Семинар-практикум для педагогов: «Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей»
методическая разработка

Зиганшина Дарья Минигалиевна

Семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для педагогов:

«Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей»

Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС ДО.

ЦЕЛЬ:

раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников образовательного процесса.

ЗАДАЧИ:

  • Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи. 
  •   Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей. 
  •    Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог. 
  •     Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению.
  •   Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  •  Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  1. Упражнение «Утверждения»

Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.

1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.

2.Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

3.Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов -  помашите рукой.

4.Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, кивните головой.

5.Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, встаньте.

6.Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.

   Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:

Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только его питанием, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе?

Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение в постоянном поиске путей решения этой проблемы.

Взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Родители должны чувствовать, что воспитатель нуждается в них, в объединении общих усилий, что они - его союзники и педагог не может обойтись без их совета или помощи.

Мы пришли сегодня делиться друг с другом опытом, подобрав материал. Прежде чем мы начнем теоретическую часть я бы хотела с вами провести еще одно упражнение (игру).

   

Основные нормативные документы, откуда взяты данные фразы: 

  • «…. дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания).
  • «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». (Закон РФ об образовании)
  1. Упражнение «Сосуд с водой»

Представьте себе, что этот сосуд – это детский сад (само учреждение), а вода это – семья. Давайте попробуем передать этот сосуд с водой, как опыт, который мы имеем по работе с семьей друг другу с закрытыми глазами.

Далее проводится обсуждение упражнения.

Как вам было передавать этот сосуд? Что вы почувствовали?

Что для вас значит это упражнение?

Что вы поняли или осознали во время выполнения этого упражнения?

Традиционные формы работы с родителями

  • Дни открытых дверей
  • Родительские собрания
  • Анкетирование, опросы
  • Информационные стенды, папки
  • Консультации

Инновационные формы и методы работы с родителями:

  • "Круглый стол" по любой теме;
  •  тематические выставки;
  •  соц. обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы, анкетирование;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • семейные проекты «Наша родословная»;
  • интервью с родителями и детьми на определенные темы;
  •  устный журнал для родителей;
  •  конкурс семейных талантов;
  •  портфолио семейного успеха;
  •  день открытых дверей;
  •  родительская гостиная, клуб;
  •  интеллектуальные ринги для детей и родителей;
  •  контрольные для родителей;
  •  аукцион секретов воспитания;
  • сайт ДОУ.
  • Семейная игротека – вечер с мамой (семейное чтение, играем вместе);
  • Уют руками родителей;
  •  Инновационный подход. Создание электронной страницы группы в интернете;
  • Участие в выставках, фотовыставках, приглашение бабушек и др.

«Аукцион педагогических идей”.

Командам предлагается назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний (посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.)

(Буклеты раздать + презентация). ИДЕИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Знакомство. Первым шагом к сотрудничеству является знакомство педагогов с семьями воспитанников еще до их поступления в д/с. В ходе первого знакомства педагоги расспрашивают о том, что ребенок любит, чем интересуется, просят рассказать о его любимых игрушках, книгах, предлагают ребенку рассмотреть альбом с фотографиями будущих друзей, запечатленными в детском саду событиями.

Из беседы с родителями малыша специалисты узнают об особенностях развития ребенка, его привычках, чертах характера, которые нравятся взрослым или беспокоят их. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.

Вручение медалей родительской гордости

«Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).

 «Медаль гордости» за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств и т.д.

Для установления взаимопонимания между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества, как составление семейных историй и подготовка семейных праздников. Традиционными в этом направлении являются ежемесячные презентации семей. В каждой семье свой уклад, свои обычаи, своя родословная. Во время презентации семья представляет свое генеалогическое древо, знакомит всех с семейными традициями, любимыми песнями, семейным архивом, бережно хранящим память о родных, близких. Родители совместно с детьми готовят семейные плакаты, гербы, пишут речевки и стихи о своей семье.  

Для составления родословной семьи можно использовать такую форму работы, как изготовление семейной газеты «Дружная семейка». Рубрики могут быть, например, такие: «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Наши любимые блюда», «Семейные хобби», «Выходной день семьи», «Мы дома» Конечно, письменная информация должна сопровождаться рисунками и семейными фотографиями.

Географическая карта моей родословной

На карте в группе дети обозначают места, откуда приехали их предки, помещая специальную фишку, карта разрабатывается в семье ребенка. Обсуждение этих мест может проходить на занятии, во время беседы с родителями, самостоятельной деятельности детей.

Возможна презентация долгожителя семьи (книга, елочная игрушка, кукла и т.д.). Она готовится совместно с родителями, защищается в любой произвольной форме: от газеты, буклета, книги до видеопремьер и семейных спектаклей.

Встречи с интересными людьми.

Можно пригласить в гости   родителей воспитанников   с различными увлечениями, разносторонними интересами. Здесь родители - не пассивные зрители, а активные участники. Они рассказывают о своей профессии или хобби, показывают детям результаты своей деятельности….   Эти встречи имеют не только познавательное и развивающее значение, но и являются своеобразным психотерапевтическим средством. Просто надо увидеть глаза ребёнка в тот момент, когда его близкие становятся героями сегодняшнего дня в детском саду. 

Фотоконкурс «Моя мама — профессионал»

Выставка фотографий, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям, как важен для общества труд их мам.

    Дни добрых дел. 

Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.

Для родителей всех возрастных групп организуются «Вечера вопросов и ответов», которые носят дискуссионный характер, и ответы на вопросы нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме их проведения. Они проходят как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется дата проведения этого вечера. В течение этого времени воспитатели, педагоги должны заниматься подготовкой: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно используют для этого анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

«Заочные» консультации.

Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получает отклик у родителей - они задают разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Учитывая занятость родителей, используют и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т.е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Мы предлагаем несколько ящиков родительской почты (возможно, по числу групп в детском саду), предназначенных для оперативного сбора различной информации, например: «Почта родительского гнева», «Почта родительского недоверия (опасения)», «Почта анонимных обращений родителей», «Адресная почта (вопросы родителей к конкретным специалистам)», «Почта родительского счастья», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему...», «Почта родительских идей (предложений, пожеланий)» и т. д.

Для того чтобы родительская почта стала рабочим инструментом, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно обновлять тематику ящиков, а также ротировать их по группам.

Телевизионный клуб для родителей

При подготовке передачи специалисты ДОУ ведут съемку на заданную тему («Здоровье наших детей», «Труд в природе», «Любимые игры наших детей»), используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс телезрителей, ведется рубрика «По вашим письмам». Время эфира 20—40 мин. Такие телепередачи оказывают большую помощь родителям в обучении и воспитании детей, решают проблемы семейного воспитания.

        

Игры с педагогическим содержанием.

Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом).

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск исторических сведений о нем; подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица» с информацией об увиденном и прочитанном (в рамках патриотического воспитания). Это может быть, как домашнее задание либо совместная экскурсия воспитателя с семьями воспитанников.

По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Читательские конференции по книгам о воспитании

Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми. Посещение таких конференций могут организовать воспитатели.

Книжка-шпаргалка. Письменные формы общения с родителями:

А) «Наши родители советуют» — в этом разделе родители группы могут обратиться с какой-то инициативой к другим родителям («Давайте сводим детей на экскурсию по городу»); поделиться опытом («Профилактика простуды: я делаю так...»); разместить полезную информацию (в выставочном зале проходит неделя детской книги); дать совет (например, связанный с приготовлением пищи); предложить диски с мультфильмами и фильмами, книги для обмена и т. п.

Б) Волшебный цветок мудрости

В приемной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым», «Когда у нас родился второй ребенок, мы...», «Чтобы ребенок не болел», «В выходной можно пойти с ребенком...» и т.д.

В) Недописанный тезис

Помешается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис: «счастливая семья — это...», «хороший воспитатель — это...», «успешный ребенок это...», «мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что...».

Блокнот с записями детских достижений.

Записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные записки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о новых достижениях ребенка или просто похвала ему. В дальнейшем можно ввести ответные записки, где родители могли бы фиксировать домашние заслуги своего ребенка.

Круглый стол с родителями

Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».

Диалог с родителями после прослушивания видео или аудиозаписи детских мнений «Ребенок говорит о своей маме». Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Решение педагогических кроссвордов

Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.

Мастер-класс — это:

  • активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
  • наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
  • одна из форм учебного занятия, на котором педагог-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого участника, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового.

Понятие «мастер-класс» подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие на занятиях.

Экспресс-опрос

Проводится в форме вопрос – ответ. Например, следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?

Если «да», то хлопните в ладоши; если «нет» — топните ногой.

Единодушны ли Вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

Если «да», то помашите рукой, если «нет» — дотроньтесь до кончика носа.

Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка? Если «семью», то улыбнитесь; если «окружение, среда, социум» — вытяните руку вперед.

Киноуниверситет или кинолекторий

Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В нашем случае можно использовать видеозапись реальной жизни ДОУ (фрагменты). Видеофильмы создаются по определенной тематике, например, «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др. 

Фильмы монтируют, озвучивают специалисты и предлагают родителям для просмотра. Наличие видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы. Но необходима предварительная договоренность с родителями на право подобной записи.

Видеоматериалы можно использовать при проведении индивидуальных консультаций с родителями, где анализируются интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень работоспособности, развитие речи, умение общаться со сверстниками. На основе анализа просмотренных материалов выявляются причины негативных тенденций и осуществляется совместный с родителями поиск путей их преодоления.

Так же беседы с детьми, записанные на магнитофон, диктофон предлагаются родителям для домашнего прослушивания.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

  • Инновационный подход. Создание электронной страницы группы в интернете; сайт ДОУ, специалиста, группа в вайбере (пример) Объявление о собрании, о фотографировании, на почте выкладывание игр, картинного материала в облако, специально созданная почта для родителей, мерсибо, сайты педагогов.

3. Упражнение "Разделись на группы"

Педагоги делятся на три группы: 1. Взаимодействие с бабушками и дедушками; 2. Взаимодействие с папами; Взаимодействие с семьями, имеющих детей с ОВЗ. Каждой группе дается задание придумать как можно больше способов взаимодействия с ними.

Оглашение результатов, обсуждение получившегося результата.

4. Отгадывание кроссворда «Взаимодействие с родителями»
По горизонтали: 5. Неодинаковый подход к общению с родителями, учитывающий разные условия семейного воспитания. 6. Совместное участие педагога и родителей в общем деле по воспитанию детей. 7. Одно из условий доверительного «открытого» общения с родителями. 8….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.

По вертикали: 1. Компонент личностной подготовленности воспитателя к общению с родителями, проявляющийся в его умении владеть собой. 2. Способность родителей к самоанализу собственной воспитательской деятельности. 3. Показатель заинтересованного и деятельного отношения родителя к проблеме воспитания. 4. …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ответы: По горизонтали: 5. Дифференциация 6. Сотрудничество 7. Демократичность 8. Анкета
По вертикали: 1. Психотехника 2. Рефлексия 3. Активность 4. Семья.

5. Педагогическая мастерская.

«Рекламное агентство».
В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия с родителями, определить его цели, разработать план его проведения.

  1. Сообщения на тему "Как привлечь родителей к жизни группы» (обмен опытом работы воспитателей в группах). 
  2. Разное.
  3. Вынесение решения.

Кроссворд «Взаимодействие с родителями»
По горизонтали: 5. Неодинаковый подход к общению с родителями, учитывающий разные условия семейного воспитания. 6. Совместное участие педагога и родителей в общем деле по воспитанию детей. 7. Одно из условий доверительного «открытого» общения с родителями. 8….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.

По вертикали: 1. Компонент личностной подготовленности воспитателя к общению с родителями, проявляющийся в его умении владеть собой. 2. Способность родителей к самоанализу собственной воспитательской деятельности. 3. Показатель заинтересованного и деятельного отношения родителя к проблеме воспитания. 4. …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

3

1

2

5

6

4

7

8

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Формы взаимодействия педагога с семьей (консультация для педагогов)

Традиционные и нетрадиционные формы взаимдействия педагога ссемьей, организация взаимдействия, дифференцированный подход в работе с семьей....

Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Эффективные формы взаимодействия с детьми. Мнемотехника»

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного пол...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Семинар – практикум для молодых специалистов ДОУ «Основы взаимодействия педагога с родителями»

Семинар -практикум для педагогов с целью повышения их педагогической компетентности в общении с родителями воспитанников....