Методические темы
материал

Cигеева Анна Геннадьевна

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_tema.docx22.17 КБ
Файл metod.tema_sigeeva_a.g.docx473.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии,

как средство укрепления здоровья и развития речи детей 1 младшей группы ».

Воспитатель : Сигеева А.Г.

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями способствующими развитию речи детей, раннего возраста. 

I.Подготовительный этап.

II. Работа с детьми.

Подбор литературы, повышение знаний, беседа с родителями.

Наблюдение за поведением детей.

II. Работа с детьми.

Сентябрь.

Диагностика уровня физической подготовки детей и развития речи.

Октябрь.

  • - Утренняя гимнастика;
  • - Подвижно – речевые игры;

- Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

  • (Для самомассажа рук и пальцев также использую су – джок массажеры, массажные мячики)
  • - Игры с прищепками;
  • -  Игры по сенсорному развитию
  • - Прогулки и игры на свежем воздухе;
    -Игровые ситуации;
  • - Массажные дорожки, воздушное закаливание.

Ноябрь, декабрь.

- Гимнастика пробуждения;

- Дыхательная гимнастика;

-  Музыкальное воздействие;

- Игры с пробками от бутылок;

- Зрительная гимнастика.

Январь- февраль.

Март, апрель, май.

- Дыхательно-

артикуляторный тренинг;

- Релаксационная гимнастика;

- Игры с сыпучими материалами;

- Игра с карандашом.

III.Работа с родителями

Постоянно.

Консультация для родителей «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ»
-Анкетирование для родителей «Растём здоровыми?»
Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики»
Помощь родителей в создании предметно- развивающей среды: оформление уголка здоровья, изготовление дорожек здоровья, пособий для мелкой моторики рук
-Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях»

Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» 
Совместное оформление семейной газеты «Здоровей-ка»
Папка - передвижка:
" Оздоровительно -
 развивающие игры с детьми дома"
Памятка « Пальчиковые игры»

IV.Изучение литературы.

  1. 1. Алямовская.В.Г. « Как воспитать здорового ребенка»
    2. Авторы- составители М.А.Павлова ,М.В.Лысогорская, Здоровьесберегающая система ДОО, методическое пособие,Волгоград,2016.г.
    3.Картушина.М.Ю «Зеленый огонек здоровья»,Москва,2007.г.
    4. Кузнецова А.Е. «Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3 лет», РИПОЛ КЛАССИК ДОМ. 21 век .Москва,2007 5.Цвынтарный В.В. « Играем пальчиками и развиваем речь». Нижний Новгород. Издательство «Флокс», 1995.
    6.Узорова О.В ,Нефедова Е.А «Пальчиковая гимнастика» Москва,АСТ- Астрель,2005
    7.Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие
     технологии в ДОУ»-методическое пособие, ТЦ Сфера 2007.

V.Ожидаемые результаты:


-
снижение показателей заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
- формирование у детей и родителей осознанного
 отношения к своему здоровью;



Предварительный просмотр:

Рисунок развивает мелкую моторику рук, что положительно сказывается на умственном развитии, формировании почерка. К сожалению, детям бывает трудно выполнять поставленные задачи. Если посмотреть на программу, можно увидеть, что даже взрослый с ней не справляется. Поэтому все чаще воспитатели в детсадах прибегают к нетрадиционным методикам рисования.

Нетрадиционное рисование в средней группе.

Значение рисования трудно переоценить, так как оно дает возможность сформировать:

  • наблюдательность;
  • умение смотреть и видеть;
  • вкус;
  • способности к творчеству – как те, которые образуются за счет мышечной памяти, так и психологический настрой.

Главная особенность этого метода – полная свобода, красота и простота. Ребенка 4-5 лет, как и любого другого человека, привлекает возможность не подчиняться правилам, веселиться во время занятия, и в результате получать красивый и яркий рисунок.

В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Идея внедрить нетрадиционные методики в рисовании в средней группе не должна казаться сложной.

Стандартные методы рисования в ДОУ ограничены листом, карандашом и красками, а нетрадиционные используют в своем арсенале все, что есть под рукой. Главный критерий – яркость, живописность, простота и скорость, с которой можно достичь результата.

В процессе творческой деятельности ребенку бывает трудно соотнести реальный объект с его изображением. Подобных трудностей при нетрадиционных методиках может быть еще больше, так как упор идет либо на абстракцию (узор), либо на стилизацию (животное из ладошки).

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду.

Дети увлекаются в процессе, так как ничто не ограничивает их фантазию. Возможность самостоятельно выбрать, как применить тот или иной метод, развивает инициативность, самостоятельность и креативность.

Нетрадиционное рисование в средней группе имеет важный психологический подтекст. Установлена тяга ребенка к рисованию, цель которого – выразить собственные эмоции касательно окружающего мира. В малом возрасте поступает слишком много знаний и новых впечатлений, которые надо выплескивать.

Нельзя сказать «красиво» или «некрасиво», глядя на результат нетрадиционных техник рисования. Это продукт нестандартного применения новых материалов, который не поддается оценке. Если использовать нетрадиционные техники рисования в детском саду в средней группе, то можно:

  • избавиться от детских страхов;
  • дать чувство уверенности в своих силах;
  • ознакомить с новыми материалами;
  • не дать готового ответа, а заставить думать, искать решение;
  • тренировать воображение, чувство гармонии в рисунке (композицию, движение, равновесие, форму, цветовую палитру).

Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста

Чтобы занятие прошло успешно, преподаватель должен сам уметь использовать нетрадиционные техники. В основном это не составит труда благодаря простоте этих методик.

Методика рисунка тычком

Ребенок рисует тычком (свернутые кусочки ткани). В начале занятия необходимо изготовить тычок. Далее на бумаге рисуется форма объекта (можно с помощью трафарета). Тычок смачивается в краске, после чего можно заполнять пустое пространство.

Ладошковая живопись

Ладошка раскрашивается одним-двумя цветами, после чего ставиться отпечаток на бумагу. Кисточкой прорисовываются детали.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-2.-ZHiraf-iz-ladoshki.jpg

Жираф из ладошки

Рисование пальцами (пальцеграфия)

Разукрашиваются пальцы, ставятся отпечатки. Можно делать как отдельные фигуры (дорисовывать их кисточкой), так и заполнять узорами площадь листа.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-3.-Risunki-paltsami.jpg

Рисунки пальцами

Техника рисования зубной щёткой

Кисточка смачивается в краску, после чего надо брызгать на бумагу.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-4.-Derevo-iz-bryzg-ot-zubnoj-shhetki.jpg

Дерево из брызг от зубной щетки

Техника штампов природными материалами

Для этого можно использовать листья, картофель, морковку или яблоки. Из половинок овощей и фруктов вырезается узор, после чего наноситься краска и делается штамп. Листья не надо обрезать, достаточно сразу перейти к разукрашиванию.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-5.-Otpechatok-listikom.jpg

Отпечаток листиком

Ниткография

Нитки хорошо пропитываются в баночке с краской, можно в нескольких. Нитка выкладывается на бумагу. Необходимо следить, чтобы кончики выступали с двух сторон листа минимум на 5 см. После этого нитка накрывается вторым листом бумаги, который надо крепко удерживать. За концы  нитка распрямляется под вторым листом.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/05/Risunok-6.-Nitkografiya.jpg

Ниткография

Рисунок клеем и манкой

Берется картон, желательно темный или яркий. На него клеем наносится узор. После чего, не дожидаясь высыхания, надо присыпать клей манкой.

Рисунок через марлю

Марля опускается в краску, разведенную водой, после чего можно тыкать ею бумагу вокруг трафарета или внутри контура.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционных техник рисования много, поэтому, чтобы успеть опробовать все, можно воспользоваться перспективным планом. В нем предложены темы занятий для каждой методики. Ниже приведен пример составления перспективного плана.

Тематическое планирование по нетрадиционному рисованию в средней группе.


Месяц


Тема


Кол-во занятий


Задачи


Содержание, предварительная работа


Материалы


Октябрь


«Осеннее дерево»

(тычок щетинной кистью)


2


Совершенствовать умение рисовать в технике тычка. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.


Пальчиковая гимнастика «Деревце», «Осенние листья»; дид.игра «Выложи дерево из крышек», игра с прищепками «Дерево»; рисование на манной крупе «Дерево»; подвижная игра «Раз, два, три листик собери», «Раз, два, три к дереву беги»; рисование «Обведи листик по трафарету и закрась»;  наблюдение во время прогулки за деревьями, листопадом; изготовление совместно с родителями поделок из природного материала.


Жесткая кисть, гуашь, салфетки, иллюстрации.


Творческая мастерская

«Украшение платочка»

(рисование пальчиками, печать пробками)


2


Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма.


Пальчиковые игры «Варежки, сапожки, крючки», рассматривание платков; мозаика «Выложи узор»; выкладывание узоров из тесемки, ленточек, пуговиц; шнуровки «Вышей орнамент»;  нанизывание бус на нитку; вышивание лентами и шнурками на решетке для раковины.


Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробки, салфетки, платки.


Ноябрь 


«Рыбки»

(печатание пробками, тычок ватной палочкой, пуантилизм, рисование пальчиками, рисование смятой бумагой)


2


Вызвать у детей интерес к образу рыбки,  упражнять раскрашивать разными способами с применением нетрадиционной техники - пуантилизм, добиваться выразительности образа путём контрастного сочетания цветов; воспитывать желание оказать помощь одинокой рыбке. 


Пальчиковая игра «Рыбки плавают, резвятся…», «Речка и рыбки», «В парке есть глубокий пруд»; наблюдение за рыбками в аквариуме; беседа о рыбках; игра на дыхание «Рыбки»; настольная игра на мелкую моторику рук «Мозаика»; выкладывание морского дна ракушками, камушками, бусинками; подвижная игра «Рыбаки и рыбки»; выкладывание из палочек «Рыбка», «Ракушка», рисование на крупе «Шторм»; презентация «Морские обитатели».


Силуэты рыбок, гуашь, ватные палочки, пробки, бумага, фломастеры, салфетки, презентация с изображением рыбок, скотч, нарисованный аквариум с рыбкой.

 


Творческая мастерская

 «Ёжик»

(рисование смятой бумагой)


2


Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.


Пальчиковые игры «Наш лужок», «Ёжик»; выкладывание из палочек фигурки (ёж); беседа «Ежиха с ежатами»; настольная игра на мелкую моторику рук из прищепок «Колючки для ёжика»; самомассаж с колючим мячиком.


Силуэт ёжика, гуашь, смятая бумага, картина «Ежи».


Декабрь


«Первый снег»

( рисование пальчиками)


2


Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег помощью рисования пальчиков. Воспитывать аккуратность.


Пальчиковые игры «Снежный ком», «Снеговик», «Как на ёлке снег», «Мороз»; наблюдение за снегом  на прогулке; экспериментальная деятельность «Снег – вода»; рассматривание фотоиллюстраций «Зимний пейзаж»; рисование на крупе «Зимний пейзаж». 


Лист бумаги тонированный синим и серым цветом, белая и коричневая гуашь, кисти, иллюстрации «Зима в лесу».


«Украсим елку бусами»

(рисование пальчиками, печатание пробками)


2


Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробками, учить чередовать бусины разных предметов.


Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», выкладывание ёлочки из счетных палочек, фасоли, камушек;  рисование ёлки на крупе; обводка трафарета елки и штриховка; рассматривание ёлки в музыкальном зале; наблюдение за ёлкой на прогулке, рисование новогодних игрушек из пластилина; сухой бассейн «Найди игрушки».


Готовые ёлки из цветной бумаги, гуашь, пробки, салфетки.


Январь 


«Красивые снежинки»

(свеча + акварель)


2


Упражнять в рисовании свечкой снежинок, закрепить умение тонировать рисунок. Воспитывать аккуратность.


Пальчиковые игры «Снежок», «Снежинка»; рисование по крупе «Узор», выкладывание из пуговиц, камушков, ракушек, бусинок «Снежинка»; шнуровки; рассматривание снежинок на прогулке; выкладывание из счетных палочек «Снежинка».


Свеча, акварель, кисти, вырезанные снежинки из бумаги.


Творческая мастерская

«Весёлый снеговик»

(тычок жесткой кистью, рисование пальчиками)


2


Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.


Пальчиковая игра «Снег», «Мы во двор пошли гулять»; игр.упр-е с ватой, бумагой «Снежок»; опыты со снегом; наблюдение за снегом, принесённым с прогулки лепка снеговиков из пластилина; лепка снеговиков на прогулке; рисование на манной крупе; выкладывание из камушек, ракушек, пуговиц фигурки Снеговика чтение русской народной сказки «Снегурочка».


Снеговик, вырезанный из серой бумаги, белая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного, черного цвета в мисочке, салфетка.


Февраль


Творческая мастерская

«Самолёт»

(печать по трафарету)


2


Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь. Воспитывать аккуратность.


Пальчиковые игры «Семья», «Кто приехал», «Самолёт»; выкладывание фигурок и палочек (танк, самолёт); беседы о папах, 23 февраля; чтение стихотворений А. Барто «Кораблик», «Самолёт», «Грузовик»; рассматривание альбома на тему 23 февраля; п. игры «Кто быстрей», «Папины тапочки», «Самый ловкий»; сюжетно – ролевая игра «Семья», «Шофёры».


Поролон, трафареты, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец.


Творческая мастерская

 «Цветочек для папы»

(рисование ладошками + аппликация)


2


Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лепесточки. Развивать цветовосприятие.


Пальчиковые игры «Распустились цветы», «Мак, хризантемы», «Красивый цветок»; рисование на крупе «Цветы», выкладывание мозаики, из палочек «Ваза», «Цветок»; рассматривание комнатных растений в группе.


Лист бумаги, гуашь разных цветов, силуэты ваз, клей,  кисти, салфеточки.


Март 


«Нарисуй и укрась вазу для цветов» 

(печать по трафарету, примакивание)


2


Совершенствовать умение в данной технике, закреплять умение печатать по трафарету. Воспитывать аккуратность в работе.


Пальчиковые игры «Распустились цветы», «Мак, хризантемы», «Красивый цветок»; рисование на крупе «Цветы», выкладывание мозаики, из палочек «Ваза», «Цветок»; выкладывание из крышек «Цветы для бабочек»; выкладывание из ленточек, тесемок, пуговиц «Красивый узор»; рассматривание комнатных растений в группе.


Лист формата А4 тонированный, гуашь, кисти, трафареты, иллюстрации с изображением натюрмортов.


Творческая мастерская

 «Сказочный мир иллюстраций»

(тычок жесткой кистью)


2


 Расширить представление  детей о творчестве художников – иллюстраторов, Развивать наблюдательность, анализировать, сравнивать предметы, развивать художественное восприятие иллюстраций, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных.


Пальчиковая гимнастика «Собачка», «Апельсин», «Кошка»; подвижные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Волк и зайцы»; чтение рассказа «Волчишка»; рассматривание альбома «Домашние животные», «Дикие животные», беседа о животных; дид. игра «Кто позвал?», самомассаж  с карандашом, колючим мячиком; сухой бассейн «Нади животных на ощупь».


Авторские рассказы и иллюстрации   Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Курочка», «Волчишка», гуашь, кисти, салфетки. 


Апрель 


«Весеннее дерево»

(печатание печатками из ластика)


2


Совершенствовать умение рисовать дерево (ствол, ветки), используя печатки из ластика, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность в работе


Пальчиковая гимнастика «Деревце», «Листья»; дид.игра «Выложи дерево из крышек», игра с прищепками «Дерево»; рисование на манной крупе «Дерево»; подвижная игра «Раз, два, три листик собери», «Раз, два, три к дереву беги»; рисование «Обведи листик по трафарету и закрась»;  наблюдение во время прогулки за деревьями.


Лист бумаги, гуашь, кисточки, печатки из ластика   в форме листика.


Творческая мастерская

 «Салют»

(тычок жесткой кистью)


2


Продолжать развивать умение рисовать тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; 


Пальчиковая игра «Праздник», «Салют», «У нас праздник»; беседа о праздниках, рассматривание салюта на слайдах, фотографиях, выкладывание из крышек, мозаики пучки салюта, рисование на крупе «Салют». 


Тонированный лист, гуашь разных цветов, щетинные кисти, салфетки, фотографии с изображением салюта.


Май 


Творческая мастерская

 «Бабочка - красавица»

(кляксография)


2


Продолжать знакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видам, учить детей сравнивать, анализировать, учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ; развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность. воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.


Пальчиковые игры «Бабочка», «Божьи коровки», «Жук»; выкладывание из палочек – жук, бабочка; подвижные игры «Жуки»; экологическое лото «Насекомые»; рассматривание альбома «Насекомые»; чтение К. Чуковского «Муха – цокотуха».


Фигурки для фланелеграфа (разные виды бабочек); краски (акварель или гуашь), кисти, стаканчики с водой, салфетки; бумага, сложенная пополам; фломастеры или карандаши.

 


Творческая мастерская

 «Радуга - дуга»

(рисование ватными палочками)


2


Развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой; развитие воображения, фантазии; развитие чувства цвета, восприятия цвета; продолжать знакомить с техникой рисования гуашью ватными палочками.


Пальчиковая игра «Радуга», «Дождик»; выкладывание из крышек, мозаики, пуговиц, камушек – радуга; заучивание потешки «Радуга», наблюдение за природным явлением, рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением радуги; заучивание стихотворения «Каждый охотник …»; 


 Картинки с изображением радуги; гуашь, листы бумаги, ватные палочки, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития методической темы

Данна программа развития составлена мною как участником конкурса методических служб ДОУ города Твери. Методическая тема посвящена оздоровительной работе в ДОУ....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Отчёт по работе над методической темой

Методическая тема: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей"....

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Планирование работы по самообразованию и методической теме образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:"Знакомство с устным народным творчеством".

Планирование по самообразованию и методической теме "Знакомство с устным народным творчеством" образовательной деятельности в подготовительной группе...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...