуждать к рассуждению о том, какое право сказочного персонажа нарушено. Декабрь 14. Театрализованная деятельность: театр на столе «Волк и семеро козлят » Учить детей входить в роль, развивать речь детей, выразительность, артистизм, развивать воображение. На примере сказки закрепить знание права на неприкосновенность. Декабрь 15. Организованная образовательная деятельность с использованием кейс – технологии: «Семья – семь Я». ( Право ребенка жить в семье) Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи. Январь

Слайд 10

16. Детско - родительский проект «Генеалогическое древо семьи» Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Способствовать закреплению интереса к своей семье , воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй . Январь 17. Презентация проектов Воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, желание как можно больше узнать о своих корнях. Развивать связную речь . Январь 18. Рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка» Учить ответственности перед близкими людьми, закрепить знания детей о том, что настоящая семья это там, где все любят друг друга, уважают друг друга, заботятся друг о друге. Ведь не только взрослые должны заботиться о детях, но и дети обязаны во всем помогать родителям . Январь 19. Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Моя семья» Создать условия для стимулирования и поддерживания самостоятельного определе­ния замысла, стремления создать выразительный образ, умения са­мостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Развивать чувство цвета, способность к композиции, творческое воображение. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи , выражая свои чувства в рисунке. Январь

Слайд 11

20. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» На примере сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» дать повод детям задуматься над тем, что не все дети имеют родителей ; познакомить детей со словом «сирота». Развивать сочувствие к детям, у которых нет родителей; научить видеть социальную несправедливость в ситуациях, в которые попали сказочные герои; также вносить предложения в исправление ситуаций со сказочными героями. Январь 21 Сюжетно – ролевая игра «Семья» Формировать представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности . Январь 22. Организованная образовательная деятельность с использованием кейс – технологии: «В гостях хорошо, а дома лучше» (о праве на жильё и его неприкосновенность). Формировать представления о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Февраль 23. Чтение английской сказки «Три поросенка» Закрепить знание права на неприкосновенность жилища. Февраль

Слайд 12

24. Художественно- продуктивная деятельность: рисование - «Дом, в котором я живу»; - ЛЕГО конструирование – «Дома нашего поселка». ЛЕГО конструирование – «Дом для трех поросят». Вызвать желание отобразить полученные знания и впечатления в рисунках, постройках. Развивать память детей, воображение, творческие способности. Продолжать развивать интерес и желание больше узнать о своих правах. Февраль 25. Театрализованная деятельность: инсценировка сказки « Заюшкина избушка» Формировать умение инсценировать знакомую сказку « Заюшкина избушка». Побуждать оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение сказки. На примере сказки закрепить знание права на жилье и его неприкосновенность. Февраль

Слайд 13

26. Игры с использованием ИКТ и элементов ТРИЗ – технологии: «Чем был - чем стал», «Что - то – часть чего - то», «Угадай по описанию», « Что лишнее ?» «Как выгнать лису из заюшкиной избушки?», «Как не пустить медведя в Теремок?». Знакомить детей с жилищами (чум, вигвам, иглу, юрта) людей проживающих в разных климатических зонах, способствовать пониманию значимости жилища в жизни человека и умения различать их по материалу, по форме в зависимости от климатических условий. Учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени. Учить нахождению способов решения поставленной задачи, развивать воображение ребенка, его связную и образную речь. Февраль 27. Организованная образовательная деятельность с использованием кейс – технологии: «Здоровье дороже богатства» Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь и укреплять его, учиться быть здоровым. Март 28. Чтение К. Чуковский «Айболит» Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Март

Слайд 14

29. Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ Формировать у детей элементарные представления о работе медицинской сестры . Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи. Познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о Воспитывать у детей потребность быть здоровыми. Март 30. Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс» Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, показать, какую роль играет зрение в жизни человека. Научить находить пульс на запястье и считать удары своего сердца. Развивать наблюдательность, внимание, любознательность. Воспитывать у детей желание заботиться о своем организме и выполнять простейшие правила по сохранению своего здоровья . Март 31 . Игры с использованием элементов ТРИЗ – технологии: «Плохо – хорошо». «Где живет витаминка ?», «Найди предмет по его свойствам», «Что было бы, если…», «Если сделаю так» Закреплять знания о полезных и вредных продуктах, о том, что хорошо и что плохо для организма. Развивать фантазию, мыслительные и творческие способности детей, умение анализировать. Март

Слайд 15

32. Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Поликлиника» Вызвать у детей интерес к профессии врача, медсестры. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Март 33. Беседа «Хочу все знать» (Право на получение информации и образования) Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь прийти к выводу о необходимости получения знаний. Закрепить знания об источниках информации и об учреждениях образования. Ввести понятия «информация», «образование». Апрель 34. Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок» Дать детям представление о том, для чего нужны знания. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Апрель 35. Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами мультипликации. Апрель

Слайд 16

36. Сюжетно – ролевая игра «Школа» Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Обучать детей справедливо распределять роли в играх. Уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель-рюкзак», «пенал», «ученики». Апрель 37. Экскурсия в детскую библиотеку. Показать значимость библиотеки , воспитывать интерес к книге, как источнику получения знаний. Апрель 38. Интеллектуальная квест-игра «Мы — будущие первоклассники» Закрепить знания в области математики, познания, обучения грамоте, Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности Апрель 39. Беседа «Как и зачем люди отдыхают» (Право на отдых и досуг) Познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость. Раскрыть возможное содержание отдыха. Ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых». Учить интересно проводить свободное время, организовывать взаимно полезное общение. Дать понятие, что во время отдыха человек восстанавливает силы, все люди отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью, бывает так же длительный отдых. Май

Слайд 17

40. Художественно-продуктивная деятельность: Рисование «Как мы отдыхаем всей семьей» - ЛЕГО конструирование «Наш парк»; - ЛЕГО конструирование «Детский городок» Вызвать желание отобразить свои знания и впечатления в рисунках, постройках. Май 41. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжеты «Праздник», «Посещение музея (театра), «Морское путешествие» Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, отражать в игре свои знания, опыт о семейном досуге, семейных традициях, свои впечатления, знания об окружающей действительности. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Май 42. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка» Помочь детям оценить поступки персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правилами в реальной жизни , увидеть торжество закона или его нарушение. Май

Слайд 18

43. Дидактические игры: «Разрешено - запрещено» «Придумай правовой конец сказки» «Кто из героев нарушает право» «Я имею право» «Как называется сказка и какие права в ней нарушаются?» Закрепление знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права. Май 44. Выставка рисунков «Мои права и обязанности» Повышать правовую компетентность воспитанников через творческую деятельность. Май 45. Создание мини – книги «Права ребенка» Выявить и закрепить знания социально правовых норм и правил поведения. Май

Слайд 19

3 этап - заключительный 1. Брейн-ринг «Наши права» Обобщить, закрепить и уточнить знания детей о правах и обязанностях. Май 2. Оформление фото - выставки по итогам работы над проектом. Май

Слайд 20

Предполагаемый результат: У детей сформированы азы правовой культуры, понимание прав и обязанностей, умение осознанно пользоваться своими правами. Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами. Повышен уровень правовой культуры родителей. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по правовому воспитанию. Оснащение предметно-развивающей среды обогатилось через изготовление дидактических игр, наглядного материала, презентаций по данной теме. Образовательные технологии: Игровая технология, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, технология проблемного обучения, ТРИЗ – технология, ИКТ– технология, квест – технология, кейс – технология.

Слайд 21

Список литературы: Д38 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. —000 с. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - м.: цгл , 2005. Голицына Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М .: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ . – 2002. - №6. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера, 2020. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2019 г. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошк . образоват . Учреждений. М.: Просвещение, 2003 . Жукова Р. А . Правовое воспитание . Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - 2-е изд., перераб . - Волгоград: Корифей, 2008. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я – ребенок , и я имею право. -М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2009. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - « Ребенок в детском саду » - №3.- 2008 С. 39 – 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - сценарий для детей старшего дошкольного возраста «Ваши права, дети!»

непосредственно-образовательная  деятельность по изучении прав детей, закрепленных Конвенцией ООН, дидактические игры по правовому воспитанию....

Тема проекта: «Преемственность в воспитании патриотизма на основе музейной культуры у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и начальной школы»

Преемственность в воспитании патриотизма у детей с ОВЗ и начальной школы важную роль играет музейная педагогика. Применение знаний при знакомстве с отдельными экспонатами и с целыми экспозициями, спос...

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

Занятие по правовому воспитанию для старшего дошкольного возраста " Я знаю свои права"

Цель: Познакомить с основными правами ребенка.Обобщить знания об основных правах ребенка.Разграничить «права» и «обязанности».Побудить детей к защите своих прав.Воспитывать ува...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Ваше здоровье - в ваших руках»

Цель: укрепление и формирование  здоровьяЗадачи: создать атмосферу радости, веселья, хорошее настроение; обобщить знания детей по валеологии, развивать речь, мышление, память, воспитывать желание...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...