Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
статья

Развитие логического мышлления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vch-2020.docx396.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр.

Для успешного освоения программы в школе, детям необходимо не только много знать, но и логически мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, смекалку.

   Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

   Сегодня в дошкольных учреждениях много внимания уделяют развитию речи, экологическому и нравственному  воспитанию, физическому развитию, развитию же логического мышления детей внимание уделяется эпизодически. Хотя в настоящее время  способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли требуется каждому.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций, которые являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время, в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития логического мышления  мало.

Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других признаков предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако, если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Старший дошкольный возраст – начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом. Именно поэтому, работу по программе необходимо начинать именно с этого возраста.

Роль логики невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих его способностей.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса обучения детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста и самый эффективный способ их развития, при условии, если выдержана система.

Работу по развитию логического мышления детей мы начали, учитывая мнение ученых, со старшего возраста. В начале года провели мониторинг, чтобы понять, насколько развиты мыслительные операции у детей.  В течение первого года работы мы знакомили детей с основными операциями логического мышления. Для этого  мы разработали перспективное планирование на год, занятия проводили раз в неделю. Структура каждого занятия включала в себя: кинезиологическое или нейроупражнение, знакомство с определенной логической операцией, которую закрепляли в развивающих играх, комбинаторные задачи, проблемные ситуации, творческие задания, графомоторные упражнения, интерактивные игры, лабиринты, головоломки. Много внимания уделяли работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

При реализации поставленных перед нами задач, мы старались соблюсти принципы, которые направлены на то, чтобы поддержать интерес ребенка к знаниям в самом начале, чтоб его даже малые неудачи не охладили его интерес.

1. Начинали занятия с посильных для детей задач.

2. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи.

3. Поощрение за успех.

4. Необходимая помощь для уверенности ребенка в своих силах.

5. Обучать в игровой деятельности.

  Помимо запланированных игр, в совместной деятельности  используем такие игры и упражнения:

1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.

2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие  концентрации внимания, наблюдательности.

3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.

4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.

5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.

   Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.

1. « Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)

2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.

3. « Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.

4. « Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.

5. Нахождение ресурсов системы, т.е. как по-новому можно использовать определённый объект.

6. Моделирование загадок с целью формирования умения выделять главные признаки, качества объекта.

7. Лжезагадки, лжезадачи, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т.д.

Качество   развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Поэтому в своей работе используем такие игры:

1. «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?» - на развитие зрительной памяти.

2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что стучит?» - развитие слуховой памяти.

3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.

4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.

5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.

Большое внимание уделяем словесным упражнениям, которые используем во всех режимных моментах в течение дня: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти  и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи.

По нашим наблюдениям, развитие логического мышления в дошкольном возрасте, значительно повышает качество речевого развития детей:  обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать,  анализировать, доказывать, делать выводы.  А это является важным показателем для успешного обучения в школе.

При помощи поэтапных, специально подобранных занятий, у детей складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.

 Казалось бы,  в дошкольном возрасте рано начинать развивать у детей умение логически мыслить.  Исходя из опыта, мы считаем, не рано. Ведь все мы знаем, что 80% развития головного мозга проходит до 7 лет, 20% на всю оставшуюся жизнь и, как правило, в школе уже бывает поздно….

Для родителей нами были предложены ряд консультаций: «Игры на развитие логического мышления», «Поиграй со мною, мама», «Настольные логические игры», «Веселая математика дома», «Развитие словесно-логической памяти».     Также родители были приглашены на   открытое занятие «Маленькие логики» с использованием интерактивной доски, на котором мы поделились   нашими успехами.

Проделанную нами работу можно считать эффективной, об этом свидетельствует положительная динамика в развитии логического мышления детей. Улучшились результаты мониторинга не только по ФЭМП, логическому мышлению, но и по развитию речи.

В процессе реализации программы были достигнуты следующие результаты:

  • Дети научились определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • Воспитанники путем рассуждений решают логические, нестандартные задачи, выполняют творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находят ответ к математическим загадкам, решают комбинаторные задачи;
  • Дети быстро и правильно отвечают во время разминки на поставленные вопросы;
  • Выполняют  задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
  • Выполняют  графические диктанты, умеют ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
  • Дети решают логические и проблемные ситуации, делают умозаключения  и выводы;
  • Умеют  ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиваться результата.

Список литературы:

  1. А.А.Смоленцева «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», -Детство-пресс, 2004
  2. В.Г.Гоголева «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет»-Изд.: Детство-пресс,2004
  3. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр

Статья посвещена вопросу  ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...

План самообразования педагога «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр».

Мы живем в 21 веке – это век информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становит...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (Опыт работы воспитателя детского сада)

Опыт работы воспитателя по развитию логического мышления у  дошкольников посредством дидактических игр....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"

Курсовая работа "Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр"...