Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ. Повышение компетентности родителей.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей....в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией нам приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы работы учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Повышение компетентности родителей.

Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе.

В 3аконе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Рассматривая проблему организации работы логопеда с семьей, мы приходим к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Задача учителя-логопеда помочь родителям правильно организовать коррекционную работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Важно видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.                  

Для достижения положительных результатов в данном направлении, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников учителя-логопеды нашего детского сада используют различные методы и формы работы.

              Одна из форм взаимодействия с родителями, которая является актуальной и на сегодня - это родительские собрания. Родительские собрания организуются  в форме «круглого стола», «логопедической гостиной». Самое главное  создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно. В ходе таких встреч возможно решение организационных вопросов, а так же обсуждение общих теоретических вопросов коррекционной работы. При качественном проведении родительские собрания полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом. Хотя в основном  родители при этом выступают как пассивные наблюдатели или слушатели.

        Работая с широкой аудиторией, для её активизации, мы часто используем в своей деятельности семинары-практикумы и мастер-классы. Благодаря которым, родители обучаются новому, становятся на ступень ближе к специалисту и сами становятся немного педагогами в работе со своим ребёнком. В рамках такого взаимодействия родители перестают быть благодарными слушателями, они включаются в различные виды деятельности  делятся своими  мыслями, наблюдениями, проявляют свое творчество.  В момент проведения взаимодействия в данном формате родители получают практические знания, которые пригодятся в работе дома и помогут сделать работу с ребёнком более эффективной и приятной. Данный вид деятельности настолько вызвал интерес у родителей нашего учреждения, что вылился в проектную деятельность всего ДОУ «Взаимодействие с семей……..». Следует отметить, что все мастер-классы, семинары-практикумы основывались на теоретической базе коррекционной педагогики, что помогало родителям не выполнять работу шаблонно, а раскрывало её значимость и необходимость.

        Хорошей традицией в работе с родителями стало проведение Дней открытых дверей. Родители становятся, не только слушателями, исполнителями, но и включаются в образовательный процесс, что, несомненно, помогает им реально увидеть полноценную коррекционную работу, методы, приемы, которые учителя-логопеды используют в своей деятельности, почувствовать свою значимость в выполнении методических рекомендаций. Ведь закрепленный материал дома поможет ребенку легче усваивать новый материал, что является основной базой для формирования у воспитанников успешности.

        К фронтальным формам взаимодействия с семьями воспитанников можно отнести  вспомогательные наглядные средства: консультационно-информационные стенды, тематические выставки литературы, пособий, игр, памятки, брошюры, что активно используют в нашем детском саду учителя-логопеды.

        Сотрудничество семьи и учителя - логопеда становится всё более востребованным; мы ищем  новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечили решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально. Логопед обязан идти в ногу со временем.

         Многие индивидуально-подгрупповые традиционные формы работы учителей-логопедов, в связи с развитием информационных технологий приобрели новый формат. Мы продолжаем сотрудничать с родителями, приглашая их посетить Родительские пятиминутки микрогруппами или индивидуально.  

         В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией нам приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. На данном этапе мы часто  используем  методы взаимодействия, с помощью которых есть возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома. В период дистанционного обучения традиционную форму работа с родителями «Методические рекомендации для родителей  по коррекции речи детей дошкольного возраста» пришлось направить   в информационную среду (мессенджеры, сайты). Это было ново, требовало достаточно больших знаний, умений, навыков работы с ИКТ ресурсами. На данный период методические рекомендации ведем в традиционной форме,  но  продолжаем использовать и в дистанционной формате.

         В своей работе мы  прибегаем к  мессенджерам, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (WhatsApp, Viber, Скайп). Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. Мессенджеры можно использовать для личной переписки и отдельно создавать чаты. Это позволяет общаться со всеми родителями группы и обеспечит приватность для решения личных обращений. Мы апробировали в своей практике работу с использованием программы Zoom.

Совместные занятия учителя-логопеда с ребенком и родителем - одна из самых эффективных форм работы. Они проводятся, для того чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно.

        Такая форма работы была апробирована в период  дистанционного обучения. Онлайн-занятия  с детьми осуществлялись вместе с родителями. Педагогам пришлось осваивать навыки параллельной работы с родителем и с ребенком. Перед учителями-логопедами стала необходимость вовлечение   родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В ходе занятия учитель-логопед дает конкретные, четкие рекомендации родителям, при этом в игровой форме организует работу с ребенком. Родители становятся помощниками педагога. Общение детей и родителей становится более интересным и насыщенным. Это позволяет детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это помогает лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности. 

          В своей деятельности учителя-логопеды  нашего детского сада используют  и другие дистанционные формы: взаимодействие с помощью электронной почты;  организации групп в социальных сетях; личные сайты педагогов. Еще одной формой дистанционного взаимодействия родителей и специалистов является сайт детского сада. Сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме специалисту, получить онлайн-рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.

          Наш опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Онлайн –занятия мы продолжаем  проводить и после отмены дистанционного обучения –эту  форму работы  мы проводим  с семьями воспитанников, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

          Использование современных форм взаимодействия специалистов ДОУ и семьи, способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; · повышению качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО; · Повышение престижа дошкольного образования в целом, · Успешной реализации целей и задач Федерального государственное образовательного стандарта дошкольного образования.    

         Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Список использованных источников:

1. Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - с. 58

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — с. 12

3. Варфоламеева О.В., Савельева Е.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу // Дошкольная педагогика.-2012.- №8.- с.40

4. Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. - с. 102

5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.

6. Монахова Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи //Научно-методический журнал. Логопед. -2006. - №5. -с.38

7.  Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2. -с.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ

Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда  с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями...

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями.

Консультация о современных формах работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у старших дошкольников....

Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. В настоящее время востребованным является такое общение педагогов дошкольного учреждения с родителями, кото...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29147047","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"140","...

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй, как средство повышения компетентности родителей (законных представителей).

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями (законных представителей). Воспитатели детских садов постоянно совершенствуют содержание и формы взаимодейст...

Современные формы работы учителя-логопеда с семьей

  Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередк...