Проект
проект (младшая группа)

Буйнова Ирина Викторовна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70 «Солнечный город» 630126 г. Новосибирск, ул. Выборная, 113/2, тел.: 209-04-22, e-mail: s_gorod@mail.ru _____________________________________________________________________________ «Народные промыслы» Авторы проекта: Доронина Ирина Валерьевна, воспитатель I категория Буйнова Ирина Викторовна, воспитатель Новосибирск, 2021 Краткая аннотация проекта Полное название проекта Авторы проекта Доронина Ирина Валерьевна Буйнова Ирина Викторовна Тип проекта По доминирующей деятельности: познавательный, исследовательский По количеству участников: групповой По продолжительности: среднесрочный Цель и задачи проекта Цель проекта: патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с русскими народными промыслами. Задачи: Развивать познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Знакомить детей с историей и народными традициями через декоративно – прикладное искусство. Приобщать дошкольников к художественным ценностям. Воспитывать у детей интерес к культурным ценностям своего народа, гордость за свой народ. Привлечь родителей к культурно - досуговой деятельности ДОУ. Обогатить РППС группы. Сроки реализации 2 месяца Участники проекта дети младшей группы, родители, воспитатели. 1. Постановка проблемы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Совместная деятельность взрослого и детей — не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации. На сегодняшний день остаётся актуальным поиск новых форм работы, как с детьми, так и с родителями. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие дети и родители. 2. Актуальность темы Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Главное назначение созданного нами мини-музея — вовлечение детей в деятельность и общение. Работа с детьми предполагает не только получение новой информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, но и способствует пробуждению творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Одна из особенностей мини – музеев - это участие в их создании самих детей при поддержке педагогов и родителей. Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Дети, освоив музейное пространство в детском саду, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут интерес к «настоящему» музею. 3. Цели и задачи проекта Цель проекта: патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с русскими народными промыслами. Задачи: Развивать познавательный интерес детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Знакомить детей с историей и народными традициями через декоративно – прикладное искусство; Приобщать дошкольников к художественным ценностям. Воспитывать у детей интерес к культурным ценностям своего народа, гордость за свой народ. Привлечь родителей к культурно - досуговой деятельности ДОУ. Обогатить РППС группы. 4. Этапы, содержание, методы реализации проекта. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем? В музее много интересного Кем и для чего придумывались? Книги, энциклопедии Можно потрогать руками Чем отличаются промыслы? Спросить у мамы и папы Интернет Перспективный план работы над проектом Этап Сроки реализации Содержание Подготовительный декабрь Разработка алгоритма создания мини-музея «Народные промыслы»: выбор темы мини-музея; определение места размещения мини-музея; планирование экспозиций; выбор дизайна оформления мини-музея; подбор экспонатов; оформление паспорта мини-музея; разработка календарного планирования мини-музея. Основной Январь - февраль Планирование деятельности. Педагог: Проведение консультации для родителей «Мини-музей в детском саду». Проведение бесед о создании мини-музея в группе с родителями. Подбор методического и демонстрационного материала для создания в группе мини-музея. Разработка перспективного планирования по изобразительной деятельности, продумывание практической, экспериментальной деятельности; Дети: Участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогами новых знаний. Родители: Помощь в подборе и изготовлении экспонатов, Оформление экспозиции мини – музея (книжки – малышки). Заключительный Заключительный Описать действия, а не результат Фотовыставка работ детей и их родителей План-сетка реализации проекта «Народные промыслы»: Срок реализации Содержание Задачи и приёмы Участники 11 - 15 января Открытие мини – музея. История появления русской матрёшки. Развивать представления детей о музеях, познакомить с правилами поведения в музеях. Познакомить с самой популярной народной деревянной игрушкой- матрешкой, воспитывать детей на русских народных традициях. Беседа на тему: «Что такое музей?», «Весёлые матрёшки». Рисование «Знакомьтесь – русская матрёшка» (восковые карандаши + акварель). Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрёшек чаем». (Приложение №1) Воспитатель Доронина И.В., дети группы 18 – 22 января «Сине – голубая гжель» Познакомить с гжельской керамикой, учить определять колорит рисунка, форму, воспитывать патриотическую гордость. Беседа «Сине-голубое чудо» Рисование «Укрась тарелочку «Гжель» (гуашь). (Приложение №2) Воспитатель Буйнова И.В., дети группы 25 – 29 января «Золотая хохлома» Познакомить с техникой росписи по дереву, учить различать технику хохломской росписи, воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Рассматривание альбома и наглядно-демонстрационного материала. Рисование «Теремок». (Приложение №3) Воспитатель Буйнова И.В., дети группы 1 – 5 февраля «Дымковская игрушка» Развивать представления об истории России, об отечественных традициях, праздниках на примере дымковского; формировать знания об особенностях росписи промысла, основных элементах узора. Дидактическая игра «Собери картинку» Мастер – класс для родителей с детьми лепка из солёного теста «Дымковская игрушка» (Приложение №4) Воспитатель Доронина И.В., дети группы, родители 8-12 февраля «Весёлый городец» Познакомить с русским народным промыслом – городец, учить узнавать городецкую технику росписи, воспитывать интерес к изучению русской истории. Беседа+рисование «Городецкая роспись». (Приложение №5) Воспитатель Буйнова И.В., дети группы 15 – 19 февраля «Весёлая ярмарка» Познакомить детей с видами устного народного творчества, чтение потешек, стихов-загадок, инсценировка русских народных сказок, приобщать к русской культурной традиции. Хороводные игры («Каравай», «Заря – заряница»). Изготовление родителями вместе с детьми книжек-малышек (любимые потешки, народные промыслы) Инсценировка русской народной сказки «Теремок» (Приложение №6) Воспитатель Доронина И.В., дети группы, родители 5. Прогнозируемые конечные результаты проекта Дети, освоив музейное пространство в детском саду, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут интерес к «настоящему» музею. Родители принимают активное участие в воспитательно-образовательном процессе. 6. Презентация проекта Мероприятие «Веселая ярмарка» (приложение №) Цель: Создание условий для приобщения детей к русской народной культуре через жанры устного народного творчества. Задачи: 1. Познакомить детей с веселой ярмаркой, как с одним из народных праздников. 2. Вызвать желание принимать активное участие в её проведении. 3. Приобщать детей к русским народным играм. 4. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. 5. Предоставить детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения 6. Учить выражать своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент. Презентация «Народные промыслы» 6. Выводы Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью воспитания у ребенка уважения к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. 7. Ресурсы (бюджет проекта) Необходимо для работы Имеется в наличии Необходимо приобрести Альбомы для рисования – 6 шт 168 рублей - Гуашь – 12 шт 816 рублей - Кисточки – 24 шт 792 рубля - Пластилин – 3 шт 153 рубля - Бисер, пайетки, бусы - 300 рублей Мука – 1 кг - 46 рублей Соль – 1 кг - 35 рублей Итого: 1929 рублей 381 рубль 8. Перечень источников 1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. 3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. 4. Конакова Т.А. Эмоциональный фактор в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального образования: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (11 апреля 2017). Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 5. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 6. Серия рабочих тетрадей для детей по народным промыслам: - Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка, Искусство детям 2008. - Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям 2010. - Федоров Ю. Городецкая роспись, Искусство детям 2011. - Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010. - Шпикалова Т., Величкина Г. Дымковская игрушка, Искусство детям 2013. - Орлова Л.В. Хохломская роспись. Искусство детям 2012. - Знатных О. Мезенская роспись. Искусство детям. 2008. - Соломенникова О. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь 2006. 7. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини –музей в детском саду» Журнал «Дошкольное воспитание»,No7/2011 3. 8. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захарова, Е.В. Костина, изд. Москва Приложение №1 Рисование «Знакомьтесь - русская матрешка» (восковые карандаши и акварель) Цель: формирование интереса к русскому народному искусству. Задачи: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Учить детей приемам закрашивания краской не выходя за контур, правильно держать кисть. Упражнять детей в умении расставлять игрушки по величине. Воспитывать интерес к русским народным игрушкам. Материал: игрушка - матрешка, «коробочка с сюрпризом», конверт с карточками, контуры матрешек, изображенные на листе формата 1/2 А4, акварель разных цветов, восковые мелки, кисти, салфетки, стаканчики с водой. Ход НОД: Воспитатель: Как вы думаете, что внутри коробочки? (Ответы детей) Воспитатель: Верно, в коробочке лежит матрешка. Миша, достань матрешку из коробочки (ребенок достает из коробки матрешку). Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась коробочка. А что в ней лежит, вы поймете, посмотрев картинку с изображением матрешек. Воспитатель: Давайте, поздороваемся с матрешкой (дети здороваются). Воспитатель: Матрешка – это русская народная игрушка. Матрешками играли ваши мамы и папы. Давайте познакомимся с нашей гостьей. Воспитатель: (от лица матрешки) Меня зовут Аленка, а как зовут вас? (дети называют свои имена). Матрёшка - уникальная игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Как появилась матрёшка? Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, в стенах мастерской «Детское воспитание». Сергей Малютин - первый художник, расписавший матрёшку. Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках. Из какого материала делают матрёшек? (из дерева). Значит они какие? (деревянные) Разные мастера по-разному расписывали своих матрешек, поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер. Воспитатель: матрешка Аленка с нами поиграет (сюжетно ролевая игра «Угостим матрешку чаем») Воспитатель: А еще в коробочке для сюрпризов лежит конверт. Давайте его откроем (открываю конверт, достаю карточки с изображением матрешек). Воспитатель: Ребята, Аленка просит вас расставить матрешек по порядку (дети выставляют на мольберте матрешек по порядку). Воспитатель: Алена, справились ребята с твоим заданием? Воспитатель: (от лица матрешки) Молодцы, задание выполнили верно. Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья почему - то грустит. Давайте спросим, что случилось (матрешка «шепчет на ушко» воспитателю). Воспитатель: Матрешка очень переживает за своих подружек. Зима превратила её подруг в снежных матрёшек и они не знают, что им делать. Ребята, а мы можем как-нибудь помочь матрешкам? Физминутка «В гости к Матрешке» Позвала к себе матрёшка (ладошки на щёки, качаем головой) И пошли мы по дорожке (шагаем на месте) Видим дерево высоко (кулачок на кулачок ) Видим озеро глубокое (волна рукой) Птицы песенки поют (скрестить пальцы) Зёрнышки везде клюют (стучим на ладошке пальцем) Тут клюют и там клюют, никому их не дают (прыжки на месте) Это дом, а в нём окошко (крышка и окно из рук) Нас встречает там матрёшка (наклоны вперёд) Мы немножко погостим и обратно побежим (здороваются, бег на месте…) Воспитатель: Молодцы, я рада, что вы решили помочь матрешкам. Воспитатель: Тогда я предлагаю вам пройти за столы и раскрасить наряды крошкам – матрешкам (дети садятся за столы). Воспитатель: Ребята, расписывать наряды матрешек мы будем краской, которая называется – акварель и восковыми мелками. Давайте вспомним, как нужно держать кисть (звучит спокойная мелодия, дети раскрашивают наряды матрешкам). Воспитатель: Дети, наша гостья Аленка приглашает вас потанцевать вместе с матрешками из мультфильма. Воспитатель: Ребята, Аленка благодарит вас за помощь. Ей очень понравились яркие наряды крошек - матрешек. Давайте попрощаемся с нашей гостьей и пригласим ее к нам в гости еще. А наши работы мы поместим на выставку, чтобы их посмотрели ваши папы и мамы (дети прощаются, воспитатель выносит игрушку из группы). Приложение №2 Рисование «Укрась тарелочку» «Гжель»( гуашь) Задачи: Образовательные: - расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи через беседу - учить детей выделять элементы гжельской росписи - учить расписывать тарелки в мазковой технике Развивающие: - развивать диалогическую речь в беседе со взрослыми и сверстниками - развивать память, мышление, воображение - развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, рисование - развивать двигательную активность детей (физминутка «Посуда») Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению народных промыслов Материалы и оборудование: Посылка, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации с изображением гжельской посуды, посуда и сувениры расписанные гжельскими узорами, дидактическая игра «Угадай, какая роспись?», посуда украшенная различными видами росписи. Ход занятия: Дети играют и заиграла музыка «Трое из Простоквашино», стук в дверь, входит почтальон Печкин с посылкой. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл? Дети: Почтальон Печкин. Воспитатель и дети: Здравствуй, почтальон Печкин. Воспитатель: Печкин, присаживайся вместе с нами и расскажи, что тебя к нам привело. Печкин: Здравствуйте. Ребята, мне нужна ваша помощь. Я нёс посылку и нечаянно уронил её. А в этой посылке был сервиз и он почти весь разбился! (достаёт из посылки осколок от тарелки и показывает детям). Воспитатель: Печкин, смотри осторожнее. Таким осколком пораниться можно. Печкин: Что же я теперь понесу по назначенному адресу? Остались только чашечки и одна вот такая тарелка (достаёт из посылки тарелку, расписанную гжельской росписью). У меня дома есть тарелки, но они белые, без узора. Ребята, что же мне делать? Кто же мне помочь сможет? Дети предлагают Печкину свою помощь. Печкин: Спасибо большое, ребята, что вы согласились мне помочь. Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за узор такой на тарелке у Печкина? Дети: Это гжельская роспись. Воспитатель: Правильно, ребята. Печкин: Что это за роспись такая? Я про такую никогда и не слышал. Воспитатель: Ребята, давайте Печкину расскажем, что это за роспись и почему она так называется. Дети: Конечно, расскажем. Воспитатель: Эту посуду называют гжельской, потому что её изготавливают в посёлке Гжель, недалеко от Москвы. Воспитатель: Ребята, из чего делают эту посуду? Дети: Из глины. Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе с Печкиным, пойдём на выставку готовых изделий и полюбуемся красотой гжельских изделий. Воспитатель, Печкин и дети проходят к музею, на котором гжельская посуда и сувениры. Воспитатель: Скажите, что это за посуда? Дети: Гжельская Воспитатель: Как можно её охарактеризовать? Дети: Красивая, нарядная, синяя, праздничная. Воспитатель: Какие цвета используют мастера? Дети: Белый, голубой, синий. Воспитатель: Какие элементы используют гжельские мастера для росписи изделий? Дети: Цветы, дуги, капельки, усики, травку, листья, сетка, точки, полосы, линии: прямые, волнистые, толстые, тонкие, длинные и короткие. Воспитатель: Ребята, прежде чем начать работу и пройти за столы, давайте немного разомнёмся. Физкультминутка «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (сделать большой круг) А теперь проходите за столы. Что изображено в центре тарелки? Дети: Цветок. Воспитатель: Верно, это гжельская роза. По другому её называют агашка от старинного русского женского имени Агафья, потому что большинство мастериц по росписи в те времена носили это имя. Роспись цветка мы начинаем с середины. Я беру толстую кисть и набираю на один край кисти синюю краску, нахожу центр, прикладываю кисть и начинаю рисовать круг. Затем мазок делаем слева, потом симметрично ему делаем мазок справа. И так по три мазка слева и справа. Над кругом я делаю капельки с помощью метода примакивания: сначала маленькую каплю, потом большую, затем опять маленькую. То есть чередую капли. Далее мы оформим края нашей тарелки дугами и точками. Оформление края тарелки называется бордюр. Давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика: «Наши синие цветы распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши синие цветы закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. Завтра утром все цветки Вновь распустят лепестки». (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.) У вас на столе есть листочки. Сначала можете на них потренироваться, а потом уже приступать к росписи тарелок. Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Посмотри, почтальон Печкин, как наши ребята тарелочки расписали. Как настоящие гжельские мастера! На такую посуду прямо не наглядеться! На душе становится сразу радостно и празднично! - Ребята, а зачем мы сегодня расписывали тарелки? (помогли почтальону Печкину расписать тарелки). Почему мы ему помогали? (мы помогали Печкину, потому что он разбил тарелки) Воспитатель предлагает детям взять свои работы, повесить на мольберты и встать полукругом напротив них. - Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? - Что особенного в этой работе? - Чем отличается от других эта работа? - Печкин, а тебе понравились наши работы? Печкин: Мне очень понравились тарелки! Какие вы молодцы! Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, всем ли понравилось наше занятие. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Все мы дружные ребята, Мы ребята дошколята Никого не обижаем, Как заботиться, мы знаем Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Было радостно, светло! Воспитатель: А теперь давайте сложим все тарелки почтальону Печкину в посылку и пусть он поскорей донесёт её до адресата. Печкин благодарит детей, прощается с ними и уходит. Приложение №3 Рисование «Теремок» Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи Задачи: Образовательные: познакомить детей с основами хохломской росписи; Развивающие: отработать простейшие приёмы кистевой росписи в выполнении травки; развивать чувство ритма, творческие способности детей Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам; раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта Оборудование и материалы: корзинка с хохломской посудой, сарафан, краски, силуэты окошечек по количеству детей, тонкие кисточки, вода, тычки, салфетки, музыка «Коробейники», колокольчик, сказка «Теремок» Ход занятия: 1. Организационный момент Ладушки, ладошки – Звонкие хлапошки. Хлопали ладошки – Отдохнём немножко Да – а – а – а Ладушки плясали, Деток забавляли. Ля – ля – ля – ля – ля, Ля – ля – ля – ля – ля Да – а – а – а Звонит телефон, воспитатель прощается с детьми и уходит 2. Основная часть Воспитатель заходит в русском народном костюме с корзинкой в руках Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вот и я вернулась. Я хочу вам рассказать, где была, и что видела, а ещё что-то покажу. А была я в краю не близком и не далёком. В Нижегородской области, в селе Хохлома, что стоит на великой реке Волге. Эти края не простые, а чудесные. Чего не коснётся рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки — всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте. (Открыть корзину с хохломской посудой). Кому посуда для кашки-окрошки, Чудо – блюдо, да чашки, ложки? Откуда посуда? Да к вам приехала сама Золотая Хохлома! Выросла золотая травка на ложке, Распустился цветок на плошке, Ягодка клюква поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду птица – золотое крыло. Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи. Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами). Посмотрите, какая красивая хохломская посуда Рассказ детям о хохломской росписи В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Физкультминутка. Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, махи) Крыльями махала – злато рассыпала. (встряхиваем кисти рук) Головой качала, в стороны качала. (наклоны головы) Да, с землицы русской травы собирала. (наклоны в пол, собираем) Травы собирала, чаши украшала, (обводим руками круг) Мастерство с любовью нам передавала. (руки к сердцу, руки вперёд) Какие цвета используют наши мастера? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный). Но сначала послушайте рассказ. «Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь своё искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит». И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. Ребята, у вас на столе лежат заготовки окошечек. Я вам предлагаю поиграть в сказку «Теремок». Встаем в круг, центр круга – теремок. Воспитатель с детьми идут по кругу, при этом произносят слова : «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо мышка (лягушка и т. д.) увидела теремок, остановилась и спрашивает : «Кто в теремочке живет?» Все персонажи по очереди выходят в середину круга. Когда появляется медведь – дети разрывают круг. - Мои хорошие, а как же мы играли, теремка-то у нас нет. Давайте вместе скажим из чего строится теремок ( ответы детей: дверь, окошки…) И Я вам уже предлагаю нарисовать элемент теремкам ( окошечко).Я нарисовала карандашом травку, а вам осталось обвести их краской и нарисовать ягодки. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы. Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя. - Молодцы! - Вот мы стали настоящими мастерами и нарисовали замечательное окошечко для теремка. 3. Заключительная часть Звучит музыка «Коробейники»Детям предлагается под музыку выполнить движения русского танца. Звучанием колокольчика воспитатель зазывает детей на свои места. Рефлексия: - Посмотрите на все работы, какая чудесная получилась у наших ребят посуда, яркая, красочная, праздничная. Настоящие народные мастера! - Всего вам хорошего народные мастера! Приложение №4 Мастер-класс для родителей с детьми лепка из соленого теста «Дымковская игрушка». Цель: Сформировать готовность слушателей использовать различные приемы работы по формированию духовно-нравственных качеств младших дошкольников при знакомстве с традициями народной культуры. Задачи: -Поделиться опытом использования различных приемов работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников при знакомстве с традициями народной культуры. -Познакомить с Дымковским народным промыслом; -Формировать умения создавать игрушку нарисовать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Дымковской росписи. Ход занятия Уважаемые родители и ребята! Хочу предложить Вам на некоторое время стать мастерами и поговорить об дымковских игрушках. Но сначала давайте поиграем. Готовы? (ответы детей). Дидактическая игра «Собери картинку» (по мотивам народных промыслов) Дети сидят за столом, воспитатель даёт им разрезные картинки с нарисованными игрушками народных мастеров, внимательно предлагает рассмотреть их и собрать пазл с игрушкой. Дети собирают и рассказывают, какую игрушку собрали, какие элементы композиции присутствуют и какая цветовая гамма росписи. Воспитатель следит за ходом игры. Издавна славится наша Родина своими мастерами. Места, где живут народные мастера, называют центром народных промыслов. А отправляемся мы туда, где… Дым идет из труб столбом. Точно в дымке все кругом. Там любили песни, пляски. Там рождались чудо – сказки. -Мы отправляемся в Дымковскую слободу, сейчас город Киров, что на реке Вятке, славится своими дымковскими игрушками. Люди считали, что игрушки оберегают их от несчастий и бед. Поэтому их выставляли между рамами окон. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать игрушки сохранился. Мастер глину замесил И игрушек налепил, После высушил, и в печь – Добела их все обжечь. А потом он краски взял И игрушки расписал. Вот они какие в ряд Разноцветные стоят. Сегодня я предлагаю Вам стать мастерами и научиться своими руками изготавливать дымковских барышень, символизирующих чувство доброты и веселья. Так как специальные печи у нас не имеются, да и настоящую ярко-красную глину найти сложно, то делать мы будем дымковские игрушки из подручных материалов. Эта техника будет интересна, как взрослым, так и детям. Для работы нам с Вами понадобится: доски для лепки, солёное тесто, краски «Гуашь», кисточки, непроливайки с водой, влажные салфетки. Давайте вспомним, какие элементы росписи используют в своей работе дымковские мастера? (прямые и волнистые линии, точка, круг, кольцо, клетка). Самостоятельное творчество детей и их родителей. А теперь немного отдохнём. Наши ребята любят играть в народную игру «карусель». Сейчас ребята покажут, как в нее играть, для этого мы из обруча и лент сделали «карусель», каждый выбирает себе ленту. Дети с удовольствием и задором выполняют движения и говорят текст: «Еле-еле, еле-еле, Закружились карусели, А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, и раз и два, Вот и кончилась игра». Теперь Вы, знаете, как в домашних условиях сделать дымковскую игрушку. Я уверена, что Вы с детьми сможете сделать удивительный подарок ручной работы для своей семьи и близких. А что же может быть ценнее, чем подарок, сделанный своими руками совместно с ребёнком. Спасибо за внимание! Приложение №5 Конспект НОД по рисованию «Городецкая роспись» Цель: Познакомить детей с городецкой росписью. Задачи: знакомство с городецкой росписью, ее особенностями; учить выделять основные элементы узора; упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета; Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь. Оборудование:иллюстрации работ городецких мастеров; краски, кисточки, палитра, баночки с водой, салфетки,заготовки разделочных досок. Ход НОД Ребята,сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Вы хотите узнать от кого оно? Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам ваш повар-Евгения Анатольевна. Помогите мне, пожалуйста. Я много работаю, готовлю вам вкусные завтраки и обеды, и многие мои разделочные доски пришли в негодность. А те, что у меня есть, обыкновенные и некрасивые. Я знаю, что вы хорошо рисуете. Пришлите мне доски расписные, с цветами и узорами. Ваш повар”. – Ребята давайте поможем нашему повару, она нас так вкусно кормит. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать? Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи. Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации городецких мастеров Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Воспитаель: Какие краски использовали? Ребята: ответы детей воспитатель помогает и дополняет(зеленая, голубая, красная, розовая, синяя). Воспитатель:Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная. Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие цветы и листья ( крупные или мелкие и цвета).Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого).Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? Ребята: ответы детей и воспитатель помогает (в белую краску добавить немного красной.) Воспитатель:А как получить голубой цвет? Ребята: ответы детей воспитатель помогает(в белую краску добавить немного синей).Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета. Воспитатель: Ребята а может мы с вами поиграем: Физминутка. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. Воспитатель: Ребята, а как вы думаетес какого элемента вы начнете рисовать узор? Ребята: ответы детей (С центрального бутона.) Воспитатель: Молодцы ну теперь мы с вами порадуем нашего повара и приготовим для нее красивые расписные доски. Вы теперь мастера городецкой росписи. Теперь у нас все готово, давайте поможем повару, исполним его просьбу. Ребята: украшают разделочные доски( вырезанные из бумаги) Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает. Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались, помогли повару украсить доски. Она вам будет очень благодарна. На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Ребята скажите,пожалуйста, с какой росписью вы сегодня познакомились? Ребята: ответы детей( городецкая роспись) Воспитатель: А что вам сегодня понравилось делать на занятии? Ребята: понравилось рисовать и украшать доски и помогать нашему повару. Воспитатель: Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими. Приложение №6 Мероприятие «Веселая ярмарка» Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, через жанры устного народного творчества. Задачи: 1.Познакомить детей с веселой ярмаркой, как с одним из народных праздников. 2.Вызвать желание принимать активное участие в её проведении. 3.Приобщать детей к русским народным играм. 4.Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. 5.Предоставить детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения 6. Учить выражать своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент. Материалы: зонтик, ложки деревянные, бубны, зонтик для игры «Карусель», шарики для сюрпризного момента. Ход: Ведущий: Дети, вы когда-нибудь были на ярмарке? Ярмарка – большой праздничный базар, там не только покупают разные товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в русские народные игры. «Собирайся, народ! Вас много интересного ждет! Игры, шутки, прибаутки!» Выбегают два скомороха. Скоморохи: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! (Дети здороваются). Ведущий: Собрались мы на ярмарке себя показать, на людей посмотреть, песен попеть, поиграть, свое умение показать.Умеете ли Вы загадки отгадывать? Сейчас проверим. Золотое яблочко по небу катается, Всем, всем улыбается, А улыбки-то лучи очень-очень горячи! Что это такое? Дети: Солнышко. 1-й скоморох: Не хотите ль поиграть, Свою удаль показать? Ведущий: Отчего ж не поиграть? Все мы играм рады. А будут ли награды? 2-й скоморох: А наградой будет смех- Дружный и веселый! Игра «солнышко и дождик». Ведущий: Кто ребята мне подскажет, кто у солнышка дружок? Дети: Петушок! Ведущий: Правильно, петушок. Ведущий: Ребята а вы знаете что на ярмарке не только играют и поют , но и свое искусство показывают. есть желающие показать свой товар а мы его оценим? Дети: Есть (выходим девочка в сарафане и показывает книжку малышку про матрешку) Дети: хлопают и девочки говорят :Что товар понравился!!! Ведущий:А еще есть на ярмакемастре своего дела? Дети: Есть( выходит девочка и в руках у нее книжка малышка «Матрешка» и читает стихотворение: На столе стоит матрешка – Глазки расписные. В ней живет еще немножко – Чудо, как красивые. Дети: хлопают ( товар понравился) Скоморох:Ребята , какие молодцы – да удальцы!!!А вы поиграйте со мной в хороводную игру «Каравай» Ведущий: А наши ребятки умеют играть на музыкальных инструментах ( дети играют на инструментах) Ведущий: Ни для дела, ни для славы Продолжаются забавы. Игра знакомая, интересная, Ай, люли, люли, люли. Карусель видна вдали. Скоморох: Собирайся народ, карусель всех нас зовет! Игра «Карусель» Ведущий: Много мест на карусели. Побывали кто хотели. Ведущий: Ребята на нашей ярмарке скоморохи были На карусели катались? В игры играли? Вот такая ярмарка! Скоморохи: Добрым молодцам, красным девицам Для потехи, для игры Разноцветные шары! Скоморохи раздают детям шары. Ведущий: Вот и солнце закатилось, Наша ярмарка закрылась! Вам спасибо за уменье, за улыбки, за веселье! Ведущий: Ребята вы сегодня молодцы! Ведущий: Ребята скажите, пожалуйста а что вам сегодня понравилось? И где вы сегодня и с кем побывали? И что нового узнали?( ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_proekt_ispravlennyy.docx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...