Краткосрочный проект в старшей группе №3 «Сбережем природу вместе»
проект (старшая группа)

Хамракулова Марина Витальевна

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65 комбинированного вида

Краткосрочный проект в старшей группе №3

«Сбережем природу вместе»

                                                                           

            C:\Users\User\Desktop\1592214066_img42.jpg

                                                                                   Выполнила: Хамракулова М.В.

г. Одинцово – 2021г.

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину». М. М. Пришвин.

Актуальность проекта:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: обучающие группы, педагоги, родители.
Цель проекта
:

Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Задачи проекта
:

1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

2. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

4.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

7. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный:
цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение программно - методического материала по направлению работы,


2 этап - практический:
собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Экскурсии во круг д-с, акции, наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы).
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрацийпомогают закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных объектов.
В. Зотов «Заяц –беляк», «Лесная мозаика», В.Чарушин «Что за зверь», Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»).

Экологическая беседы:

«К природе с добротой» 

«Лес - важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес - кладовая природы»;

«Братья наши меньшие».
Операция «Помоги природе». 
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.


Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.


Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».

Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с осени до весны.

Ручной труд с природным материалом «Дары осени».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.


Изготовление с помощью родителей скворечников.

Выращивание огорода на окне:

Лук, базилик,  фасоль.

На прогулке : подвижные игры

Угадай, чей хвост» «Кто где живет?» «Зайцы и охотник» «Хитрая лиса» «Волк во рву» «Кто знает, пусть продолжает» «Угадай, чей след».

Наблюдения:

За красотой природы, за изменениями в природе, за птицами и насекомыми, за неживыми объектами и явлениями в природе: снег, дождь туман..;

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути! В них ни въехать,
Ни войти. Ответ (Радуга)

В синем небе,

Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …Ответ (Облака)

По небесам оравою 

Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда 

Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше 

От дырявой …
Ответ (Тучи)

На улице рубашка, 

В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь 

И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, 

А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)

Это что за потолок? 

То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, 

То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый – 

Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)

Ночью на небе один 

Золотистый апельсин.
Миновали две недели, 

Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только 

Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю, 

Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной, 

А зовут меня …
Ответ (Луной)

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

Мочит поле, лес и луг, 

Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь, 

Ты же знаешь, это — …
Ответ (Дождь)

На деревья, на кусты 

С неба падают цветы.
Белые, пушистые, 

Только не душистые.
Ответ (Снег)

Что за звёздочки резные 

На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, 

А возьмёшь — вода в руке.
Ответ (Снежинки)

Чьи рисунки на окне, 

Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос 

Зимний дедушка …
Ответ (Мороз)

Дунул ветер, и мороз

 Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор 

На стекле моём …
Ответ (Узор)

Не снег, не лед, 

А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)

3 этап - заключительный:
закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Природу вместе сбережём"

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:


Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.

Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Животные нашего края».
Сделаны кормушки и скворечники для птиц.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Стихи про экологию для детей 

Берегите природу!

Чтоб  радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек! 


Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала
Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков) 

Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо, —
Все равно я вишню посажу!
На городском субботнике
На городском субботнике ,Отличные работники.
Прибрать сегодня город ,Пришли и стар и молод.
Собрались пенсионеры ,Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны? Предложения слышны.

Это вышел третий класс ,На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай! На работу налетай!
Кто-то мусор собирает, Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится, Всюду радостные лица.
На городском субботнике Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится, У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять» Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина) 

Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою 

И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –Ищите дурака!
Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.
Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)

Прогулка
Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло, Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж! Мы купались,
Загорали, Жгли костер,
В футбол играли –Веселились, как могли!
Пили квас, Консервы ели,
Хоровые песни пели...Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора! Мы приехали на речку
Понедельник провести, Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)

Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познаем мир природы с помощью игры" (краткосрочный проект в старшей группе)

Краткосрочный проект в старшей группе: информационная карта проекта и игры экологического содержания с детьми...

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Природа — наш общий дом»

Познавательно-исследовательский, экологический проект«Природа — наш общий дом».СРЕДНЯЯ ГРУППА...

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы здоровье сбережем»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются б...

Краткосрочный проект в старшей группе «Природу вместе сбережём»

В настоящее время из за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стр...