Содержание работы по развитию речи детей в условиях ДО
презентация по развитию речи

Куделина Юлия Юрьевна

Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы по развитию речи в условиях

дошкольного образовательного учреждения.

 Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности. Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью.

  Сегодня 3-4 летний «знаток» без труда управляется с телевизором, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это, по возрасту не положено, к всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Практика показывает, что мы видим резкое снижение уровня речевого развития, и проблемы, которые сейчас стоят перед нами сводятся к тому, что:

  • дети начинают поздно говорить, у детей наблюдается нарушение звукопроизношения,
  • устную речь не всех детей, пришедших в школу, можно назвать достаточной для их дальнейшего благополучного обучения,
  • у детей дошкольников малый словарный запас, не умеют выстраивать высказывания в логической последовательности, низкая культура общения.

Изучая проблемы резкого снижения речевого развития, ученые выделяют такие причины как: слабое здоровье, неблагоприятное социальное окружение, недостаток общения со сверстниками и взрослыми, речь взрослых иногда непонятная, косноязычная, слишком торопливая, не образная.

А также  выделяются еще следующие причины:

  • работа по развитию речи ведется не в системе, не выстраивается логика речевого развития детей;
  • недостаточное внимание уделяется диалогической речи, которая является первой школой овладения языком;
  • не предусматривается комплексная работа над разными сторонами речи;
  • не учитывается общение детей с подгруппой;
  • дети имеют недостатки звукопроизношения, считают работу над звуковой культурой речи функцией логопеда;
  • не проводится регулярный мониторинг становления всех сторон речи;
  • речь педагога не является образцом для воспитанников.

     Задача речевого развития детей дошкольного возраста сегодня решается на федеральном уровне. (ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие»).

    Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Общение ребенка со взрослыми и детьми формируется постепенно: оно включает в себя понимание речи и активное пользование ею с учетом правильного грамматического и фонетического оформления (Запорожец А.В., Кольцова М.М., Аксарина Н.М.).

 В содержание работы по развитию речи включается несколько направлений:

- развитие словарного запаса,

- грамматического строя речи,

- связной речи,

- звуковой культуры речи.

На разных возрастных этапах у речи детей предъявляются разные требования. При нормальном речевом развитии в возрасте трех лет ребенок свободно общается с окружающими. Он задает много вопросов, охотно вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, любит заучивать стихи, потешки, считалочки. Дети трех лет пользуются развернутыми предложениями, правильно используют частотные грамматические конструкции, доступный обиходный словарь. В «Программе» подчеркивается важность создания развивающей речевой среды. Поэтому в процессе подготовки к занятиям подбираются для прослушивания простые рассказы. Детей приучают давать оценку поведения отдельных персонажей, доброжелательно контактировать друг с другом.

В возрасте 3-4 лет дети адекватно отвечают на вопросы взрослых, могут с помощью воспитателя и наводящих вопросов передать содержание сюжетной картины. В это время важно стимулировать желание ребенка поделиться яркими впечатлениями об увиденном, рассказать об интересных событиях их окружающей жизни. Большую пользу приносит детям участие в драматизации сказок, простых рассказов. Речь детей в этом возрасте включает более расширенный словарный запас, связанный с назначением предметов: посуды, мебели, транспорта, одежды и т.д. Дети учатся объединять предметы по ведущим признакам и назначению, понимать обобщающее значение слов.  Овладевают элементарными навыками сравнения предметов, близких по значению (диван - кровать), их свойства (шерсть котенка мягкая, пушистая), пространственное расположение предметов (на столе, под столом).  В «Программе» обозначены возможности детей данного возраста при употреблении грамматических конструкций согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа согласовывая с глаголами.

 В развитии звуковой культуры речи большое внимание уделяется активизации артикуляционного аппарата, интонационной выразительности речи, развитию плавного речевого дыхания и умеренного темпа речи.

Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в быту, игре. Общение с ребенком, а следовательно, и развитие его речи проходит с опорой на зрительные контакты. Участвуя совместно с детьми в игре, важно оречевлять предстоящую и завершенную деятельность, что, в свою очередь, помогает формировать разные виды коммуникации.

В возрасте 3-4 лет дети проявляют повышенный интерес к новым словам (словотворчество), у них развивается «чувство языка». От ситуативной речи, имеющей форму разговора, диалога, ребенок все больше переходит к развернутой связной речи, носящей характер монологов, выходящих за рамки ситуации.

В средней группе (4-5 лет) речевые возможности детей резко возрастают. Более активно развивается познавательная деятельность, желание общаться с окружающими на более высоком уровне. Детей интересуют явления природы, информация о менее знакомых предметах и действиях активизирует желание рассказать об интересных событиях своей жизни. В «Программе» приведены рекомендации по формированию связных высказываний (описание предметов, составление рассказов по серии картин и картине). Рассматривая серию сюжетных картинок, дети должны устанавливать причинно-следственные логические связи, определять последовательность сюжетных ситуаций, придумывать отдельные эпизоды, иногда с элементами фантазии.

Расширение словарного запаса предусматривает активное употребление в речи названий предметов, действий, признаков, отсутствующих в собственном опыте.

Формирование лексического запаса предусматривает расширение как предметного, так и глагольного словаря, словаря признаков (антонимов, синонимов, понимание переносного значения слов). Дети пользуются глаголами с разными оттенками действий, образуют прилагательные от существительных с различными значениями соотнесенности (березовая роща, кирпичная стена). Развитие самостоятельной речи предусматривает усвоение правильного потребления грамматических конструкций.

В старшей группе (5-6 лет) расширяется «развивающая речевая среда». Дети проявляют большой интерес к многообразию окружающей действительности, рассматриванию репродукций к сказкам, иллюстраций книг, обсуждению телевизионных передач,  посещению культурно-массовых мероприятий. Общаясь со взрослыми и сверстниками, дети используют словарь, вязанный с разными профессиями, взаимоотношениями с людьми, эмоциональными настроениями. Они успешно справляются с заданиями по подбору однородных существительных, прилагательных, глаголов к словам-стимулам (идут дети, часы; едут машины, мотоциклы; тает снег, сосулька, лед), антонимов (веселый – грустный). Возрастают возможности правильного фонетического оформления самостоятельных высказываний.  Развитие фонематического слуха предполагает различение на слух и в произношении свистящих и шипящих звуков, сонорных («р»-«л»). Уделяется большое внимание интонационно-ритмической выразительности речи.

 Развитие связной речи влечет за собой правильное грамматическое ее оформление; согласование числительных и прилагательных с существительными: пять кукол, высокое дерево, в лесу много высоких деревьев), формирование навыков словообразования (существительные с разными суффиксами (сахарница, воспитательница), подбор однокоренных слов (снег-снеговик, снежинка), глаголов с оттенками действий (спрыгнул – перепрыгнул).  Расширяются возможности преобразования простых предложений в сложносочиненные и сложноподчиненные.

Речевая активность детей проявляется в умении вести диалог, выразительно пересказывать знакомые сказки, простые рассказы с включением элементов драматизации. Дети составляют (с помощью взрослых) рассказы из личного опыта, придумывают дополнительные эпизоды и заголовки к рассказам.

В подготовительной группе (6-7 лет) к речевому развитию детей предъявляются более высокие требования. Они не только должны пересказать текст, составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, но и передать эмоциональный настрой героев, сделав их речь выразительной и интонационно яркой. Педагоги особое внимание уделяют воспитанию доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми, нравственной оценке поступков героев рассказов и своих товарищей, придумыванию сказок с элементами фантазии, составлению простых загадок.

Развитие речи тесно связано с подготовкой к обучению грамоте: дети овладевают первоначальные навыки звуко-слогового анализа, правила деления слов на слоги, предложения на слова с сохранением их порядка.

   В процессе овладения разными видами деятельности по пяти областям, в соответствии с ФГОС ДО, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию как речевых, так и неречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, а также сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов в коррекции речевых нарушений. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка, исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести правильно. Важно, чтобы дети под контролем воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает его к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог ребенка с воспитателем носит  ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно ясной, хорошо интонированной, выразительной. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. Следует помнить, что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. Необходимо избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, водных слов, усложняющих понимание речи. По содержанию речь  должна быть простой и доступной для понимания.

Реализация вышеперечисленных направлений в работе позволяет детям успешно осваивать программу обучения в начальной школе.

Библиографический список:

  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа ДО «от рождения до школы». – М.:Мозаика-Синтез, 2016.
  •  Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. – М.: «Эксмо», 2015.

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  1. формат (демонстрационные и раздаточные);
  2. тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
  3. содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);
  4. характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);
  5. функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия:

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках ЦАП-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о.… А как иначе можно было сказать?  Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание работы по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения Куделина Юлия Юрьевна учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Родничок» г.Сухиничи Калужской области. ©

Слайд 2

Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в РФ » ( от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013г. №1155); Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)

Слайд 3

Проблемы речевого развития дошкольников

Слайд 4

Причины снижения речевого развития Слабое здоровье детей Неблагоприятное социальное окружение Недостаток общения со сверстниками и взрослыми Речь взрослых иногда непонятная, косноязычная, слишком торопливая, не образная. работа по развитию речи ведется не в системе, не выстраивается логика речевого развития; Недостаточное внимание уделяется диалогической речи; Не предусматривается комплексная работа над разными сторонами речи; Не учитывается общение детей с подгруппой; Дети имеют недостатки звукопроизношения, считают работу над звуковой культурой речи функцией логопеда; Не проводится регулярный мониторинг становления всех сторон речи; Речь педагога не является образцом для воспитанников.

Слайд 5

Содержание работы по развитию речи

Слайд 6

Речевое развитие детей 3-4 лет Учатся объединять предметы по ведущим признакам и назначению, понимать обобщающие понятия. При употреблении грамматических категорий согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употребляют имена существительные в форме единственного и множественного числа согласовывая с глаголами. В развитии звуковой культуры речи большое внимание уделяется активизации артикуляционного аппарата, интонационной выразительности. Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в быту, игре. В данном возрасте дети проявляют интерес к новым словам (словотворчество).

Слайд 7

Речевое развитие детей 4-5 лет Расширение словарного запаса предусматривает активное употребление в речи названий предметов, действий, признаков, отсутствующих в собственном опыте. Употребляют существительные с обобщающим значением. Формирование лексического запаса предусматривает расширение как предметного, так и глагольного словаря, словаря признаков (антонимов, синонимов, понимание переносного значения слов). Продолжается работа над дикцией: совершенствуется отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Учатся участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

Слайд 8

Речевое развитие детей 5-6 лет Успешно справляются с заданиями по подбору антонимов. Развитие фонематического слуха предполагает различение на слух и в произношении свистящих и шипящих звуков, сонорных («р»-»л»). Совершенствуется умение согласовывать в словосочетаниях и предложениях числительные и прилагательные с существительными. Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Слайд 9

Речевое развитие детей 6-7 лет Совершенствуется умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствуется умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Учатся строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.). Совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Дети овладевают первоначальными навыками звуко-слогового анализа слова. В процессе овладения разными видами деятельности, в соответствии с ФГОС ДО, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию как речевых, так и неречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников.

Слайд 10

Требования к речи педагога Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружа­ющих его взрослых: воспитателя, учителя-логопеда, родителей. В связи с этим к речи педагогов предъявляются особые требования.

Слайд 11

Библиографический список Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2016. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. – М.: «Эксмо», 2015. © Куделина Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи, содержание работы по развитию речи.

Задачи, содержание работы по развитию речи....

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...

«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»...

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»

В этом материале я рассказала. какие методы я применяю в работе с детьми на занятиях и в режимных моментах....

Содержание работы по развитию речи дошкольников.

Комплекс дидактических упражнений по развитию речи старших дошкольников....