План самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».
материал (средняя группа)

План самообразования на тему «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samobrazovaniya_2020.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования 

2020 г.

Воспитатель: Галаева Наталья Валерьевна

Средняя группа №13 «Земляничка»

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, воспитание у детей средствами художественной литературы общечеловеческих ценностей, культуры речевого общения..

    Задачи:

  • формирование интереса к художественной литературе и эмоциональной отзывчивости на неё, обеспечение усвоения содержания произведений;
  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; 
  • приобщение детей к словесному искусству ( умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса);
  •  приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

Актуальность выбранной темы

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Во многих семьях детям разрешают пользоваться интернетом и смотреть ТВ , но в редкой семье существуют традиции семейного чтения.

 Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.  Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоцииразвивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Также книга-это источник знаний об окружающем мире.

Не стоит забывать и о том, что через чтение книг взрослый особенно легко может установить эмоциональный контакт с ребенком, что особенно важно для современных семей, где взрослые зачастую предпочитают «передать» функцию чтения телефонам, ТВ и компьютерам, тем самым теряя такой важный контакт.

Таким образом, несомненно художественная литература является одним из основных средств всестороннего развития ребенка.


.План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Сентябрь-май

 Изучение методической литературы по теме самообразования:

1. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

2. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Подбор художественной литературы для чтения детям, в том числе в соответствии с программой «От рождения до школы»  и лексическими темами

Создание в группе РППС

 «Центр речевого развития»«Уголок книги»

Сентябрь-

май

 Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Октябрь

Чтение художественной литературы про осень. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций на тему осени, пересказ, составление рассказа по картинке.

 «Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов,  «Грибы» И. Соколов-Микитов — И. Бунин «Листопад»

Подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Картотека иллюстраций на тему «Осень»

«Времена года»«По грибы»«Урожай»«Лес осенью»«листопад»

Ноябрь

 Продолжение чтения литературы про осень

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.» И. Соколов-Микитов,  «В лесу» И. Соколов-Микитов,  «Грибы» В Бианки «Прячутся» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» Я. Аким. «Первый снег»;Украинская народная сказка «Колосок»

Дидактические игры «Доскажи словечко»«Придумай конец»«Кто в домике живёт?»«Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой казки?»«Составь рассказ по картине» и др.  

Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

Декабрь

Чтение и заучивание стихотворений о зиме, зимних животных , Новом годе, беседа о прочитанном,

заучивание стихов, рассматривание сюжетных картин о зиме, зимних забавах, дидактические игры

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», Г. Скребицкий «4 художника. Зима», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» В. Бианки «Синичкин календарь», М. Горький «Воробьишко»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке», Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

 

Пополнение картотеки иллюстраций картинами на тему зима, зимние забавы, новый год.

Видео-поздравление с Новым годом в стихах

Январь

Чтение литературы, способствующей воспитанию этических норм – дружба, взаимопомощь, честность.

Л. Толстой «Косточка», сказки В.Сутеева, Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

К. Чуковский, «Тараканище»,

 Беседа по прочитанному, сюжетные картины, дидактические игры

Составление списка рекомендованных книг по лексическим темам

Февраль

Чтение литературы, способствующей привитию  нормах этикета

А. Усачев «Этикет для детей различных лет», «Федорино горе»;

Беседа о прочитанном, закрепление основных прави этикета

 Чтение об армии ко Дню защитника Отечества

А. Барто «На заставе»

Иллюстрации «День Защитника отечества»«Наша армия сильна»

Изготовление поделок «Подарок папе»

Март

Чтение литературы о весне, 8 марта.

Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.) «Иди, весна, иди, красна». А. Милн «Непослушная мама» Г. Виеру «Мамин день» Е. Серова «Подснежник», И. Токмакова «Весна»

Чтение о семье

 Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям, В. Вересаев «Братишка», М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки»

Заучивание стихов –поздравлений маме, рассматривание иллюстраций  о весне, о семье, составление рассказа о семье.

Выставка рисунков «Моя семья»

Апрель

Чтение литературы о животных

Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и козел», К. Ушинский. «Бодливая корова»; В. Бианки. «Первая охота», В. Бианки «Купание медвежат», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Четверостишия о животных,

Рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном, пересказ, составление описательного рассказа о любимом животном

игра «Расскажи стихи руками»

Май

Отчёт по теме самообразования.

Составление картотеки прочитанных произведений

                                                                Работа с родителями:

  • Совместная с родителями организация полки кросс-букинга в группе
  • Акция «Книжкина больница» ( «лечим» поврежденные книги)
  • Ежемесячное составление списков книг, рекомендованных к прочтению «Читайте вместе с детьми»
  • Консультации для родителей на темы :
  • «Роль книги в развитии речи детей»
  • «Памятки для родителей по обучению связной речи» 
  • «Воспитание сказкой  радость встречи с книгой»
  • «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей»

Перспективы на следующий год:

Продолжить работу по теме: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» (согласно возрастной группе);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

Самообразование на тему: Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка

Консультация для педагогов: Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»....

Отчет по плану самообразования на тему «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

Отчет о проделанной работе по плану самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год

Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....

План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.Через...