«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Плотникова Вера Александровна

В этом материале я рассказала. какие методы я применяю в работе с детьми на занятиях и в режимных моментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром  в нашей группе занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных моментах, в трудовой деятельности, в играх.

В задачи развития речи входит: формирование словаря и грамматически правильной речи; развитие связной речи; воспитание звуковой культуры речи; ознакомление с художественной литературой.

Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей; об их труде и отношениях; в процессе её происходит накопление ребёнком слов, освоение их содержания и активное использование их в речи.

В нашей  группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний ребёнка о предметах. Его пассивный и активный словарь обогащается за счёт слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, особенности поверхности), а также слов, характеризующих пространственные и временные отношения.

Дети учатся  использовать в речи собирательные  существительные   типа одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Детей среднего возраста знакомим с некоторыми явлениями общественной жизни: с трудом людей, с рядом профессий, с характерными для них трудовыми действиями и орудиями труда; вводим в словарь детей оценочные характеристики труда и взаимоотношений между людьми.

У детей воспитываем любовь и интерес к вооружённым силам РФ – защитнице Родины. Их словарь пополняется названиями военных профессий: моряк, пограничник, танкист летчик и т.д.

Продолжаем воспитывать интерес у детей к родному городу. В речи детей активизируются слова – названия общественных зданий (почта, школа, магазин); обогащается словарь детей за счёт названий трудовых действий по благоустройству города  (строят государственные учреждения,  заложили сквер).

Работа по обогащению и  уточнению словаря предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности: в игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, осуществляется в различных формах: в быту, на занятиях.

Для обогащения и уточнения словаря используются приёмы:

  1. Употребляя в своей речи новое слово, выделяю  его интонационно. «Мальчик вот – вот заплачет. Он чем – то сильно огорчён».
  2. Организуя деятельность детей по обследованию объекта, добиваюсь, чтобы новое слово и понятие, которое оно обозначает, выступили для ребёнка в единстве (дощечка не гладкая, не ровная; она шершавая; проведи по ней рукой и убедись в этом).
  3. Предлагаю  речевой образец для точного воспроизведения детьми слова или небольшой фразы.

Пополнение словаря детей идёт в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни и в первую очередь с трудом людей. С этой целью проводятся различные наблюдения, экскурсии, целевые прогулки. Рассказывая о труде родителей, сотрудников детского сада, в каждом ребёнке пробуждаю стремление  помочь взрослым, сделать для них что – то приятное. Например: Дети,  поблагодарят поваров  за вкусный обед. Тот в свою очередь благодарит детей за внимание, проявленное к его труду.

Детям следует объяснять, почему необходимо бережно относиться к хлебу, рассказать, где и кем он выращивается.

Эта работа ведется со второй младшей группы и уже виден результат у детей, детям стало легче выражать свои мысли, у детей становиться  шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее  осуществляется их  психическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Развитие речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память...

«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»...