Мастер-класс «Открытия на пересечении смыслов или что такое Кроссенс»
материал (подготовительная группа)

Исаева Наталия Евгеньевна

Кроссенс — ассоциативная головоломка, придуманная и опубликованная в 2002 году Владимиром Бусленко и Сергеем Фединым. Внешне головоломка представляет собой таблицу 3×3 из девяти картинок. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Решающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossens.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Открытия на пересечении смыслов или что такое Кроссенс»

Исаева Наталия Евгеньевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Колосок»

Цель: совершенствование информационной, мотивационной, технологической компетенции педагогов по вопросу использования развивающей технологии Кроссенс в образовательном процессе ДОО.

Задачи:

  • Сформировать у участников мастер-класса понятие о методе составления Кроссенса.
  • Выяснить, целесообразность применения развивающей технологиив работе с детьми дошкольного возраста.
  • Создать условия для активного взаимодействия, ведущего мастер–класса и участников мастер–класса.

Материал и оборудование:

Кроссенс «Свойства бумаги»; кроссенсыдемонстрационные «Цвет жёлтый» и «Весна»; кроссенс «Рефлексия»; альбом «Кроссенс»; буклет «Открытия на пересечении смыслов или что такое Кроссенс».

Раздаточный материал:

Кроссенс «Свойства бумаги», 4 куклы, 8 лент из бумаги, 12 кубиков (пластмассовые), музыкальные инструменты из бумаги (гармошка, султанчик, гофрированная бумага, хлопушка), ½ листа бумаги для опыта, бумага-оригами, ткань для демонстрации опыта, 4 тест-полоски и 4 стаканчика для опыта, бумажные квадраты для рефлексии (зелёный, красный, жёлтый).

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Объекты нашего мира многомерны во многих смыслах, и именно на пересечении этих смыслов часто открываются крупицы истинного знания, новые свойства или скрытые глубины.

Коллеги, внимание на экран! Ваша задача угадать социальную сеть.

Слайд 2

Видео «Угадай социальную сеть по эмоджи»

Слайд 3

Что для вас послужило подсказкой? (Эмоджи, которые имеют отношение к той или иной социальной сети.)

Слайд 4

Об одном из способов создания смысловых перекрёстков, а также смысле и пользе этого занятия в образовательной деятельности дошкольников пойдёт речь в мастер-классе «Открытия на пересечении смыслов или что такое кроссенс».

Слайд 5

Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления.

Этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов».

Слайд 6

Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса.

Слайд 7

Как вы могли заметить, кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение, которого связано с предыдущим и последующим по смыслу.

Слайд 8

Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат.  По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Слайд 9

Обычно нужно установить связи между квадратами крестомили по периметру.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате.

Таким образом, решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в центральном квадрате.

Слайд 10

Сейчас, коллеги, предлагаю решить несколько кроссенсов.

Слайд 11

«Жёлтый цвет»

Перед вами несколько картинок…

Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?

Солнце – лимон – груша – банан – кукуруза – подсолнух – цыплёнок – автомобиль. (Все эти предметы жёлтого цвета.)

Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагался детям, когда мы только начинали работать по этой технологии.

Постепенно можно создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.

Слайд 12

«Весна»

Следующие картинки…

Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки?(Ваша задача - найти связь между соседствующими картинками, составить ассоциативную цепочку.)

Солнце светит, греет - снег тает - тает лёд на водоёмах – появляется первая травка - распускаются первоцветы - звери просыпаются после зимней спячки - возвращаются перелётные птицы - появляются насекомые.(Перечислены признаки весны.)

Как вы могли заметить связь между картинками уже более глубокая.

Слайд 13

Педагог может составить кроссенс сам или вместе с детьми.

Например, формировать и закреплять представления о свойствах бумаги можно посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Проведём некоторые опыты и вспомним свойства бумаги.

Таким образом, составим кроссенс на тему «Свойства бумаги».

Перед нами поле из девяти квадратов. В центральной картинке сконцентрирован смысл кроссенса.

Слайд 14

Коллеги, проведём эксперимент. Завяжите ленточки куклам. Завяжите потуже, чтобы причёска сохранилась надолго. У всех получилась?  Какой вывод мы можем сделать? Она рвётся. А ножницами? Режется.

Отметим свойства бумаги, разместив картинки в кроссенсе.

Попрошу фокус-группу выйти в центр к полотну. Возьмите в руки бумагу, рвите и потихонечку бросайте кусочки на ткань.Возьмите ткань за края и приподнимите, опустите.

Какой вывод из него можно сделать?Бумага легкая, как перышко.

Отметим свойство бумаги, разместив картинку в кроссенсе.

Как вы думаете, как с бумагой можно поиграть?(Можно ее смять и поиграть, как в снежки.)

Что мы узнали из этого опыта?Что бумага мнется.

Отметим свойство бумаги, разместив картинку в кроссенсе.

Проведём эксперимент. (Ведущий ставит на стол два кубика, между ними кладет лист бумаги и сверху на лист пытается поставить еще кубик. Лист не выдерживает, и кубик падает. Далее ведущий сворачивается этот же лист гармошкой, кладет на кубики и сверху ставит еще один кубик, и бумага его выдерживает.)

Смотрите, кубик не падает. Бумага его держит.Значит бумага какая?Прочная.

Отметим свойство бумаги, разместив картинку в кроссенс.

        Коллеги, организуем бумажный оркестр. Разбирайте инструменты.

        (Ведущий раздают участникам кальку, бумажные султанчики, гофрированную бумагу с палочкой, листы бумаги, сложенные гармошкой. Звучит пьеса В. Селиванова «Шуточка». Участники «играют» на бумажных гармошках (из методики Т.Э. Тютюнниковой)).

Что мы узнали из этого опыта?Бумага издает звук.

Отметим свойство бумаги, разместив картинку в кроссенсе.

Сейчас поговорим ещё об одном свойстве бумаги?

Перед вами полоска, на которой нарисованы цветные точки.В стакан с водой опустите бумажную полоску так, чтобы цветные точки не касались воды.Что мы видим? (Цветные точки сами собой превращаются в длинные полосы. Радуга в стакане.)

Какое свойство бумаги отметим? Бумага намокает.

Отметим свойство бумаги, разместив картинку в кроссенсе.

Раскрыть ещё одно свойство бумаги нам поможет японское искусство оригами.  Сложим фигурку как показано на схеме. Какое свойство бумаги мы проиллюстрировали? Бумага складывается.

Отметим свойство бумаги, разместив картинку в кроссенсе.

Кроссенс на тему «Свойства бумаги» готов!

В данном случае мы составили кроссенс, который не показывает ассоциативные связи между образами элементов.

Слайд 15

Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Слайд 16

Рефлексия.

Тем, кому понравился приём «кроссенс» и кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку.

Тем, кто сомневается, что будет применять данный метод, возьмите желтую карточку.

Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите красную карточку.

Поместите свои карточки в поле из девяти квадратов. (В центре откроется скрытое слово «Цель».)

Таким образом, цель моего мастер-класса достигнута.

Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов и профессионального оптимизма!

В моей практике немного кроссенсов, но с некоторыми уже можно познакомиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс и открытое занятие с использованием тренажеров "Прогулка в лес за здоровьем"

Предлагаю вашему вниманию работу кружка в средней группе с использованием тренажеров. Обмен опытом работы....

Мастер-класс. Конспект открытого НОД. Ознакомлениие с окружающим с элементами рисования .Тема: " Солнышко, солнышко выгляни в окошечко..."(нетрадиционная форма рисования)

Дать детям представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке, используя нетрадиционную технику рисования способом &qu...

Методические занятия (мастер-классы, семинары, открытые мероприятия)

Занятие для музыкальных руководителей детских садов г. Калиниграда по музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольнго возраста...

Методические занятия (мастер-классы, семинары, открытые мероприятия)

Патриотизм – ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Поэтому с детьми нужно говорить не только о патри...

Мастер - класс "Бутылка открытий"

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс «Мастерская открытий»

Мастер-класс «Мастерская открытий»(Использование технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста)...

Мастер – класс для родителей и детей подготовительного возраста «Вот такой боровичок»

Осень! Чудесное время года! Неописуемая красота осенних деревьев, цветение осенних цветов на фоне этой красивой листвы. Сколько поэтов и писателей в своих произведениях воспевали это прекрасное время ...