Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Маковеева Галина Николаевна

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.

Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваши отзывы!

С уважением,  Галина Николаевна Маковеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zimuyushchie_pticy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Открытое занятие

по ознакомлению с окружающим и развитию речи

на тему «Зимующие  птицы»

                                                Провела учитель-логопед Маковеева Г.Н.

Цели:

  1. Обучающие:

- Расширить объём знаний детей по теме «Зимующие птицы»;

- Работать над слоговой структурой слов, обозначающих зимующих птиц.

  1. Коррекционные:

-Уточнить имеющиеся знания по темам «Зима»,  «Зимующие птицы».

- Расширить активный словарь по теме «Зимующие птицы».

- Совершенствовать навык составления  и уполтребления разных типов предложений в активной речи.

- Работать над грамматическим строем речи:

- Вин.п. ед.числа.

- Род.п ед.и мн.числа;

- Согласование числ. с сущ.

- Закрепить счёт  до 5!

- Закрепить названия пальцев.

- Работать над  ориентировкой относительно своего тела (право-лево).

- Работать над интонацией, темпом и ритмом речи.

     3. Развивающие:

- Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Массировать  пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга.

- Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.

      4. Воспитывающие:

- Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма,

- Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам.

- Повышать уровень заинтересованности детей к процессу обучения.

        Оборудование:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, наборное полотно, кукла Буратино, массажные шарики Су-Джок,  бельевые прищепки основных цветов, пружинки для самомассажа,  волшебный мешочек с сюрпризами  для поощрения детей.

Лексический материал: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, снегирь, дятел, голова, шея, туловище, крылья, пёрышки, хвост, лапки  и т.д.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках. Логопед читает стихотворение, дети соответственно выполняют движения:

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Полетать они хотят.

Полетели, полетели

Где понравилось - там сели.

Дети бегают по группе, делая плавные движения руками и, приседая, где им нравится. Появляется кот.

Только хитрый рыжий кот

Погулять им не даёт.

Этот кот крадётся к нам.

Птички, птички по домам.

2.  Ребята! Вы сейчас играли  в игру «Кот и птички». Буратино принёс нам картинки птиц. Посмотрите на картинки и скажите, кого вы видите?

         Давайте  поставим картинки на панно и поиграем в игру

 «Вижу  кого?»

    II. Подведение к теме.

- Кто мне подскажет эти птицы остаются у нас зимовать или улетают на юг?

- Как мы можем  их назвать?

- Кто сможет объяснить почему эти птицы называются зимующими?

Наше занятие  сегодня будет о зимующих птицах.

    III.Содержание занятия.

3. Отвечаем на вопросы красивым полным предложением, следим за язычком.

- Кто сможет объяснить почему эти птицы называются зимующими?

- Чем питаются зимующие птицы?

4. Артикуляционная гимнастика.

Давайте представим, что мы голодные птенчики и откроем свои клювики.

Упражнение «Птенчики».

Птички поели, на заборчик полетели.

Упражнение «Заборчик».

Зимой много снега намело,  горка получилась. Давайте сделаем горку из язычка.

Упражнение «Горка».

Ветерок с горки подул. Засвистел как синичка.

Упражнение «Дует с горки ветерок» («Синичка свистит»).

  1. Давайте научимся правильно и красиво называть птиц.

Поиграем в игру «Раздели слова на слоги».

6. А сейчас постараемся запомнить названия птиц. Поиграем в игру «Послушай, запомни, повтори!»

           IV.   Физкультминутка.

7.Г.Н. Какое сейчас время года? Зима! Давайте погуляем  по сугробам и повторим пальчиковую гимнастику про зиму и зимующих птиц.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу!

      Закрепить пальчиковую гимнастику «Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись.     

(Загибаем по одному пальчику)

(Пальчики шагают.)

(«Лепим снежок» двумя руками)

(Крошащие движения  пальцами.)

(Два пальчика катятся по столу)

(Две ладошки кладут на стол, то с одной стороны, то с другой)

              Закрепить пальчиковую гимнастику «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

           

(Кулачок-ладошка.)


(На каждое название птицы загибаем по одному пальчику.)


(Сжимаем   и   разжимаем  кулачки.

Не потеряли мы свои пальчики на прогулке?  Вот и замечательно!

 8. А сейчас мы посчитаем наших птиц, поиграем в игру

 «Сосчитай до 5»!

9. Давайте попробуем отгадать загадки. Слушайте внимательно!

 Кто отгадает - тот птичку получает!

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это? …                       (Воробей)

Жёлтое брюшко

У маленькой птички.
А зовут её …                   (Синичка)

Вещунья-белобока

А зовут её  …                 (Сорока)

Чёрная, как вар,

Кричит: «Кар-р-р!»        (Ворона)

Белый бок, серый бок,

     Воркует нежно …           (Голубок)

           Красногрудый, чернокрылый

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.          (Снегирь)

Чёрный жилет, красный берет.

Нос как топор, хвост как упор.  (Дятел)

V. Итог занятия.

- Какую тему мы с вами учили на сегодня на занятии?

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Понравилось вам занятие?

- Буратино понравилось, как работали на занятии ……………………………

 и он приготовил для вас  награды.

VI.  Задание на  вторую половину дня.

  1. Раскрасить рисунки с зимующими птицами и провести дорожки

 «Кто чем питается?»

2. Закрепить пальчиковые гимнастики «Зимняя прогулка» и «Кормушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Домашние животные" подготовительная группа

Дорогие коллеги и родители! Материал по теме "Домашние животные" может быть использован для подготовки детей к школе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Здесь вы найдёте лексический ма...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме ""23 февраля- День Защитника Отечества" подготовительная группа

Подборка материала на лексическую тему "23 февраля - День Защитника Отечества" пригодится для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также для домашних заданий для за...

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Развитие речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память...