Содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции
статья

Латыпова Эльвира Рафаиловна

В статье раскрывается содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции

Активный процесс качественного обновления дошкольного образования связан с переориентацией образования на активную позицию ребенка в процессе познания, что связано с развитием его познавательной активности.

Познавательную активность - «интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [2].

Поскольку познавательная активность проявляется и развивается в процессе деятельности ребенка важен характер и содержание деятельности и роль ребенка в этом процессе. Это обуславливает необходимость обновления подходов к построению образовательного процесса. Мы полагаем, что это может быть в результате использования педагогической интеграции. Определим ее как «установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей» [1].

Развития познавательной активности детей мы определили целесообразность использования следующих результатов процесса педагогической интеграции:

 – совместная познавательно-игровая деятельность детей как результат интеграции следующих видов и разновидностей детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (экспериментальная, моделирующая, исследовательская, поисковая деятельность с источниками информации), игровая деятельность (сюжетно ролевая игра, игра с правилами) и коммуникативная деятельность (деловое общение).

– интегрированные формы образовательной работы педагога с детьми: поисковая лаборатория (поисковая, экспериментальная, конструкторское бюро), путешествие (путешествие-открытие, путешествие в прошлое), викторина.

Важно учитывать, что в совместной познавательно-игровой деятельности позиция ребенка, содержательные и процессуальные особенности его поведения определяются реализуемым сюжетом и игровой ролью.

Специфика выделенных интегрированных форм работы педагога с детьми обеспечивает активность ребенка как субъекта реализуемой разновидности познавательно-исследовательской деятельности, а выполнение им игровой роли (игровых действий) стимулирует познавательную активность.

При развитии познавательной активности посредством педагогической интеграции, необходимо придерживались следующей логики работы с детьми. Процесс работы с детьми подразумевает переход от внешнего стимулирования активности и регуляции педагогом деятельности детей к внутренней, личностной саморегуляции в самостоятельной деятельности. Это выражается в том, что сначала осуществляется совместная деятельность детей при непосредственном руководстве педагога, затем происходит постепенный переход к совместной деятельности детей при опосредованном руководстве педагога и далее к стимулированию проявления познавательной активности в самостоятельной деятельности детей.

В начале педагог реализовывал организованную образовательную деятельность с детьми по разработанным интегрированным формам, при этом брал на себя одну из игровых ролей, позволяющую руководить детьми и представлял для детей образец-ориентир проявления познавательной активности. Когда у детей формировался образ деятельности и поведения, педагог уходил на «второй» план. Педагог, не являясь участником деятельности, предлагал детям дидактический материал, который позволял им быть успешным в достижении поставленной цели. Далее дети, применяя сформированный опыт, проявляли познавательную активность в самостоятельной деятельности в созданных микроцентрах познавательного центра.

Список литературы

1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. С.5-26.

2. Щетинина В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. № 4 (22). С. 441-444.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей познавательной активности, любознательности посредством детского экпирементирования

Доклад к педагогическому совету на тему " Развитие у детей познавательной активности, любознательности посредством детского экпирементирования" В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается ...

Консультация для родителей: "Развитие у детей творческой активности посредством участия в театрализованных играх"

Театрализованные игры помогают формировать выразительность речи ребёнка, его творческую активносить, способствуют развитию волевых качеств характера, интуиции, смекалки....

«Организация и эффективные работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образования» выступление на педсовете педагогических работников

  Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе....

Содержание работы по развитию речи детей в условиях ДО

Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду....

Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой и познавательной активности дошкольников

Я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия. Универсальность игрового материала состоит в том,...

Консультация для воспитателей «Работа по развитию у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности»

Консультация для воспитателей «Работа по развитию у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремлении к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной дея...