картотека пальчиковых игр для второй младшей группы по темам недели
картотека (младшая группа)

Картотека пальчиковых игр по темам недели / младшего дошкольного возраста

Цель:

  • Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать чувства ритма;
  • Развивать речь;
  • Развивать память и внимание, воображение.

Задачи:

Для воспитателя:

  • Создать среду для развития мелкой  моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
  • Создать подборку методической литературы по теме.
  • Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.

Для детей:

  • Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki_po_temam_nedeli.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр по темам недели / младшего дошкольного возраста

Цель:

  • Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать чувства ритма;
  • Развивать речь;
  • Развивать память и внимание, воображение.

Задачи:

Для воспитателя:

  • Создать среду для развития мелкой  моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
  • Создать подборку методической литературы по теме.
  • Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.

Для детей:

  • Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Тема: Детский сад наш так хорош.

Этот пальчик хочет спать.

(поочередно загибать пальцы к ладошке начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

(затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

Встали пальчики. Ура!

(с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы)

     В детский сад идти пора.

  1. Тема: Я+Ты=Мы

 Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)

Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)

Вместе читаем, (делают «очки»

Вместе играем, (прыгают на одной ноге)

Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)

Друзьям помогаем.

  1. Тема: Наши добрые дела.

(Движения показывать в соответствии с текстом)

      Мы — мамины помощники,
    Ей будем помогать.
    Помоем всю посуду
    И приберем кровать.
    Белье перестираем,
    Повесим посушить,
    А вечером все вместе
   Мы сможем чай попить!

  1. Тема: Игрушки.

«Катины игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы)

Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши)

Мы игрушки сосчитать –(стучат кулаками)

Есть у нас игрушки

Есть у нас игрушки: Хлопки

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».,

  1. Тема: Волшебные слова.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.

  1. Тема: Осень.

«Осень»

Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)

Приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)

Погляди! – (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, - (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, - (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, - (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится – (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем – (делаем вид)

И ботинки обуваем – (постучать ногами)

Знаем месяцы: - (похлопать ладошками по коленкам).

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь–(кулак, ребро, ладонь)

  1. Тема: Фрукты.

Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас, (показывают 10 пальцев)

А он один (показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра (загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу).

  1. Тема: Овощи.

Вырос у нас чеснок, (указательный)

Перец, томат, кабачок, (средний)

Тыква, капуста, картошка (безымянный)

Лук и немножко горошка(мизинец)

Овощи мы собирали, (мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный)

Квасили, ели, солили, (средний)

     С дачи домой увозили. (указательный)

Прощай же на год, (большой палец левой руки)

Наш друг – огород! (большой палец правой руки).

  1. Тема: Домашние животные.

«Поросята»

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы)

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. «Фонарики».

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние)

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот толстый поросёнок - лежебока и лентяй, (Большие)

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем   внутрь)

  1.  Тема: Дикие животные.

«Хитрая лисичка»

Разминаем пальчики: раз, два, три! (Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу).

Разминаем пальчики, ну-ка посмотри

Вот бежит лисичка, раз, два, три! (Выражение лица очень хитрое)

Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!

Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)

Что же получилось? Ну-ка посмотри!

Хитрая лисичка-вот она!

Рыжая сестричка хороша!

 Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Движения по тексту)

От нее скорее убегу домой.

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

Улыбнись лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час.

  1.  Тема: Мой дом.

Дом.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

  1. Тема: Моя семья.

«Семья»

Пальчики дружные (гладить одной рукой кисть другой руки)

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка (указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки)

Этот пальчик – бабушка (дотронуться до указательного пальца)

Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я (дотронуться до мизинца)

А это вся моя семья! (выполнить движение «фонарики»)

  1. Тема: Мама милая моя.

Кончики пальцев обеих рук соеди­нены, ладони на некотором расстоянии друг от друга.

     Мамочка-мама (на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются).

     Милая моя (то же — безымянные пальцы)

     Мамочка-мама (подушечки сред­них пальцев производят те же    движения).

   Я люблю тебя (указательные паль­цы соединяются и разъединяются. При  соприкосновении подушечек больших пальцев дети губами имити­руют поцелуй).

  1.  Тема: здравствуй, гостья Зима.

Вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

  1.  Тема: Одежда.

«Стирка»

Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:( одной руки с пальцами другой руки.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)

  1.  Тема: Обувь. Головные уборы.

Новые кроссовки

(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка

Новые кроссовки.

("Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

  1.  Тема: Новый год у ворот.

 «Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

Что в подарок нам принес?

- Громкие хлопушки,

Сладости, игрушки.

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Руки вперед ладонями вверх.

Хлопнуть в ладоши.

Вертим кистями.

  1.  Тема: Мастерская Деда мороза.

Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики. (Фонарики)

Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)

Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)

В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)

Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

  1.  Тема: В гостях у сказки.

«Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (сжать ручки в кулачки «яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

  1.  Тема: Животные и птицы зимой.

Спят зимой барсук и ежик,

И медведь зимой спит тоже.

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних теплых дней.

Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.

  1.  Тема: Мы дружим со спортом.

«Спортсмены»

Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.)

Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки.)

Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

  1.  Тема: Транспорт.

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Сжимают и разжимают пальчики.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

  1.  Тема: Основы безопасности жизнедеятельности.

«Дорожные правила»

Дорожных правил очень много («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять (показывают «класс!» большим пальцем).

  1.  Тема: Есть такая профессия – Родину защищать.

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы. (Растопырить пальцы на обеих руках,)

Удалые молодцы - сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых (Приподнять два больших пальца,)

И солдат в боях бывалых - другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца! (Приподнять указательные пальцы,)

Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных, (Приподнять средние пальцы,)

Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.

Два мизинца – коротышки Приподнять безымянные пальцы,

– Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши.

  1.  Тема: Профессии.

 

«Капитан»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)

По волнам с жемчужной пеной (друг к другу, слегка приоткрыв.)

Я - отважный капитан, (проговаривая стишок, показывать, как лодка)

Мне не страшен ураган. (качается на волнах, а затем плавными движениями рук)

Чайки белые кружатся, (сами волны, потом по тексту)

Тоже ветра не боятся. (стиха показать чайку, скрестив руки, соединив)

Лишь пугает птичий крик (ладони тыльной стороной и помахать)

Стайку золотистых рыб. (пальцами, сжатыми вместе)

И, объездив чудо-страны, (выпрямленными ладонями с пальцами,)

Посмотрев на океаны, (прижатыми друг к другу изобразить рыбок.)

Путешественник-герой, (плавными движениями ладоней показать)

К маме я вернусь домой. (как рыбы плывут в воде)

  1.  Тема: Мама – слово дорогое.

«Наши мамы»

Много мам на белом свете, (Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи).

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке).

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (Разводят руки, поднимают ладошками вверх).

  1.  Тема: Прощай, матушка – зима!

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем ("ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

  1.  Тема: Народная игрушка.

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают

В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже. удары кулачками.

  1.  Тема: Посуда.

Скачет сито по полям, Чередование положений кулачки-ладони.

А корыто по лугам. Чередование положений ладони-замок.

За лопатою метла Пальчики

Вдоль по улице пошла. здороваются.

А за нею вилки, Чередование положений

Рюмки да бутылки, «коза»-ладони.

Чашки да ложки Круговые движения.

Скачут по дорожке. 4 хлопка.

  1.  Тема: ЗОЖ.

    Пальчики ложатся спать

    Поочерёдное сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Этот пальчик хочет спать

    Этот пальчик лег в кровать

    Этот пальчик чуть вздремнул

    Этот пальчик уж уснул

    Этот крепко-крепко спит

    Тише, тише, не шумите…

    Солнце красное взойдет,

    Утро ясное придет,

    Будут птицы щебетать,

    Будут пальчики вставать!

  1.  Тема: Космос.

"Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе лететь.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

  1.  Тема: Птицы.

Десять  птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:-Хлопаем в ладоши

Десять птичек – стайка. -Растопыриваем пальцы на обеих руках

Эта птичка – соловей, -Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,-Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. -Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей

Птички, птички – по домам!-Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой- крыша

  1.  Тема: Комнатные цветы, травянистые растения.

Вот перед нами бутон,

Таит секреты он.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Из бутона раскрываются цветы

Необычной красоты.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Шевелим пальчиками, лепестками цветка.

Влево – вправо,

Влево – вправо.

Наклоняем цветочек в разные стороны.

Закрываются цветы

Необычной красоты.

Закрываем цветок, прижимая пальчики друг к другу.

Засыпают все цветы,

Ночью спать они должны.

Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим.

  1.  Тема: День Победы.

«На параде»

Как солдаты на параде, (Сжимаем, разжимаем кулачки).

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз, (Хлопки в ладоши).

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей!

  1.  Тема: Цветы. Насекомые.

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Заглядываем в "улей".)

Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

  1.  Тема: Водный мир.

Морские животные

На дне лежит звезда морская

И еж морской по дну ползет,

Морская плавает корова,

А мимо лев морской плывет,

Морские плавают коньки

С друг другом на перегонки.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя морских животных.

  1.  Тема: Здравствуй лето.

«Наши алые цветочки»

Наши алые цветочки,

Распускают лепесточки, (Плавно разжимают кулачки).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Машут перед собой руками).

Наши алые цветочки,

Закрывают лепесточки,

Головой качают (Плавно сжимают руки в кулачки).

Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе "Осень"

quot;Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях ...

Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе

Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе...

Картотека "Пальчиковые гимнастики во второй младшей группе"

Материал содержит подборку пальчиковых игр и гимннастик для детей 3-х - 4-х лет по разным лексическим темам....

Календарно-тематическое планирование на неделю во второй младшей группе по теме недели "Здравствуй, детский сад!"

Представлено календарное планирование на неделю по теме "Здравстуй, детский сад!" на основе программы "От рождения до школы" Васильева, Вераска и др....

Картотека пальчиковой гимнастики во второй младшей группе

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях &q...

Пальчиковые игры во второй младшей группе по тематической неделе «Семья»

пальчиковые игры во второй младшей группе по тематической неделе "Семья"...