Руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Слизкина Анна Борисовна

В статье представлен материал о различных подходах к руководству сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми.

Игра ребенка  дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.  

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

 Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно0ролевыми играми:

1.Развитие игры как деятельности;

2.Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Их  можно условно  разделить на традиционные,  разработанные педагогами  Р.И. Жуковской,  Д.В. Менджерицкой и новые, исследованные в последние годы педагогами Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко.

   В традиционном руководстве сюжетно  – ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создаёт у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при  непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением.   С детьми 4 – 6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книгу книги, провести беседу.

Используемые воспитателями приемы руководства могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой  осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и  т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Прямые приёмы руководства игрой (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры,  предложение новой темы игры и др.)  дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.  Основное условие их использования - сохранение  и развитие самостоятельности детей в игре.

  Итак, традиционный подход  включает следующие компоненты:

–   обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

–   обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

–    своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

–    активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

–    умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

 Иной подход к руководству играми в исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Р. А. Иванковой. Они развивают мысль о том, что сами дети становятся естественными носителями игровой культуры, то есть овладевают игровой деятельностью. Ввиду того, что этот процесс проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного процесса. Однако это не всегда возможно, поскольку зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть социальных влияний. Взрослый заменяет детям недостающих старших товарищей, участвующих в играх на правах партнера. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда они почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, замещающего ребенка-партнера, усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру особым образом так, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети ставились перед необходимостью использовать новый более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала открывают способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельною игру с различным содержанием.

        Итак, метод руководства сюжетно-ролевой игрой по Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой предусматривает реализацию следующих принципов:

 - Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе сними;

 - На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

- На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером.

Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры  и её управлению, а не деятельностью детей в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

"Сюжетно-ролевая игра в детском саду"Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творче...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка. Игра не може...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду»

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду» ...

Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Мастер класс  выступление на педсовете....

Консультация для педагогов Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в группах детского сада «Вторая жизнь картону»

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямойзависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкре...