Задачи, содержание работы по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

сапунова инесса александровна

 

Задачи, содержание работы по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_soderzhanie_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx66.92 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое рассказывание

   

   

 Дидактические игры и лексические упражнения.

Дидактические игры – методы активизации словаря.

Дидактические игры и лексические упражнения позволяют сделать умственный труд занимательным, позволяет перенести уже знакомое в новые условия, являются средством закрепления представлений об окружающей жизни, позволяют заинтересовать даже малоактивных детей.

Виды дидактических игр

Виды лексических упражнений

1.Дидактические игры- занятия с куклой;

2.Дидактические игры с предметами;

3.Настольно-печатные игры;

4.Сюжетно-дидактические игры;

5.Дидактические подвижные игры;

6.Словарные дидактические игры;

7.Собственные игры детей.

Подбор эпитетов к предмету;

2. Узнавание предмета по эпитетам;

3. Подбор действий к предмету;

4. Подбор к действию;

5. Подбор объектов к действию;

6. Подбор обстоятельств;

7. Нюансы смысла слова;

8. Добавление слова в предложении;

9. Распространение предложений;

10. Добавление придаточных предложений;

11. Составные части целого;

12. По частям определить целое;

13. Подбор глаголов обозначающих голоса животных;

14. Подбор животных по глаголам, обозначающим их голоса;

15. Составления предложений с определенным словом;

16. Составления предложения с несколькими словами;

17. Объяснения слов;

18. Классификация предметов.

 Методика работы по развитию детей раннего возраста.

Рассказывание по игрушке

       Значение пересказа

Приемы работы в разных возрастных группах

Старшая группа:

▪ беседа по содержанию произведения;

▪ привлечение внимания к языку произведения;

▪ упражнения на использование различных интонаций;

▪ хоровые ответы;

▪ составление плана пересказа (воспитателем или детьми);

▪ пересказ от имени героя, от первого лица;

▪ к анализу и оценке пересказа привлекаются дети.

Средняя группа:

▪ беседа по содержанию произведения;

▪ показ иллюстраций связанных с повествованием;

▪ вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев;

▪ упражнения на использование различных интонаций;

▪ отраженная речь (воспитатель начинает – ребенок повторяет);

▪ положительная оценка каждого пересказа.

Младшая группа:

▪ используется театрализованная деятельность;

▪ пересказ вместе с воспитателем (подсказка слов фраз);

▪ пересказ по вопросам, устанав-ливающим последовательность и действующих лиц;

 

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                         

Рассказывание по картине

Методика заучивания стихотворений

Методика развития словаря

Первичное ознакомление с предметами

Требования к занятию

Структура занятия

- Используются практические задачи и игровые приемы;

- Обязательное использование наглядности;

- Активное действие с предметами;

- Предметы должны быть знакомы детям, они узнают об их назначении;

- Руководство через вопросы и указание.

Вводная часть: 

постановка задачи

Основная часть: 

показывает предмет, вычленяет его строение, связывает с назначением.

Заключительная часть: 

выбор предметов всеми детьми, закрепление новых знаний, объяснение своего выбора.

Ознакомление со свойствами и качествами предметов

Требования к занятию

Структура занятия

- Организовать тщательное сенсорное обследование;

- Дать точные указания к использованию обследовательского действия, адекватному вычленяемому качеству;

- Наглядный материал должен быть у каждого ребенка;

- Вычленение качества и свойства наиболее эффективно достигается сравнением с противоположным;

-Необходимо включить свойства и качества в содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества;

- Подбирать такие предметы, в которых вычленяемые качества ярко представлены.

Вводная часть:

вычленение качества предмета в ситуации какой-либо деятельности.

Основная часть: 

обучение обследовательским действиям, вычленение нужного качества каждым ребенком. Вводим новое слово, обозначающее данное качество.

Заключительная часть: Упражнение в выделение качества  разных предметов и в использовании новых слов.

Знания закрепляются на других занятиях и в повседневной жизни.

Усложнение занятий: Увлечение набора выделяемых качеств и свойств. Чаще при ознакомлении с каким – либо материалом.

Сравнение предметов

Требования к занятию

Структура занятия

- Предметы для сравнения должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности;

- Последовательная работа от сравнения предметов в целом (цвет, форма, величина и т. д. ) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;

- Основные приемы: вопросы и указания, помогающие:

а) последовательно строить сравнение;

б) увидеть те особенности, которые дети сами не увидели;

в) наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово.

- Максимум речевой активности у детей.

Вводная часть:

 постановка задачи.

Основная часть:

 постепенное сравнение предметов.

Заключительная часть: 

обобщение.

Формирование видовых и родовых понятий

Видовые понятия

Родовые понятия

Видовые понятия - узкое по объему, входящее как основания часть в родовое понятие.

Родовое понятие – понятие большого объема, включающее как составные части видовые понятия.

Требования к занятию

Структура занятия

Требования к занятию

Структура занятия

- Набор предметов включают пред-меты одного вида, различающиеся по несущественным признакам (цвету, форме, величине) и предм-еты близких видов (стакан, бокал т.п. от которых дети должны отли-чать чашки).

- Необходимо поставить ребенка перед выбором предмета из группы сходных. Он должен  мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.

- Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. Лучше организовать игру.

Вводная: 

Приход героев, постановка задачи.

Основания:

 Идет разбор характерных особенностей предмета и их назначения.

Заключения:

 Обыгрывания

- Набор из 3-4 видов предметов  ярко различающихся по несущест-венным признакам (огурец, морковь, лук).

- В заключительной части занятия добавляют предметы входящие в это понятие и похожие предметы но входящие в другое понятие.

- При закрепление работают сразу с двумя разными уже сформирован-ными понятиями.

- При дальнейшей работе идет расчленение понятия

Вводная часть:

Картинки с предметами. Дети называют предмет и отвечают на вопрос для чего они нужны.

Основная часть:

отделение существенных для обоб-щения признаков от несуществен-ных, обобщение группы предметов по существенным признакам, введе-ние слова обозначающего эту групп-пу.

Заключительная часть: Упражнение детей в подведение видов предметов под понятие на основание учета существенных признаков.

Ознакомления с окружающим в ходе наблюдений и экскурсий

Требования к проведению наблюдений и экскурсий

Перед экскурсией и наблюдением

Число экскурсий должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятий по развитию речи.

При подготовке воспитатель отбирает круг сведений из раздела «Ознакомление с окружающим» для одного занятия, и слова которые дети должны узнать и запомнить.

Воспитателю следует продумать количество детей идущих на экскурсию.

Администрацию ДОУ заранее предупреждают о количестве задействованных детей, продолжительности и времени проведения экскурсии.

Заранее с учреждением, где будет проходить экскурсия, договариваются о времени и особенности материала.

Помощь воспитателю оказывают 1 – 2  взрослых.

Во время экскурсии и наблюдения

Начало экскурсии или наблюдения должны проходить в спокойной обстановке или заранее в группе, или построившись на улице.

При первоначальном восприятии необходимо дать детям паузу для свободного обмена впечатлениями и для рассматривания и только затем переходить к руководству.

Воспитатель должен точно использовать в речи обозначения величины, пространства так как объект наблюдения может находиться на расстоянии.

Не следует перегружать детей мелкими подробностями – это отвлекает от главного, существенного.

После экскурсии и наблюдения

Закрепление полученных сведений о экскурсии и наблюдении проводится:

А) мимолетным воспоминанием в этот  

     же день в виде вопроса, что понра-

     вилось, и оформления рисунка во II

          половине дня;

Б) подробное обсуждение проводится

     через 1 – 4  дня после проведения

     экскурсии или наблюдения, здесь

     присутствует:

- чтение художественных произведений;

- беседа;

- дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- рассматривание фотографий и иллюстра-ций;

- использование ТСО;

- рассматривание рисунков, подделок.

Уголок книги. Самостоятельная художественно-речевая деятельность.

Диалогическая речь. Схема написания итоговой беседы.

       Итоговая беседа – проводится только в старших группах (исключение – средняя группа тема сезонные изменения).

Рассказывание из опыта. Структура занятия по составлению письма.

Методика развития связной речи

Методика обучения отгадыванию загадок

Требования к работе с загадками:

                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                             

Методика ознакомления с художественной литературой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...

«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»...

Содержание работы по развитию речи детей в условиях ДО

Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду....

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»

В этом материале я рассказала. какие методы я применяю в работе с детьми на занятиях и в режимных моментах....

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...