Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Маковеева Галина Николаевна

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопедических и массовых групп детского сада. Конспект сопровождается фотографиями. Если появятся вопросы, готова ответить. Буду очень благодарна за отзывы. С уважением Галина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по ознакомлению с окружающим и развитию речи

в подготовительной группе ОНР (ЗПР)

на тему «Перелётные птицы»

                                                         Провела учитель-логопед Маковеева Г.Н.

Цели:

  1. Обучающие:

Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц. Составлять описательные рассказы с опорой на схему.

  1. Коррекционные:

Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».

Расширить активный словарь по теме «Перелётные птицы».

Совершенствовать навык составления  разных типов предложений с предлогами и союзами.

Работать над грамматическим строем речи:

- Родительный падеж ед.и мн.числа;

- Согласование числительных с существительными.

- Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.

     3. Развивающие:

- Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;

- Развивать общую и мелкую моторику.

      4. Воспитывающие:

- Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к  природе и птицам.

        Оборудование:

Предметные картинки с изображением перелётных птиц, наборное полотно,

скворечник и скворец для закрепления предлогов, аудиозаписи с голосами птиц, Буратино, наклейки  для поощрения детей.

Лексический материал: ласточка, грач, скворец, соловей,  гусь, утка, журавль, жаворонок, цапля, трясогузка, кукушка  и т.д.

         

                                 

(Провела учитель-логопед Маковеева Г.Н.)

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

   I.  Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт приметы весны.

    II. Подведение к теме.

- Кто  мне подскажет, какие птицы прилетают к нам весной?

- Как мы можем назвать их одним словом?

- Кто догадался,  какую тему мы будем учить на занятии?

    III. Содержание занятия.

1. Отвечаем на вопросы красивым полным предложением, следим за язычком.

- Кто сможет объяснить, почему эти птицы называются перелётными?

- Почему перелётные птицы улетают осенью в тёплые края?

- В какое время года птицы возвращаются к нам обратно?

- Чем питаются перелётные птицы?

2. Поиграем в игру «Послушай, запомни, повтори!»

3. Поиграем в игру «Раздели слова на слоги».

     4. Осенью птицы улетают на юг. Улетели птицы, и стало пусто и скучно без них. Давайте поиграем в игру «Нет кого?»

    5. Весной прилетели перелётные птицы из жарких стран. Давайте мы поиграем в игру «Много кого?». 

 

    6. Сейчас мы посчитаем наших птиц, поиграем в игру «Сосчитай до 5»!

    7. Поиграем в игру «4-й  лишний».

 Внимательно послушайте, хорошо подумайте, назовите, кто здесь лишний и объясните почему.

Волк, ГРАЧ, лиса, заяц

Скворец, КУРИЦА, соловей, журавль

ВОРОНА, жаворонок, грач, трясогузка

СИНИЦА,  скворец, ласточка, грач

Галка, сорока, воробей, скворец

( Провела учитель-логопед Маковеева Г.Н.)

8. Поиграем в игру   «Почини предложение!»,  вставь нужный предлог (маленькое слово)  ИЗ, В, К, НА, НАД, ПО, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Скворец вылетел … скворечника. Скворец залетел… скворечник. Скворец подлетел … скворечнику. Скворец кружится … скворечником. Скворец сел … ветку. Скворец выглянул … ветки. Скворец прыгает … земле.  Скворец сидит … деревом.

           IV.   Физкультминутка.

Какое сейчас время года? Весна! Давайте отдохнём и повторим пальчиковую гимнастику про весну и про скворечник.

                         Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Мы построили скворечник

Для весёлого скворца

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки

Чёрненькие пёрышки.             

(Кулачок-ладошка)

(Ритмично сжимают и разжимают ку лачки)

(Хлопают в ладоши)

(Загибают пальцы.)

(Машут «крылышками»)

9. А сейчас попробуем подобрать рифму, отгадать загадки "Подскажи словечко!":

1)В деревянный свой дворец

Прилетел весной ...                    (Скворец)

2)Песен звонких не жалей

Нам весною …                            (Соловей)

3)Клином печальным в небесной дали

С криком печальным летят … (Журавли)

4)Учит верности людей

Пара белых…                            (Лебедей)

5) Пёстры грудка, хвост, макушка

В лесу и в часах кукует…       (Кукушка)

( Провела учитель-логопед Маковеева Г.Н.)

6)Волн высоких не боюсь

Я ведь плаваю, как …             (Гусь)

7)С буквы «А» начинается

Имя птицы …                          (Аиста)

8)По весне к нам с юга мчится

Черная как ворон птица.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных … (Грач)

10. А сейчас мы попробуем составить описательный рассказ о перелётных птицах. (Составление описательного рассказа с опорой на схему).

V.  Итог занятия.

- Какую тему мы с вами учили на сегодня на занятии?

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Понравилось вам занятие?

- Буратино понравилось,  как работали на занятии …………………………… …………………………………………………………………………………….

 и он приготовил для вас  награды. Но чтобы  остальные птицы на нас не обидились, я попрошу вас рассказать о перелётных птицах Буратино и воспитателю……

VI.   Задание воспитателям на вторую половину дня.

1.Составить описательные рассказы о перелётных птицах с опорой и без опоры на схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Домашние животные" подготовительная группа

Дорогие коллеги и родители! Материал по теме "Домашние животные" может быть использован для подготовки детей к школе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Здесь вы найдёте лексический ма...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме ""23 февраля- День Защитника Отечества" подготовительная группа

Подборка материала на лексическую тему "23 февраля - День Защитника Отечества" пригодится для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также для домашних заданий для за...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме ""Мамин день.8 марта" подготовительная группа

Для заботливых  родителей,  воспитателей, логопедов, дефектологов предназначен данный материал. Здесь Вы найдёте стихи, загадки, пальчиковую гимнастику,  задания по развитию лексико-гра...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Весна" подготовительная группа

Материал по лексической теме "Весна" адресован логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям. Здесь сосредоточены задания по развитию лексико-грамматического строя, слоговой структуры, связной реч...

Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Перелётные птицы" подготовительная группа

Подборка материала по лексической теме "Перелётные птицы" пригодится воспитателям, логопедам, дефектологам, родителям при изучении данной темы....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Перелётные птицы".

Задачи: Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей. Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы». Расширить активный словарь по теме «Перелётные птицы». Совершенство...