Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема " Народные промыслы"
план-конспект занятия (средняя группа)

Титова Вера Алексеевна

                                Конспект

 НОД по    познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»

Подготовила воспитатель I категории Титова В.А.

 

 

Цель:

  • познакомить детей с народными промыслами России.

Задачи: 

  1. Образовательные:
  • закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов;
  • продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
  • познакомить детей с технологией изготовления народных промыслов.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к народным промыслам;
  • воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.
  •     3    Развивающие:
  • развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма;
  • развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое и образное мышление, кругозор;
  • способствовать гармоничному развитию личности.

Материалы и оборудование: 

  • изделия народных промыслов :дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда – хохлома;
  • готовые образцы рисунков;
  • фломастеры для каждого ребёнка.

Предварительная работа: 

  • беседы;
  • рассматривание альбомов;
  • рисование по образцам.

Словарная работа: 

  • закрепить в словаре детей слова: промысел, роспись, узор.
  • В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (дети берутся за руки, улыбаются друг другу). 

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья).

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (воспитатель открывает конверт и читает письмо). «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах России. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: - Ребята, а что такое народные промыслы? (дети отвечают: это то, что мастерили русские люди)

Воспитатель: - Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узором хохломы, и другие изделия. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: - Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.

(воспитатель показывает предмет городецкой росписи).

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду: чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества: прялка, веретено, ткали полотно.

Воспитатель: - Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: цветов, листочков).

Воспитатель: (показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: - Как называются эти игрушки? (дети отвечают: дымковские игрушки).

Воспитатель: - Из какого материала они изготовлены? (дети отвечают: из глины).

Воспитатель: - Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Воспитатель: - Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (дети отвечают: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).

Воспитатель: - Давайте, детки, дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Воспитатель: (показывает хохломскую игрушку).

Роспись хохломская,

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней,

Наша хохлома!

Воспитатель: - Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? (дети отвечают: из дерева).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: из травки, листочков, ягод).

Воспитатель: «Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка? (дети отвечают: это место, где продают разные товары).

Воспитатель: Ярмарка – это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физкультминутка «Я»:

Сначала буду маленьким, (дети приседают) 
К коленочкам прижмусь. (дети обнимают колени руками) 
Потом я вырасту большим, (дети встают) 
До неба дотянусь. (дети поднимают руки вверх, встают на носочки)

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (показывает предмет из гжели).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Воспитатель: - Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? (дети отвечают: посуда расписана синим или голубым цветом).

Воспитатель: В городке Гжель изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

Итог.

Воспитатель: - Какие красивые у нас получились одёжки, вы молодцы! Чья работа вам понравилась больше всех? (дети отвечают).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? (дети отвечают). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_narodnye_promysly.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект

 НОД по    познавательному развитию в средней группе на тему: «Народные промыслы»

Подготовила воспитатель I категории Титова В.А.

Цель:

  • познакомить детей с народными промыслами России.

Задачи: 

  1. Образовательные:
  • закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов;
  • продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
  • познакомить детей с технологией изготовления народных промыслов.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к народным промыслам;
  • воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства прекрасного.
  •     3    Развивающие:
  • развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству, художественный вкус, чувства цвета, ритма;
  • развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое и образное мышление, кругозор;
  • способствовать гармоничному развитию личности.

Материалы и оборудование: 

  • изделия народных промыслов :дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда – хохлома;
  • готовые образцы рисунков;
  • фломастеры для каждого ребёнка.

Предварительная работа: 

  • беседы;
  • рассматривание альбомов;
  • рисование по образцам.

Словарная работа: 

  • закрепить в словаре детей слова: промысел, роспись, узор.
  • В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (дети берутся за руки, улыбаются друг другу). 

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья).

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (воспитатель открывает конверт и читает письмо). «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах России. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: - Ребята, а что такое народные промыслы? (дети отвечают: это то, что мастерили русские люди)

Воспитатель: - Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда, расписанная узором хохломы, и другие изделия. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: - Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.

(воспитатель показывает предмет городецкой росписи).

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду: чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества: прялка, веретено, ткали полотно.

Воспитатель: - Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: цветов, листочков).

Воспитатель: (показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: - Как называются эти игрушки? (дети отвечают: дымковские игрушки).

Воспитатель: - Из какого материала они изготовлены? (дети отвечают: из глины).

Воспитатель: - Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Воспитатель: - Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? (дети отвечают: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).

Воспитатель: - Давайте, детки, дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Воспитатель: (показывает хохломскую игрушку).

Роспись хохломская,

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней,

Наша хохлома!

Воспитатель: - Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? (дети отвечают: из дерева).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? (дети отвечают: из травки, листочков, ягод).

Воспитатель: «Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка? (дети отвечают: это место, где продают разные товары).

Воспитатель: Ярмарка – это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физкультминутка «Я»:

Сначала буду маленьким, (дети приседают) 
К коленочкам прижмусь. (дети обнимают колени руками) 
Потом я вырасту большим, (дети встают) 
До неба дотянусь. (дети поднимают руки вверх, встают на носочки)

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (показывает предмет из гжели).

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Воспитатель: - Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? (дети отвечают: посуда расписана синим или голубым цветом).

Воспитатель: В городке Гжель изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

Итог.

Воспитатель: - Какие красивые у нас получились одёжки, вы молодцы! Чья работа вам понравилась больше всех? (дети отвечают).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? (дети отвечают). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема "Найди отгадку"

В ходе НОД применяется интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. детям предоставляется во...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Подарок для друзей»

Задачи:1. Образовательная:повышать уровень развития детей; обобщать имеющиеся у детей знания о песке;продолжать знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;формировать умение анализировать р...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «День народного единства»

Конспект занятия  по познавательному развитию в средней группе «День народного единства»...