ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРАХ ПО СЮЖЕТАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
методическая разработка (старшая группа)

Мамедова Ольга Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРАХ ПО СЮЖЕТАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 51.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРАХ ПО СЮЖЕТАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Мамедова О. А.

Д/с №99 «Капелька»

Г. Тольятти

Развитие нашего общества во многом определяется человеческим фактором, созидательной активностью каждого человека. Особенно ощутимой стала потребность в творческих людях, умеющих проявлять инициативу, нестандартность мышления. В связи с этим возникает необходимость в уточнении существующих и определении новых подходов к формированию личности на разных возрастных этапах и, в том числе, на начальном – в период дошкольного детства.

Дошкольное детство – важный период в жизни ребёнка, когда он оказывается особенно чувствительным к разного рода воздействиям, обеспечивающим формирование  личностной культуры, развитие индивидуальности ребёнка.

Создание условий развития творческой индивидуальности – важная социальная и педагогическая проблема. И пути её решения могут быть разнообразными. Особо значимым  является активное включение  каждого ребёнка в доступную и интересную творческую деятельность, которая помогает выявить его склонности и способности, развить творческую инициативу, воображение, содействовать формированию активности как качества личности.

Исследователями детского творчества (Т.Г. Казаковой, Т. С. Комаровой,

 Ф. В. Котляр, А.Е Щибицкой и др.) доказана педагогическая ценность различных видов художественной деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной, театрально-игровой) в развитии творческого потенциала дошкольников. Однако, на практике, в полной мере не решается вопрос о развитии творческой направленности личности ребёнка – дошкольника. Важно использовать для этой цели  и другие виды детской деятельности, например, творческую игру. В режимных моментах  детского сада сюжетно – ролевая игра чаще используется как форма организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста, как средство нравственного, эстетического , умственного воспитания. В меньшей мере она изучена со стороны влияния на развитие творческой  активности ребёнка. Этим правомерно объяснить  наш интерес к проблеме формирования творческой активности дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Интенсивность развития на шестом году жизни интеллектуальной, нравственно- волевой, эмоциональной, действенно-практической сторон личности ребёнка создаёт предпосылки для решения данной проблемы именно в этом возрасте. Он является сензитивным  в развитии творческой игры и характеризуется повышенным интересом детей к литературным произведениям  различных жанров. Это позволяет использовать игры  по сюжетам литературных произведений в качестве средства формирования творческой активности детей. В играх – драматизациях сюжет, роли, игровые действия определяются текстом литературного произведения.

Основу игр-драматизаций, в большинстве случаев, составляют произведения сказочного жанра. Однако, в игровом опыте дошкольников имеет место сюжетно-ролевая игра, отражающая события, образы героев, их действия и поступки, описанные в реалистических рассказах. Связь с текстом литературного произведения в такой игре менее устойчива, чем в игре драматизации и сюжет игры нередко выходит за рамки литературного сюжета. Именно такие игры правомерно называть играми по сюжетам литературных произведений.

Характерными особенностями этих игр является, прежде всего то, что общую  сюжетную линию игры, содержание игровых ситуаций, характер ролевых действий определяет содержание  литературных произведений. Однако, в игровых комбинациях дети свободны, они имеют возможность импровизировать, комбинировать в одном игровом сюжете эпизоды из разных литературных произведений., изменять ход событий и действий игровых образов. В таких играх нет необходимости заранее заучивать слова и действия героев, здесь ребёнок властен импровизировать, придумывать содержание игрового общения, а содержание книги, сказки или рассказа только помогает ему в этом.

Своеобразие  этих игр наилучшим образом можно проследить при сравнении  их с играми, сюжеты которых дети придумывают сами. Так, в творческой ролевой игре на бытовую тему, трудовую или общественную, ребёнок, взяв на себя роль, создаёт игровой образ, наделяя его чертами конкретного человека, часто знакомого ему, моделирует наблюдаемые жизненные ситуации в игре. Ребёнок представляет, а затем воспроизводит действия, передаёт поступки и поведение образа, взятого из реальной действительности, с учётом условности игровой ситуации.

В играх же по сюжетам литературных произведений дошкольник попадает в ситуацию более сложную. В содержании литературного произведения нет реально существующего действующего лица, есть только описание образа литературного персонажа, его действий и поступков. Внутренний мир героя надо представить  в своём воображении, а затем воплотить в игровой образ с помощью доступных выразительных средств. Уровень же детского воображения определяется жизненным опытом ребёнка, развитостью его познавательной сферы, степенью сформированности  игровых умений и навыков.

Приступая к работе по формированию творческой активности в играх по сюжетам литературных произведений, мы начали с диагностического обследования. В ходе обследования определили содержательную характеристику творческой активности дошкольников:

  1. выявили и обосновали педагогические условия, способствующие её формированию;
  2. разработали методику помощи дошкольникам в играх по сюжетам литературных  произведений.

В нашей работе творческая активность ребёнка, рассматривалось как личностное качество,  которое  находят своё выражение  в оригинальных комбинациях творческого воображения

В результате диагностического обследования, пришли к выводу, что в педагогогической практике творческие ролевые игры по сюжетам литературных произведений по сравнению с сюжетно-ролевыми играми, строительными, а так же драматизациями, занимают незначительное место. А следовательно, не реализуются в полной мере их возможности в развитии творческой индивидуальности ребёнка-дошкольника.

Определили показатели творческой  активности дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений, которые в своём единстве раскрывают её содержательную характеристику:

-Инициатива в развитии игры по сюжету литературного произведения, которая характеризуется стремлением организовать игру, желанием и готовностью реализовать свои знания, чувства и отношения к литературным героям, к оприсанным событиям в игровых образах и действиях;

-  Самостоятельность в выборе способов реализации замысла игры и развития её сюжета, которая характеризуется умением наметить план игры, используя содержание литературного произведения и собственный опыт, выбрать роль, заинтересовать игрой других детей, создавать увлекательные игровые ситуации;

- Выразительность передачи игровых образов и игровых действий, проявляющаяся,  в эмоциональном воплощении взятой на себя роли, в умении владеть выразительными средствами (мимика, жесты, интонация голоса) при передачи характеров героев, содержания их действий;

- Изобретательность в создании, поддержании и развитии игровой обстановки, которая проявляется в умении подобрать для игры необходимые игрушки и атрибуты, в готовности изготовить недостающие или приспособить различные предметы-заменители.

Нами были определены  возможные уровни творческой активности:

Первая группа детей (16%)

Это дети творческие проявления которых,  при обыгрывании литературных сюжетов характеризовались всеми выделенными показателями. Они  под впечатлением от содержания сказок, рассказов стремились организовать игру, вовлекали в неё сверстников, сами распределяли роли, объясняли, как можно играть. Они легко комбинировали личный опыт и знания содержания произведения в одном игровом сюжете, создавая интересные игровые ситуации. Дети проявляли смекалку и находчивость в оснащении игры атрибутами, умело использовали предметы-заменители. Результатом проявления подобной творческой активности были содержательные игры, отражающие  сюжеты литературных произведений. Это позволило считать данную характеристику творческой активности высоким уровнем её развития и ориентироваться на него в процессе целенаправленной работы по формированию данного качества личности.

Вторая группа детей (27%)

К этой группе были отнесены дети, которые сами не изъявляли желания организовывать игру по сюжету знакомой книги сказки или рассказа, однако, с готовностью принимали предложение поиграть. Они соглашались на предлагаемые роли и подчинялись лидерам игры. Игровые образы, создаваемые такими детьми, были достаточно выразительными, они умели находить нужные атрибуты, использовать их по назначению. Данный уровень творческой активности детей исключал их инициативу и самостоятельность в развитии игр по литературным сюжетам и определялся нами как средний

Условно выделена и третья группа детей (56%)

Это дошкольники, которые редко проявляли интерес к обыгрыванию литературных сюжетов. На предложение  поиграть с другими детьми не всегда откликались. Они слабо владели выразительными средствами, их игровые действия были стереотипными, а создаваемые игровые образы невыразительными. Уровень творческой активности таких детей был определён как низкий.

Определение содержания творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений, уровней  её развития, позволили составить содержание рабочей программы, правомерность которой проверялась в ходе формирующего эксперимента. Она заключалась в том, что эффективность формирования творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений достигается путём целенаправленного и педагогического организованного взаимодействия следующих условий:

  • Развитие творческой направленности личности педагога;
  • Совершенствование его педагогического мастерства в руководстве играми по сюжетам литературных произведений;
  • Создание атмосферы, вызывающей положительное отношение детей к обыгрыванию литературных сюжетов;
  • Отбор литературных произведений, предназначенных для отражения их содержания в игровой деятельности старших дошкольников;
  • Учёт индивидуальных особенностей развития детей.

Признавая педагогическую значимость и руководствуясь требованиями к детской книге, изложенные в исследованиях  Т.В.Калининой и Н.С Уривской, но учитывая цели и задачи проводимой работы, мы предприняли попытку обосновать собственный подход к оценке художественных произведений, необходимых для нашей работы, уточняя и конкретизируя ранее выдвинутые требования. Для того что бы дети могли по собственной инициативе развернуть интересную игру по сюжету литературного произведения, его содержание должно увлекать детей, оно должно вводить их в гущу событий: его моральная идея, действия и поступки героев должны быть доступны детскому пониманию, удовлетворять их познавательно- личностные интересы, стимулировать познавательную активность и проявление социально-значимых свойств личности.

В возрасте 6-7 лет воспринимая художественное произведение, ребёнок как бы открывает  самого себя, свои чувства. В силу этих обстоятельств, важным критерием  оценки литературного произведения следует признать наличие в нём ярких художественных образов, впечатляющих событий несложной и доступной для воспроизведения динамикой действий.

Учитывая то, что в играх по сюжету литературного произведения находит отражение его содержание, необходимо, что бы оно имело легко воспроизводимые диалоги, монологи, выраженные образным языком. То есть важно, что бы литературное произведение было действительно художественным и по содержанию и по форме. Слушая текст и рассматривая иллюстрации, дошкольники воспринимают отражённый в них реальный мир слухом и зрением. Иллюстрации конкретизируют, уточняют образы, выраженные словом и помогают полнее воспринять идейное содержание.

Из многочисленных литературных произведений  мы отобрали ряд художественных текстов, которые целесообразно было использовать в нашей работе. Среди них были произведения рекомендуемые  общеобразовательной программой «От рождения до школы» и не программные, созданные для детей дошкольного возраста :

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»; Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», «25 профессий Маши Филипенко»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»; Т. Полякова «Пограничная застава»; Б Жидков «Что я видел»; В. Драгунский  «Денискины рассказы»; И. Богданова «Сказка о весёлых чудесах и их маленькой хозяйке», «Сказочная азбука»; И. Карпова серия книг о профессиях  «Кем быть»

Выбор сказочного жанра не был случайным. Во всякой сказке есть элемент действительности с ощутимым воспитательным моментом. Она таит в себе богатейшие возможности для развития личности ребёнка – дошкольника. Занимательность сказочного сюжета, чёткость его строения, драматический конфликт, своеобразная логика поступков героев, различные житейские ситуации в которые они попадают, простота и красочность языка, наличие коротких диалогов, создают по нашему мнению, необходимые предпосылки для его понимания и обыгрывания детьми. Сочетание волшебного и реального мира делает художественное произведение особенно интересным для дошкольника.

Один из распространённых жанров детской литературы – рассказ. Мы старались подбирать такие рассказы, которые затрагивали бы чувства и эмоции детей и пробуждали бы в них желание «играть в хороших людей».

Работа с литературными произведениями была тесно связана с художественно – эстетическими видами  детской деятельности (рисование, нетрадиционные формы рисования, декупаж, лепка, оригами, конструирование, художественный труд).

Учитывая, что уровень творческого воображения у детей влияет на проявление активности, мы разработали систему творческих заданий и смоделировали игровые ситуации, которые стимулируют развитие детской фантазии.

Результаты, к которым мы пришли через 1,5 года работы по данному  направлению, свидетельствуют о том, что разработанная методика по формированию  творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений даёт положительные результаты.

Свидетельством возросшего уровня творческой активности детей, является развитие по книге Б Жидкова «Что я видел» 18игровых сюжетов  со множеством игровых ситуаций и ролей. Длительность игр по данной книге была около 5 месяцев. Интерес к этим играм дети сохранили и в 1 классе.

По книге  И. Богдановой «Сказка о весёлых чудесах и их маленькой хозяйке», было разработано 14 игровых сюжетов, а по книге «Сказочная азбука» - 8 сюжетов.

Особую изобретательность и оригинальность проявили дети, играя в сказки. Комбинируя свои знания книг А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»,  Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», дети разыгрывали необыкновенные сказочные истории, с большим количеством ролей и продолжались эти игры не один день.

В результате этой  работы  нам удалось, хотя возможно не в полной мере, сформировать методические  рекомендации  по формированию творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений; раскрыть ту связь, которая существует между игрой и детской книгой, определить сущность творческой активности детей в игре и обосновать основные условия её формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калинина Т. В., Уривская Н.С.  «Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребёнка» - Текст: непосредственный// Молодой учёный. – 2016г.- №5 (109).  -  С. 607-609

2. Лаптева Г.В., «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет», 2011 г. Издательство: Речь.

3.  Николаева Е.И. «Психология детского творчества» 2010 г.

Текст предоставлен правообладателем http://litres.ru «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург;  ISBN 978-5-49807-489-4

4. Скворцова  В. О., «Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников»,  2009 г. Издательство: Феникс, Серия: Мир вашего ребенка

5.  Хропов Е, «Информационные технологии в развитии творческих способностей», 2011г,  ISBN: 978-3-844-35584-0,  Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing

День открытых дверей  51группа

Первая половина дня

  1. Презентация  лепбуков

«Ягодка за ягодкой», «Убежим от неприятностей»

  1. Прогулка. П/и эстафета «Волшебный поезд»

Вторая половина дня

  1. Чтение В. Бианки «Теремок»
  2. Д/и «Кто где живёт», «Береги природу».

Работа с родителями

  1. Буклет «Экологические сказки»: «Нет места мусору на земле», «Сказка как Чистота Мусор победила».
  2. Акция «Добрые крышечки».
  3. Анкетирование «Экологическое образование в семье».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРЕ.

Только после того, как в процессе восприятия литературных произведений, содержание которых отражает яркие, динамичные, захватывающие и понятные события, дети эмоционально воспримут содержание, почувст...

формирование творческой активности в игре

Проблема творчества -один из острых участков педагогики.Начало должно быть связано с периодом дошкольного детства.Основной вид деяиельности -творческая игра.Через нее ребенок входит в мир социальных о...

Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и особенности восприятия детьми литературных произведений.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель...

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способнос...

Выступление на педсовете«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ»

Творчество, его формирование и развитие – это  таинственная проблема, привлекающая внимание исследователей разных специальностей....