"Сказкотерапия в жизни ребенка"
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_zhizni_rebenka.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Сказкотерапия в жизни дошкольника»


Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Сказкотерапия – необходимый элемент воспитания ребенка, она  доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

Сказка – это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Дети, которым читают сказки с раннего возраста, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.  

Сказка:

- Развивает воображение, склоняет к фантазированию и сочувствию маленького человека;

- Формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Слушая сказки,  дети накапливают собственный опыт жизненных ситуации и ценностей.

Как надо читать сказки?

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с удовольствием, с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Для чтения сказок следует подбирать время, когда вы в спокойном эмоциональном состоянии. Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. Но рассказывать  перед сном можно не каждую сказку, так же не каждую интересно читать днем. Если вы хотите чтобы малыш скорее заснул, почитайте ему простую и спокойную сказку. Сказка на ночь, насыщенная действиями и эмоциями может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями.

Зато захватывающие и динамичные сказки,  прочитанные днем поселят в малыше интерес к книгам и чтению. После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации в жизни. Обращайте внимание на то, кто из героев более симпатичен ребенку, с кого берет пример. Не пугайтесь, если ваш малыш симпатизирует злодеям: пытайтесь вместе с ребенком найти положительные качества в этих персонажах.

Будьте осторожны со сказками о принцессах, которые сидят, спят и ждут принцев – это может воспитать пассивность.

Возрастные особенности чтения сказок.

Не каждая сказка подойдет ребенку в зависимости от возраста. Тут нужно быть осторожным. В 2-3 года малыши, любят заниматься с книгами, они более осознано и с интересом рассматриваю в них картинки. Им нужно давать издания с крупными рисунками, содержание которых близко детям. Тут помогут русские народные сказки ( «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка - ряба»). В них сюжет повторяется и их легче запомнить.

Для ребят от 3 до 5 стоит переходить к более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам ярким, красочным, с большим числом иллюстраций.

Для детишек 3-4 лет отлично подойдут сказки в стихах К.Чуковского («Телефон», «Айболит», «Путаница» и другие), более сложные рассказы В.Сутеева ( «Яблоко», «Палочка-выручалочка» и др.), «Заюшкина избушка» и т.п. Эти все истории состоят из более сложных сюжетов, и требует более обширного запаса слов, а также терпения, рассказы более длинные.

В возрасте 4-5 лет  у ребенка происходит активитизация словарного запаса, идет быстрое развитие связной речи. Поэтому нужно акцентировать внимание детей к различным качествам предметов, называть их. Можно начинать пересказывать короткие тексты русских народных сказок. И знакомить со сказками зарубежных авторов, а также с богатырскими русскими сказками, с рассказами о природе и животных.

В этот период в развитии многих детей еще характерен появлением различных страхов ( темноты, смерти, одиночества, врачей и прививок и др.) Многие сказки нацелены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть зависть, обиду, жадность, а также развеять страхи.

Сказкотерапия – отличный помощник в преодолении таких неприятных моментов. Можно придумать сказку самостоятельно или в паре с ребенком. Малыш отлично справится с выбором главного персонажа сказки, которого вы вместе наделили характером, а за вами основной сюжет, конечно, победная концовка. К этому любимому герою ребенок может мысленно обращаться в трудные минуты. Значение сказки в воспитании детей переходит на задний план, ведь в современном мире, когда развиты электронные устройства, книжки мало кому интересны. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки?

Не нужно недооценивать роль сказок при воспитании малыша. Ведь как еще лучше познакомить его с окружающим миром, с отношениями между людьми? В роли людей выступают часто животные или предметы, но это все понятно ребенку, потому что изложено в доступной для него форме. Ему легче объяснить людские черты на примере животных, сравнивая силу с медведем, а трусость с зайцем. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказкотерапия в жизни дошкольников"

Занятия по сказкотерапии помогают детям незаметно преодолеть кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества....

Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни дошкольников»

Взрослые, конечно, делают  всё, чтобы ребёнок становился  всё умнее и умнее (покупают развивающие  игры, новые  игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но  ещё  хочется,...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия в жизни дошкольников».

Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителя...

Сказкотерапия в жизни дошкольника дошкольников

Сказкотерапия или «терапевтическая сказка» – это новое молодое течение в педагогике, которое широко используется при работе с дошкольниками....

Сказкотерапия в жизни ребенка

Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста.Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детского сада, педагогам - психологам....

Статья "Сказкотерапия в жизни ребенка".

Ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как пом...

Сказкотерапия в жизни ребенка

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в пер...