Мастер-класс «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»
консультация

Павлова Ольга Алексеевна

Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Буратино» г. Белебея

 муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Мастер-класс

«Социально-коммуникативное

развитие дошкольников»

Подготовила

воспитатель

логопедической

группы №10

О.А. Павлова

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у  дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие старших дошкольников.

Нашу встречу я хочу начать с притчи.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания.  У детей должны быть сформированы элементарные способности  домысливать события, умение владеть  контекстной речью.

На экране вы видите задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,    сопереживания,    формирование    готовности      к       совместной

деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная  деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему.

Чтобы ребенок нашел свое место среди сверстников необходимо создать сплоченный, дружный коллектив.    

     Даже младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает нас воспитателей формировать у детей умение доброжелательно относиться к окружающим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками, ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость, постепенно формируется сплоченный коллектив. Для создания сплоченного коллектива целесообразнее всего использовать специально подобранные игры.

Любая игра многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.

   Система игр состоит из четырёх блоков:

1. Игры на развитие умения сотрудничать;

2. Игры на умение активно слушать;

3. Игры на умение перерабатывать информацию;

4. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому). 

   Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно - в виде «игровых пятиминуток».

1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Карусель», «Поздороваемся необычно», «Встреча» и др. способствуют снижению  уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.  К данному блоку можно отнести и такие игры, как:

  • «Десять секунд». Дети за 10 секунд должны сгруппироваться по предложенным  признакам, например, по цвету волос, по цвету одежды и т.д.).

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

  • «Стиральная  машина»

 Цель: разви-ть коммуни-е навыки и хорошие взаимоотношения между детьми; воспитывать желание говорить друг другу  комплименты).

  • «Хор животных» (эта игра помогает взаимодействию отдельных объединений детей, сплачивает детский коллектив и приносит много радости и удовольствия от необычного исполнения знакомых песен);
  • «Подарок для всех» (Цветик-семицветик) – (цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?”

Повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы»: каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.

Застенчивым детям помогает работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон».

2 блок предусматривает игры для развития эмоций –  с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.), игры: «Угадай кто веселее», «Озорные обезьянки», «Свет мой, зеркальце, скажи», «Разговор без слов», «Сложи человечка» и др.. Эти упражнения  можно включать  (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала  занятия, заключительную часть или физкультминутку.

Разговор через стекло

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

  Можно использовать следующие игры и упражнения: «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга?», «Игры-ситуации».

Моим ребяткам понравилась игра «Ситуации».

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.

Детям предлагалось  разыграть ряд ситуаций, которые на днях произошли в группе, например:

1.Альберт и Игнат  поссорились – помирите их.

2.Дима, тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у Алёши  – попроси его.

3. Даша очень обидела Камиллу – попробуй попросить у неё прощение, помирись с ней.

4.Софья плачет – успокойте её.

5. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

6.Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? И т.д.

Но больше всего понравилась игра «Сладкая проблема».

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения.

Суть данной игры заключается в следующем, чтобы получить и съесть конфету, два игрока должны решить  одну проблему. Конфету может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от конфеты и отдаст её вам. Это правило, которое нельзя нарушать.

Первые игроки долго не могли решить проблему, кому же все-таки достанется  конфета, пришлось показать пример нам с Татьяной Николаевной. Следующие игроки данную проблему решили  быстро. Все договорились поделить конфету пополам. Я решила усложнить задание, и предложила ребяткам  договориться, у кого будет храниться конфета, чтобы съесть её вместе после ужина. Это задание оказалось   для   многих    достаточно    сложным,   но   после долгих    переговоров

договорились мирным путём.

Вопросы для обсуждения:

-Кто хотел, чтобы конфета осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

        Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряйте их попытки разрешать конфликт без применения силы,  с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших  детей можно использовать аналогичное поведение  героев литературных произведений.

        В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

  Очень хорошо влияют на сплочение детского коллектива всевозможные хороводные игры, которые желательно проводить в группе, а не только на музыкальных занятиях. Они помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников необходимо  проводить:

  •  сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации, игры-путешествия для закрепления правил поведения;
  •   нравственно-этические беседы, направленные на формирование этических и моральных норм поведения и развитие самоконтроля и самооценки;
  •  совместные праздники (дети разных групп), развлечения, походы, соревнования, фестивали, конкурсы;
  • разбор конфликтных ситуаций на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков).

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения хорошо использовать такие предметы и пособия как: мягкие молоточки, биты, подушки для боя, мягкие поролоновые мячики, молоточки для забивания деревянных гвоздей. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и выплеснуть  свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.

Для того чтобы научить детей совершать добрые поступки, хорошо завести   в

группе  копилку «Добрых дел». В этой копилке будут храниться добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели необходимо подвести итог и выяснить, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел, таких детей можно наградить медалями.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Поэтому, я хочу предложить вам ещё одну очень интересную  работу с детьми – создание мультфильмов, которая окажет положительное влияние

на социально-коммуникативное развитие дошкольников, так как включает в себя все виды детской деятельности (игровую, исследовательскую, изобразительную, предметную, познавательную и др.) и предполагает  совместное творчество детей, педагогов и родителей. Создавая мультфильм совместно с ребенком, мы можем обогатить словарный запас детей, развить познавательную активность, связную речь, мышление, общую и мелкую моторику. Процесс создания мультфильма позволяет сформировать у детей умение наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, совершенствовать навыки общения. Из опыта работы, могу сказать, что создание мультфильмов расширяет у детей объем разнообразных умений и навыков, повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку. Эмоциональное отношение к созданию фильмов требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении детей.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

Анимация  в мультфильмах   может быть:

  • графическая - где объекты рисуются вручную, выполняются с помощью аппликации;
  • объемная создается благодаря персонажам – различным куклам, в том числе и пластилиновым, оригами;
  • компьютерная анимация – вид анимации, в которой объекты создаются с помощью компьютера.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию  наш первый, совместно созданный мультфильм с помощью компьютерной анимации.  (Составили сценарий, выбрали фоны и героев, записали аудиоряд). 
      Если вы ещё не занимались данным видом работы, попробуйте. Вы увидите интерес в глазах малышей и то рвение, с которым они примутся за работу. Не забывайте: «Кто хочет делать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину».

Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей необходимо использовать разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, оформить информационный материал, разработать рекомендации для родителей с целью:

  • совершенствования собственных умений межличностного общения;
  • формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;
  • «шпаргалка для взрослых» или правила работы с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными, замкнутыми).

 Таким образом, внимание родителей будет привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

И в заключении я предлагаю вам  поиграть.

1."Волшебные конфеты"

Цель: развитие чувства эмпатии.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

                Примеры высказывания детей:

  • пусть они избавятся от болезней
  • пусть никогда не умирают
  • пусть все долго живут
  • пусть у всех будет дом
  • пусть у всех будет обед
  • пусть все хорошо живут
  • пусть все дружно живут
  • пусть все будут счастливы

И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», дети кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят «До новых встреч!».

2. Упражнение «Дружественная ладошка».

 Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

 Участникам раздаются листки бумаги.

 Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

 - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Уважаемые коллеги!

Закончить наше общение хотелось бы словами Антуан де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

     Спасибо всем за участие!»

 Пусть исполняются самые несбыточные ваши мечты и самые нереальные желания! Всего вам доброго и светлого...

Советы родителям

Что же конкретно можно делать с детьми в этом возрасте, чтобы отношения были по-настоящему близкими, связь крепкая, а у ребёнка было достаточно материала, чтобы формировать свои ценности и нравственные установки? Здесь я поделюсь своим опытом.

На мой взгляд, главное и основное — это разговаривать, обсуждать с ребёнком ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Во дворе подрались ребята. Прохожий замахнулся или ударил собаку. В автобусе — скандал, кто-то кому-то наступил на ногу. На площадке упала и ударилась девочка.

Такие ситуации происходят на каждом шагу. Важно замечать хотя бы некоторые из них. Можно говорить ребёнку о том, что вы думаете о развернувшейся перед вами картине. Например: «Ребята поссорились — начали драться. А можно было бы попробовать поговорить, объясниться и т.п.».

А можно спросить самого ребёнка, что он думает о том, что видел. «Как ты думаешь, стоило ли этим ребятам драться? А в каких ситуациях, на твой взгляд, можно драться? А можно было бы поступить по-другому? А ты бы как сделал?»

Лично мне вариант с вопросами нравится больше. Ребёнок учится думать и анализировать ситуацию самостоятельно и при этом формирует свои ценности и установки, основываясь на своих мыслях, а, значит, получает свой опыт. Но при этом вы рядом и можете рассуждать с ребёнком вместе, рассказывать, как это было у вас, и что вы по этому поводу думаете.

Детские книги и фильмы дают богатейший материал для обсуждения. Главное, когда читаете ребёнку, не торопитесь, не спешите перейти к следующей сказке или фильму. Спросите ребёнка, а как бы он поступил на месте главного героя, что понравилось ему в сказке, а что испугало и почему. Чему учит эта история, и встречалось ли ему что-то похожее в жизни? А может быть, что-то похожее случалось в вашей жизни? Расскажите об этом — ваши истории и опыт будут для вашего ребёнка ценнейшими подарками, которые он будет хранить в своем сердце всю жизнь.

C:\Users\999\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20160921_083406.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Мастер- класс для педагогов «Обучение дошкольников пониманию и принятию другого человека, как значимого и ценного»

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Не секрет, что в нашей стране и за рубежом обострилась ...

Мастер класс "Веселая йога для дошкольников"

Ознокомление педогогов с некоторыми методами оздоровления детей....

Мастер-класс «Нетрадиционная форма оздоровления дошкольников: хатха - йога» /младший возраст/

Цель: Ø Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.Ø Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.План: 1.     Теоретическая часть.2....

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»

Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...