Информационно-творческий проект для детей средней групп на тему: «Народные промыслы"
проект (средняя группа)
Информационно-творческий проект для детей средней групп «Народные промыслы России»
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность: среднесрочный (02.09 – 1.11.)
Участники проекта: дети и средней групп, родители, воспитатель, музыкальный руководитель
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 56.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» 347935, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Александровская, 111 ИНН 6154063065, КПП 615401001, ОГРН 1026102587356, БИК 046015001 тел./факс: 64-28-31, e-mail: sad7@tagobr.ru |
Информационно-творческий проект для детей средней групп на тему:
«Народные промыслы"
Подготовила: Катрич Виктория Сергеевна
Воспитатель средней группы
Таганрог, 2021.
Информационно-творческий проект для детей средней групп «Народные промыслы России»
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность: среднесрочный (02.09 – 1.11.)
Участники проекта: дети и средней групп, родители, воспитатель, музыкальный руководитель
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративным искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрешки.
2.Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3.Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного промысла.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения и творческого мышления;
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Формы организации:
Игровая деятельность
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно-речевое творчество
Этапы реализации проекта
Месяц | Неделя | Этапы проекта | ||
1-2 неделя сентября | Организационный этап. | Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр. Подбор произведений фольклора, стихов, закличек, поговорок на тему народных промыслов. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. | ||
3неделя сентября по 4 неделю октября | Основной этап. | Образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) Заучивание стихов, потешек, закличек Оформление выставки. | ||
1 неделя ноября | Заключительный этап. | Диагностическое исследование детей, анализ результативности. Презентация проекта на родительском собрании. | ||
Реализация основной этапа проекта.
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 3 | Коллективный просмотр видео роликов «Народный промысел Гжель», «Искусство росписи Гжель» ( #Youtubeдетям #детскийканал #гжель). | Цель: Познакомить детей с народным промыслом гжель. |
Беседа в средней группе на тему: «Небесная Гжель» «Небесная Гжель», И. А.Лыкова (рассказ о промысле) | Цель: Познакомить детей с народным промыслом гжель. Прививать интерес к народным промыслам. Развивать стремление узнавать новое о своём народе и народах своей страны | ||
Чтение рассказов, сказок «Небесная лазурь Гжели», М. Боброва | Цель: Познакомить детей с народным промыслом гжель через художественное слово | ||
Просмотр художественных альбомов «Небесная гжель», И. А.Лыкова «Гжель», С. Вохринцева «Гжель», А. Н Дорофеева | |||
4 | Лепка «Гжельский чайник» | Цель: ознакомление детей с искусством гжельских мастеров. | |
Восприятие музыки Русские лирические мелодии: «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица» Песни современных авторов П. Синявский, «Незабудковая гжель» З. Я.Роот «Гжель» М. Кузьмичева «Лазури хоровод» | Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям | ||
5 | Беседа «История возникновения хохломской росписи» | Знакомство с историей хохломской росписи, её назначением, с расписанными предметами; рассматривание изделий хохломы. | |
Презентация «Ознакомление с хохломской росписью» | Цель: Познакомить детей с историей возникновения хохломской росписи. народному творчеству. | ||
НОД «Роспись хохломской посуды» | Уточнить знания и умения детей в декоративном рисовании уже знакомых элементов. Развивать умение составлять композицию из знакомых элементов (ягоды – рябинка, малинка, вишня, клубника; трилистник, кустики - травки). | ||
Слушание музыкальных произведений: - весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», -ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома». | Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям | ||
Дидактические игры: «Угадай, какая роспись?», Лото «Хохлома» «Пазлы» «Составь хохломской узор». | Цель: научить узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей | ||
октябрь | 1 | Беседа "Городецкая роспись" Рассматривание иллюстраций «Городецкая роспись» | Цель: познакомить с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле; учить узнавать технику городецкой росписи, ее характерные признаки, особенности; обогатить словарь детей; воспитывать уважение к труду народных мастеров. |
Аппликация «Городецкий узор (городецкая роспись)» | Цель: учить выполнять аппликацию по мотивам городецкой росписи; продолжать знакомить с особенностями городецкой росписи, её историей. | ||
Рисование Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры» | Цель: упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисточки; | ||
Дидактические игры: «Составь узор», «Найди совой элемент», «Дорисуй», «Повтори узор», «Продолжи роспись». | |||
2 | Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные» | Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному | |
Рисование «Дымковский конь» | Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | ||
Развитие речи «Опиши дымковскую барышню», «Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он» | Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству | ||
Приобщение к художественной литературе) «Стихи, загадки русские потешки о Дымке, «Чем знаменито Дымково?» В. Фофанов, «Дымка» Г. Громыко, «Волшебные игрушки» Т. Неунылова | Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров. | ||
Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку» | Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров. | ||
3 |
Беседа в средней группе на тему: «Небесная Гжель»
Цель: Познакомить детей с народным промыслом гжель. Прививать интерес к народным промыслам. Развивать стремление узнавать новое о своём народе и народах своей страны.
Задачи: Развивать знания детей о народных промыслах, о Гжельской росписи. Знакомить с историей происхождения Гжельского промысла, с его особенностями. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение и уважения к изделиям промыслов.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Глоссарий: Гжельская роспись (Гжель, обжиг (в печи, мастер, фарфор.
Предварительная работа: Беседа «Промыслы родного края», рассматривание альбомов «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковские игрушки», Д. и: «Собери из частей» (различные предметы, чтение русских народных сказок, д. и. «Подбери словечко».
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, пояснение, художественное слово, чтение сказки, игра «Гжель какая?.», рефлексия.
Наглядные: изделия гжельских мастеров, альбомы с изображение гжельских элементов, узоров, изделий и т. п.
Игровые: проблемная ситуация, волшебство – сюрпризный момент, физкультминутка «Золотые ворота», игра «Гжель какая?.».
Практические: Д. и: «Собери посуду»
Материалы и оборудование: коробка под посуду и части игры «Собери посуду».
Ход НОД
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, сегодня я принесла вам очень необычную и красивую посуду. А необычна она тем – что очень красиво украшена. Её можно поставить на стол в какой то праздник. Хотите увидеть? (воспитатель открывает коробку, но детям не показывает. в ней гжельский чайник, чашки и др, разрезанные на части для игры и настоящая гжельская посуда) Ох ребята! Беда! Пока я шла, вся посуда разбилась. Что же делать? (ответы детей) Поможете мне собрать посуду по частям?
Игра: «Собери посуду» (дети собирают чайник, кувшин, чашки из разрезанных частей) Что у вас получилось? Правильно!
Молодцы ребята. Давайте всё сложим обратно в мою коробку. Но коробка моя не простая. Если сказать волшебное слово – то собранная вами посуда превратится в настоящую, не разбитую.
Попробовать сказать волшебные слова? Только нужна тишина, а то волшебство не получится.
Воздух, Земля,
Огонь и вода!
Что то случилось?
Настигла беда?
То что сломалось – скорей приготовь!
Всё что разорвано – свяжется вновь!
(Воспитатель достает из коробки настоящие изделия гжельского промысла)
Получилось! Ура! Посмотрите ребята какая красивая посуда!
А вы знаете какой росписью украшена эта посуда? Гжельской росписью.
Послушайте небольшую сказку. Она про то, откуда появилась эта красивая роспись.
В некотором царстве, в некотором государстве, не далеко от города Москва, стоит деревенька под названием Гжель.
Давным давно нашли люди в этих краях глину, да не простую, а белую (такую – которая при обжиге в печи становится белой). Стали делать игрушки разные, посуду и прочее, да только не знали как украсить.
Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя синяя – и небо синее синее в ней. Облака белые пребелые. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба и таких белых облаков нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Понравилась вам сказка? Что вы узнали из неё?
Откуда появилась гжельская роспись?
Из чего делают свои изделия гжельские мастера?
Какие цвета используют? Какие узоры?
Послушайте какое стихотворение у меня есть о гжельской росписи.
Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
А вы раньше слышали, знали о гжельской росписи?
В стихах всегда можно услышать много красивых, ласковых слов, давайте и мы с вами подберем каждый по доброму, нежному словечку. Д. и: «Гжель какая?.» (Гжель. красивая, нежная и т. д.)
Какие замечательные слова вы придумали. Гжельским мастерам было бы очень приятно.
Ребята мы узнали с вами много нового о гжели. Это народный промысел. А давайте поиграем с вами в народную игру?
П. и: «Золотые ворота»
Объяснение правил
(выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».)
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Как ловко у вас получилось играть в эту игру. Обязательно поиграем еще.
А сейчас я хочу спросить у вас, понравилось вам наше занятие?
Что нового узнали? Что понравилось? Что запомнилось?
Молодцы! А сейчас можете посмотреть на нашу посуду и рассмотреть альбомы по Гжельской росписи.
Конспект НОД по лепке "Гжельский чайник."
Цель: ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.
Задачи: Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму), воспитывая эстетическое отношение к изделиям народного творчества.
Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.
Материалы: изделия гжельских мастеров, иллюстрации с их изображением, пластилин белого и синего цветов, клеенки, доски для лепки, салфетки, стеки.
Ход занятия:
Воспитатель: Прежде чем начать занятие я хочу вспомнить загадку. Попробуйте отгадать.
-Сине-голубые розы, листья, птицы,
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре - синяя купель.
Это называется просто роспись….Гжель.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая посуда из Гжели стоит на столе.
Посмотрите на иллюстрации чайников. Они имеют разную форму, величину - большие и маленькие, высокие и низкие, « стройные « и « пузатенькие»
Но у всех чайников есть три важные составные части: корпус, ручка, носик. Эти детали вылепливаются отдельно, затем осторожно соединяют с помощью примазывания.
Презентация. Показ гжельской посуды.
Воспитатель: Что мы видим на чайнике? Давайте рассмотрим.
-Какие узоры вы видите? (цветок, бордюр)
-Где расположен цветок? (в середине)
-Из каких элементов состоит цветок? (серединка-это шарик, лепестки-шарики, расплющенные и с одной стороны прищипнутые)
-На что похожи лепестки? (на капельки)
-Что расположено по краю изделия? (бордюр - скатываем и выкатываем шарики)
Физ. минутка:
-Раз-два-спит цветок.
Три - раскрыли лепесток.
Раз - сомкнулись,
Два проснулись,
Дружно к солнцу потянулись!
Практическая часть.
Лепка чайника.
Итог:
Выставка чайников. Полюбуемся красотой своих изделий. Анализ работ. Какой больше понравился?
Спасибо за работу. Теперь можно спокойно поиграть.
Презентация для детей средней группы на тему: «Ознакомление с хохломской росписью»
Цель: Познакомить детей с хохломской росписью.
Задачи:
1.Познакомить детей с хохломской росписью, её отличительными особенностями; учить выполнять элементы этой росписи.
2. Развивать эстетическое восприятие, поощрять творческую инициативу.
3.Воспитывать интерес к народному творчеству.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска
ХОД
Слайд № 1
Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!
Слайд № 2
Воспитатель: Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII под Нижним Новгородом. Это одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись?
Слайд №3
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари.
Слайд №4
На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда и расписные ложки. Они развозилась по всей России и за рубеж. И заслужила всемирную славу. Село Хохлома, и посуду назвали «Хохломой»
Слайд № 5
А в наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженного, варенья, салатов и прочего. А еще декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.
Слайд №6
Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке.
Слайд № 7
Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и опять подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами.
Слайд №8
Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах – печах. После нагревания в печи металлический порошок и масло придают изделию золотой блеск. Поэтому хохлому и называют – «Золотая хохлома»
Слайд № 9
Рисунок Хохлома привлекает своей красочностью и яркостью. Мастера подбирают для узора такие цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном - красный, черный, зелёный, коричневый, жёлтый. Это особенности хохломской росписи, но есть и свои правила.
Слайд № 10
Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
Слайд № 11
Но самым любимым мотивом хохломской росписи у художников являются веточки и кустики. Ласково их называют «травкой». А иногда в узоре травинки и листочки превращаются в завитки и называются «кудриной».
Слайд № 12
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Слайд № 13
На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.
Слайд № 14
Нередко в узоре встречаются птицы и рыбы .
Слайд № 15
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Слайд № 16
Золотую Хохлому создают поистине золотые руки! В наши дни на многих выставках можно посетить мастер – классы народных умельцев и посмотреть, как создаётся хохломской узор на деревянных изделиях.
Слайд № 17
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
Слайд № 18
Хохломской узор стал настолько популярным, что используют его не только на деревянных изделиях.
Слайд № 19-23
Демонстрация изделий с хохломской росписью.
Продукт проектной деятельности:
-Выставка детских работ «Дымковская игрушка»
-Создание папки образцов дымковских узоров
-Изготовление дидактических игр
Взаимодействие с родителями
- Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
- Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Сообщение "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
Цель: расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов, познакомить с Золотой Хохломой.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять представления о народном промысле «Хохлома»;
- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;
Воспитательная:
- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;
- формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
Прослушивание русских народных музыкальных произведений.
Подготовка заготовок из цветной бумаги для дальнейшей росписи.
Материалы:
Различные предметы, расписанные хохломской росписью, заранее подготовленные заготовки посуды из желтой цветной бумаги, гуашь, кисточки.
Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы отправимся в чудесный мир красоты. Любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …(ХОХЛОМА)
Основная часть:
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздь огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древней суздальской парчи.
Мы попали с вами в мир волшебной Хохломы.
Сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Воспитатель:
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу.
Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины.
Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом.
А золота для «золотой хохломы» и не требуется!
Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком.
Чаша блестит, будто серебряная.
Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент.
Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь.
Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».
И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Давайте еще раз рассмотрим эти изделия.
Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.
А как вкусно есть из такой сказочной посуды!
Да еще золотистой расписной ложкой.
Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи.
Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото».
Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи?
Дети: Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.
Воспитатель: Какой цвет используют мастера для фона?
Дети: Красный, жёлтый, чёрный.
- Назовите элементы узора в хохломской росписи
Дети: Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.
Воспитатель: А какие ягоды рисуют художники?
Дети: Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны?
Дети: Да!.
Воспитатель: Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физминутка
На столе хохломской самовар, («надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки, (кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки, (потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос, (взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы.
Возьмите сделанные заготовки и начнем рисовать элементы хохломской росписи.
После окончания работы ребята показывают сделанное воспитателю.
Заключительная часть
Воспитатель:
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Тематическая неделя «Веселый Городец»
Совместная деятельность педагога и детей.
Беседа об истории промысла
Цели:
знакомить с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
учить узнавать технику городецкой росписи, ее характерные признаки, особенности;
обогатить словарь детей;
воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Материалы: выставка изделий городецких мастеров – разделочные доски, блюда, декоративные панно и т.д.
Примерная организация образовательной деятельности
Введение в занятие
Дети приглашаются в групповую выставку.
Рассказ воспитателя об истории возникновения городецкого промысла, о символе городецкой росписи-коне.
«Сказка о Городце и вороном коне»
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.
Вопросы:
-Где жил мастер?
-Что умел делать мастер и его невеста?
-С каким настроением они выполняли изделия?
-Какая случилась беда с городом?
-Как вы думаете, жители любили свой город?
-Как люди спасли свой город?
-Кто стал символом городецких художников?
После беседы дети приступают к рисованию разрезных досок.
Рисование : «Знакомство с Городецкой росписью».
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами на примере
Городецкой росписи, учить детей простейшим приёмам городецкой росписи,
учить получать нужный оттенок краски, путём смешивания 2-х цветов, по-
знакомить детей с отличительными особенностями и историей возникно-
вения городецкого промысла; воспитывать бережное и уважительное отно-
шение к народному наследию.
Материалы: гуашь, акварельные краски, кисточки, образцы городецкой
росписи.
Ход:
1.Введение в тему занятия.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Народных мастеров
И побываем в городе Городце, который расположен на берегах реки Волга.
Это очень древний город-крепость.
Есть на Волге город древний
По прозванью Городец.
Славится на всю Россию
Своей росписью творец.
2.История возникновения росписи.
- Давным-давно на берегу Волги жил-был один мастер. Лучше всех он делал
разные изделия из дерева. И бала у него невеста, такая красавица, что ни в
сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая рукодельница:
умела рисовать красивые цветы, волшебных птиц и чудо-коней. Попросил
тогда мастер свою невесту нарисовать на его работах красивые узоры.
Работали мастер и мастерица весело и с радостью и изделия у них получались очень красивые и весёлые. Люди с удовольствием их покупали для себя
и своих близких. Но вот нависла над городом беда. Подступили к городу вра-
ги. Решили враги город захватить, сжечь, а жителей и мастеров погубить.
Стали жители города думать, как спасти свой город, кого послать на под-
могу. Мастер был очень смелым и решительным. Он сел на своего коня,
который был такой быстрый, как ветер, и перелетел через стены города…
- Давайте подумаем, что же было дальше?
(дети вместе с воспитателем придумывают конец сказки)
-Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
3.Рассматривание образцов Городецкой росписи.
-Давайте теперь рассмотрим изделия и узоры городецкой росписи.
Вот какие красивые цветы рисуют городецкие мастера.
Маленькие цветы – бутоны, цветы с длинными лепестками – ромашки,
большие – розан, а с пуговкой и лепесточками- купавка. Вокруг очень мно-
го листьев и точек.
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
- Какими же красками пользуются мастера?
- Где же рисуют свои красивые росписи мастера?
(мебель, детские игрушки, посуда, сундуки, шкатулки, хлебницы…)
- Из какого материала сделаны все эти предметы?
(из дерева липы)
Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, жар-птицы ввысь летят,
И точки чёрно-белые на солнышке блестят.
-Сейчас Городецкие мастера тоже продолжают удивлять весь мир своей росписью и дарят нам изделия необычной красоты.
4.Физкульминутка.
По коленочкам ударим –тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем –выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
5.Порядок выполнения работы.
-Сегодня мы поучимся у Городецких мастеров рисовать красивые цветы.
Рисование большого и маленьких кругов – подмалёвка.
Смешать две краски для нужного цвета.
Рисование дуг-лепестков на кругу – тенёвка.
Рисование полосок и точек – оживка.
Рисование листьев.
6.Итог.
- С какой росписью мы сегодня познакомились?
-На чём рисовали Городецкие мастера?
-Как называются цветы в Городецкой росписи?
Рисование
Тема: «Знакомство с городецкой росписью».
Цели:
- знакомство с городецкой росписью, ее особенностями;
- учить выделять основные элементы узора;
- упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
- учить умению смешивать краски на палитре для получения необходимого цвета;
- развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
- воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.
Материалы: для воспитателя: наглядно-демонстрационные пособия, выставка изделий с городецкой росписью. Для детей: из альбомных листов заготовки разделочных досок; гуашь, кисточки, палитра, тряпочки (на каждого ребенка), баночка с водой.
Примерная организация образовательной деятельности
Сюрпризный момент «Письмо от повара»
Дети вместе с воспитателем рассматривают на расписных Городецких изделиях: птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовым, голубым, красным, зеленым. Птица и конь – главные герои городецкой росписи.
Как называется этот элемент, который расположен в центре разрезной доски? (цветок, бутон)
А каким цветом расписан бутон? (розовым)
Как получить розовый цвет? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?
(Если в белую краску добавить немного красной краски, получиться розовый цвет.)
А что можно сделать, чтобы у нас получился голубой цвет?
(В белую краску добавить немного синей краски, получиться голубой цвет.)
Еще городецкие мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того чтобы оживить их. Эти элементы так и называются оживками. Их они рисовали белыми или черными красками.
Воспитатель обращает внимание детей на зеленые листочки, из величину, расположенные на разделочной доске. А также как мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того что оживить их. Они называются оживками. Воспитатель расписывает свою разделочную доску.
Детям даются несколько образцов.
Аппликация
Тема: «Кухонная доска»
Цели:
- учить выполнять аппликацию по мотивам городецкой росписи;
- продолжать знакомить с особенностями городецкой росписи, её историей;
- учить использовать навыки работы с бумагой, разметки деталей изделия по шаблону; составлять композицию на основе аппликации; выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи;
- формировать потребность в творческой деятельности, развивать собственные интересы, склонности и способности; проявлять творчество при выполнении изделия.
Материалы: У учителя: презентация (примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами»); образец готового изделия; гуашь, кисточки; у детей: цветная бумага, картон, простой карандаш, шаблоны, клей, тряпочка, ножницы.
Примерная организация образовательной деятельности
Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие в город на Волге. Воспитатель рассказывает детям, как отличить городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её. Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны». Особенно часто изображение сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. В городецкой росписи используется много цветов. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.
Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности:
1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна.
2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.
3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками.
Дети разделяются на подгруппы (2-3 человека), каждая подгруппа выполняет свою работу.
Воспитатель в начале ставит задачу – расписать изображенные на бумаге контуры городецких узоров с помощью цветной бумаги, используя технику выполнения мозаики обрыванием. Сочетать обрывание с вырезанными деталями.
В ходе выполнения аппликации воспитатель контролирует работу внутри каждой подгруппы, напоминает правила безопасного обращения с ножницами.
Чтение художественной литературы
Тема: «Рассказывание русской сказки П. Ершова «Конек-горбунок»
Цели:
знакомство с русской народной сказкой, обобщить роль коня в жизни русского человека, связать с историей Городца;
учить осмысливать характеры персонажей сказки; уметь описывать главного героя, его характерные черты;
продолжать прививать интерес к русской народной культуре.
Примерная организация образовательной деятельности
Введение в занятие
Воспитатель напоминает детям, что они узнали много интересного о городецком промысле. На разных изделиях декоративно-прикладного искусства мастера изображали коня. Конь у русского народа считался символом чистоты, силы, душевной красоты, главным помощником человека. Воспитатель предлагает детям послушать сказку.
Чтение сказки
Вопросы к сказке
-О чем эта сказка?
-Кто главный герой сказки?
-Каким описывает Ивана автор сказки?
-Опишите коней, которые достались Ивану?
-Как конек-горбунок помогал Ивану?
-Как заканчивается сказка?
Проводятся театрализованные игры
Народные подвижные игры
«Палочка-выручалочка» -игра для развития координации движений.
«Горелки»-игра для развития быстроты реакции, координации движений и чувства равновесия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста «Народная игрушка»
Проект создан, что бы воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве....
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России
информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...
Творческий проект для детей средней группы. Тема: «Здравствуй, лето!»
Вид проекта: информационно-исследовательскийПродолжительность проекта: среднесрочный с 01.07.по 05.08.2018г.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность:Лето – удивительная пора! ...
Проект "Знакомство детей средней группы с народной культурой и традициями"
В ходе реализации проекта стимулируем детей к определенным проблемам, предполагающих овладению знаниями. Дети самостотельно решают ряд проблем, и показывают практическое применение полученных знаний....
ПРОЕКТ "ЗНакомство детей дошкольного возраста с народными промыслами"
Проект реализован в средней группе. Представлен материал по знакомству детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, хохломой....
Проект для детей средней группы "Русские народные сказки"
Проект для детей средней группы "Русские народные сказки"...