Использование "Интеллект-карт" в работе с дошкольниками
материал

Назарова Татьяна Владимировна

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Но я  считаю, что наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект-карт Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой форме. Одним из способов решения данной задачи является метод интеллект-карт, который я использую в работе с детьми.

Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, воспитатель должен рассказать, из чего она состоит, и сделать несколько интеллект-карт вместе с дошкольниками. Метод интеллект-карт позволяет наглядно представить информацию и систематизировать ее.

Сначала надо предложить детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с ребятами обсудить структуру карты и попросить составить рассказ по карте. Если дети затрудняются в рассказе, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Не все дети сразу могут увлечься работой с интеллект-картами, так как это требует их концентрации  внимания, умения выражать мысли, размышлять. Воспитатель должен быть готов поддержать любую инициативу дошкольников и корректно поправить.

Преимущества интеллект-карты в работе с детьми:

1. Позволяет наглядно представить детям большой объем информации.

2. Увеличивает скорость переработки и усвоения информации.

3. Создает условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей.

4. Формирует у детей навыки публичного выступления.

5. Учит добывать информацию разными способами.

Для того чтобы правильно пользоваться интеллек-картой, ее необходимо правильно составить. Поэтому для составления карты необходимо: несколько цветных карандашей, фломастеры, белый лист (минимальный рекомендуемый формат – А4, а для коллективной интеллект-карты лучше подойдет ватман).

Лист необходимо расположить горизонтально, а главную тему поместить в центре листа. Она должна быть в фокусе внимания.

Тема является отправной точкой. Для ее обозначения используйте рисунок, картинку, запись печатными буквами. От центра необходимо сделать ветви первого уровня и наклеить картинки или записать ключевые слова. Они должны вызвать ассоциации с центральным образом (темой).

Затем от этих ветвей (первого уровня) необходимо нарисовать ветви второго, третьего, четвертого и далее уровней. После того, как интеллект карта готова надо зондировать цветом или обводкой смысловые блоки.

Приведу пример «интеллект-карты» по теме «Знакомство с русской культурой». В центре листа располагается картинка русского человека или людей.

От нее необходимо сделать ветви первого уровня (о чем хочет рассказать педагог детям или о чем хотят узнать дети в данной теме) и пометить их картинками:

1. Быт русского народа.

2. Фольклор.

3. Традиции.

4.Ремесло.

5. Игры.

Блоки первого уровня мы можем поделить на ветви второго уровня (о чем будет рассказываться в этих блоках).

1. Быт русского народа:

1.1. Русская изба.

1.2. Кухонная утварь.

2. Фольклор (народное творчество):

2.1. Песни.

2.2. Сказки.

2.3. Пословицы.

2.4. Поговорки.

2.5. Танцы.

3. Традиции:

3.1. Праздники.

3.2. Семейные.

4.Ремесло:

4.1. Мужское.

4.2. Женское.

5. Игры:

5.1. Малой подвижности.

5.2. Подвижные.

5.3. Словесные.

Блоки второго уровня мы можем поделить на ветви третьего уровня (о чем будет рассказываться в этих блоках или что хотелось бы узнать) и т.д.

Также я интеллект-карты использую в рамках темы недели. Готовая карта занимает центральное место в группе, где дети каждый день отслеживают запланированную на ближайшее время деятельность. В центе карты тема недели. От нее отходит пять ветвей и от нее отходят ветви в соответствии с днями недели, каждая из которой обозначает вид деятельности.

Таким образом, с помощью метода интеллект-карт мы повышаем мотивацию детей к познавательной деятельности, развиваем умение добывать информацию разными способами, которая надолго сохраняется в памяти ребенка.

Сегодня, я хотела бы вам, предложить составить интеллект-карту на тему - «Зима».

Тема нашей интеллект-карты будет располагаться в центре листа. Теперь подумайте о чем можно рассказать детям зимой. Сделайте несколько ветвей от центра и нарисуйте цветные линии. Над каждой линией-ветвью приклейте или нарисуйте нужную картинку. Затем нарисуйте от главных ветвей ветви второго и третьего уровней и подберите или нарисуйте картинки.

«Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету».

 

К.Д. Ушинский  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Китовское МАДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками» Шуйский район, 2019г. Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Назарова Татьяна Владимировна

Слайд 2

Тони Бьюзен

Слайд 4

Преимущества интеллект-карт : 1. Позволяет наглядно представить детям большой объем информации. 2. Увеличивает скорость переработки и усвоения информации. 3. Создает условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей. 4. Формирует у детей навыки публичного выступления. 5. Учит добывать информацию разными способами.

Слайд 5

Для составления интеллект-карты необходимо:

Слайд 6

«Знакомство с русской культурой»

Слайд 7

«Игры» «Быт русского народа» «Фольклор» «Ремесло» « Традиции»

Слайд 8

«Быт русского народа» «Русская изба» «Кухонная утварь»

Слайд 9

«Фольклор» «Сказки» «Танцы» «Песни» «Пословицы» «Поговорки»

Слайд 10

«Традиции» « Семейные» «Праздники»

Слайд 11

«Ремесло» « Мужское» « Женское»

Слайд 12

«Игры» « Подвижные» « Малой подвижности» « Словесные»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Интеллектуальная карта – это интересный метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление.

Слайд 3

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Работа с дошкольниками Занятие по нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Путешествие в страну добрых дел»

Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.Показать, как приятно дари...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...