Технология дифференцированного обучения – как основа организации образовательного процесса в ДОУ
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения – как основа организации образовательного процесса в ДОУ

Дифференцированное обучение, как технология – это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для образовательного процесса качеств и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.

Дифференцированное обучение – это форма организации образовательного процесса, в основу которой положена теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Основная задача: увидеть индивидуальность ребенка и сохранить ее с целью достижения коррекционного эффекта или поддержи одаренности.

Различают дифференциацию:

— по возрастному составу;

— по полу;

— по области интересов; 

— по уровню достижений;

— по личностно-психологическим типам;

- по уровню здоровья. 

Дифференцированный подход является важным принципом обучения, позволяющий воспитатель создать всестороннее представление о  воспитанниках.

При осуществлении дифференцированного подхода к личности педагога предъявляются особые требования:

  • доброжелательное отношение к детям независимо от успехов и реальных достижений;
  • специальная подготовка воспитателя, включающая помимо знания методик умения гибко (с учетом развития каждого ребенка) выбирать любые методические приемы и средства);
  • продуманный подбор методического материала, позволяющий педагогу в процессе ООД использовать задания разной степени сложности и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка;
  • разработка нескольких вариантов программных задач для каждой ООД, определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от различных объединений детей.
  • -содержание задания одинаково для всех детей, но для более сильных ребят время на выполнение работы уменьшается;
  • -содержание задания одинаково для всех детей, но для сильных детей предлагаются задания большего объема или более сложные;
  • -задание общее для всей группы детей, а для слабых ребят дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания.
  • -используются на одном этапе  задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых детей;
  • -предоставляется самостоятельный выбор детьми  одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.

Дифференциация учебных заданий:

- по уровню творчества

- по уровню сложности

- по объёму материала

- по степени самостоятельности воспитанников

Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения информации. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому применению.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
  • сетевое планирование;
  • разноуровневый дидактический материал.

Примеры адаптации дидактического материала:

■ Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй  – из 4 палочек; третьей  – из 6 палочек.

■ При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.

■ Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

Детям первой группы – продолжить ряд;

Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.

Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.

■ При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.

■ Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.

■ При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.

■ Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.

В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного подхода, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер. Однако именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Завет технологии разноуровневого обучения не дотягивать всех детей до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;  последовательное освоение уровней в индивидуальном темпе; тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ.

Примеры разноуровневых  игр  приведены ниже в таблице.

Название игры

«Если бы картина вдруг заговорила, что о своем сюжете она рассказала бы нам…»

Цель

Развитие связной речи

Задачи 1 уровня (высший)

Обучающие: закреплять умения составлять творческие рассказы, используя репродукции пейзажей;

Развивающие: продолжать развивать умения составлять короткие творческие рассказы на основе сюжета произведения живописи;

Воспитательные: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения;

Задачи 2 уровня (средний)

Обучающие: формировать умения составлять творческие рассказы, используя репродукции пейзажей;

Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать простые умозаключения и формулировать их в своей речи, отвечая на вопросы педагога;

- развивать умения составлять короткие творческие рассказы на основе сюжета произведения живописи;

Воспитательные: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности, творческой активности;

Задачи 3 уровня (низкий)

Обучающие: Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней;

Развивающие:  осуществлять эстетическое развитие старших дошкольников;

Воспитательные: воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости на произведения русских пейзажистов;

Ход игры 1 уровня

Педагог предлагает  детям пофантазировать, поразмышлять и придумать рассказ, чтобы действующими лицами в нем были персонажи картины. Составить творческий рассказ самостоятельно от имени персонажа картины (действующие лица – персонажи картины).

Ход игры 2 уровня

Первоначало дети совместно с педагогом  рассматривают репродукцию картины. При помощи  цепочки вопросов  педагога составляют творческий рассказ на основе сюжета произведения живописи.

Ход игры 3 уровня

Первоначало дети совместно с педагогом  рассматривают репродукцию картины. Педагог  дает образец творческого  рассказа по картине. А затем предлагает попробовать составить рассказ по образцу.

Способ дифференциации

По уровню достижений

Название игры

«Построй мост»

Задачи 1 уровня (высший)

Обучающие:  закреплять полученные конструктивны навыки;

Развивающие: развивать творческую инициативу и самостоятельность;

-развивать способность работать по собственному замыслу;

Воспитательные: воспитывать интерес к  творчеству, любознательность и аккуратность;

Задачи 2 уровня (средний)

Обучающие: формировать умение предвидеть и планировать этапы своей деятельности, ставить цель и достигать ее.

Развивающие: развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;

-развить эстетический вкус, любознательность, воображение;

Воспитательные: воспитывать интерес к  творчеству, любознательность и аккуратность;

Задачи 3 уровня (низкий)

Обучающие: формировать представления о пространственных соотношениях;

Развивающие:  развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;

- развивать умение сооружать мост по образцу;

Воспитательные: воспитывать интерес к  творчеству, любознательность и аккуратность;

Ход игры 1 уровня

Ребенок самостоятельно ставит цель и осуществляет поиск способов их достижения, применяет техники строительства с опорой на обобщенные представления о конструируемом объекте. Этот вид конструирования может протекать как совместная деятельность, когда, дети объединяются для предстоящей игры и начинают строить определенный объект. Предварительно обсуждают цели постройки, корректируют получаемые в ходе строительства результаты (конструирование по замыслу).

Ход игры 2 уровня

Здесь педагог задают определенные условия, которым должна отвечать постройка, подчеркивая прежде всего, ее практическое назначение («Построй мост через реку для пешеходов и транспорта», «Построй такой же мост, но высокий»). Эти условия направляют деятельность ребенка, требуют сравнения однородных построек, выделяя в них общего и различного по длине, высоте, ширине (конструирование по условиям).

Ход игры 3 уровня

Педагог собирает на глазах у ребенка образец, указывает на основные детали и последовательность их сборки и предлагает построить такой же (конструирование по образцу).

способ дифференциации

По уровню достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»

Консультация для воспитателей «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»...

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...

«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...