Мастер-класс Воспитатель МБДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида Дунаева С.А.
материал

Тема: «Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников ». Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klassteatralizovannaya_deyatelnost_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Воспитатель

МБДОУ БГО Детского сада №12

общеразвивающего вида

 Дунаева С.А.

Тема: «Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников ».

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с  игровыми приемами, которые способствуют развитию социально-коммуникативных навыков через театрализованную деятельность.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике данных приемов.
  3. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творчеству.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече. У меня появилась возможность поделиться своими педагогическими наблюдениями и практическими находками в области развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные , я пришла к выводу, что дети у которых наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность, монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов, они мало общаются со сверстниками и не принимаются ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвлённым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание и помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи,  касающиеся формирования социально-коммуникативных навыков ребенка.  И, кроме того, положительно влияет на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. К тому же, участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Цель педагогической работы в данном направлении: создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать навыки общения дошкольников;

- развивать выразительность речи детей;  

- развивать творческие способности воспитанников;

- воспитывать инициативность, самостоятельность, сообразительность.

Для успешной реализации задач по театрализованной деятельности    необходимо организовать  предметно-пространственную развивающую среду.   Мною, совместно с родителями  организована среда с учетом требований ФГОС и включает в себя:

  • уголок театрализованной деятельности;
  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения);
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу;
  • Атрибуты  для  организации  театрализованных  игр  (ширмы,    костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый,    резиновой игрушки, магнитный театр);
  • картотеку театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.

Работа по театрализованной деятельности с детьми включает в себя много методов и приемов, для ознакомления со всеми нам понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необычные и интересные, для работы воспитателя Д/С.

Я приглашаю  своих коллег.

Один из методов, который я использую на театрализованных занятиях - метод моделирования игровой ситуации.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Я включу вам песенку, вы ее послушайте, а потом скажите о чем она.      Звучит песня «Пусть бегут неуклюже… ».

В: Итак, о чем эта песня?

В: Действительно каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. А что делают в этот праздник? (приглашают гостей, дарят подарки, готовят угощения и развлечения).

Давайте, мы с вами пофантазируем, придумаем и обыграем свою историю про день рождение.

Разминка

Прежде чем показать спектакль, мы как настоящие актеры должны провести разминку: (в разминку можно включать артикуляционную гимнастику, пальчиковую, на дыхание, этюды на развитие творческого воображения,  а я с вами проведу

Пантомимику- показать частями тела:

-Света, как твои плечи говорят: «Я горжусь»; -Ира, как твоя спина говорит: «Я старый больной человек»;-Юля, как твои глаза говорят: «Нет»; -Света, как твоё ухо говорит: «Я слышу птичку»; - Лена, как твой нос говорит: «Мне что- то не нравится», -Настя, как твои глаза скажут, что «Мне страшно».

Садитесь на стульчики.

-Сейчас вам нужно договориться и выбрать персонажей для вашей истории, с помощью которых вы будете ее обыгрывать.

А поможет вам в этом волшебная таблица.

Давайте посмотрим на модель, что нарисовано на 1 карт…….

именинник

2 гости

3подарки

4угощение

5развлечение

6незваный гость

Что мы можем обозначить знаком вопроса?

-А что может произойти на день рождении?

(может прийти незваный гость, упасть торт……)

-Веселым смайликом мы обозначим, счастливое завершение дня рождения, ведь каждый хочет, чтобы день рождения заканчивалось всегда весельем и радостью.

Я даю вам немного времени обсудить сюжет, как только я прозвоню в колокольчик, мы начинаем. (мы ставим с детьми песочные часы)

(колокольчик)

А сейчас разыгрываем историю о дне рождении. (по таблице)

Игровые задания:

Кто празднует день рождения?

Кто приглашен в гости?

Какие подарки принесут гости?

Какое будет приготовлено угощение?

В какие игры все будут играть?

Какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет?

 

Спасибо.

Данный прием можно использовать не только при моделировании ситуаций из жизни, так же  моделировать сказки и др. произведения, при этом дети быстрее запоминают сюжет и последовательность. А так же использовать модель не полностью, а лишь часть ее. (пример: обыграть только вопросительную часть модели) или часть, где герои дарят подарки.

Следующий прием, который я вам хочу показать сегодня способствует развитию  выразительности движений, жестов, поз, мимики.

Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов.

Посмотрите на картинки, подумайте, кем бы вы хотели быть?

Сказка «Зайчик и ежик». (одеть маски героям)

Слушайте внимательно, я читаю сказку, а вы показываете движениями.

Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте). Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце). На солнце набежала туча (выбегает и заслоняет Солнце). Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья). К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика). Но вот снова выглянуло солнце(Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Данный прием можно использовать в проигрывании целой сказки, либо в проигрывании отдельных персонажей, как воодушевленных, так и неодушевленных. Причем у каждого ребенка может быть своя роль (как я вам сейчас показала) либо у всех детей одна, либо дети могут разделиться на группы по ролям.

 Нас всегда интересует такой вопрос, а когда же заниматься театрализацией и различными её формами? Творческой группой  нашего детского сада в которой я  принимала активное участи. разработана парциальная программа «Театр и дети». В программе предложено перспективно - календарное планирование, практический материал. А так же циклограмма, в которой уделяется время на театрализованную деятельность во вторую половину дня, режимных моментах, на занятиях и прогулке. В старших и подготовительных группах занятия по программе «Театр и дети» включены в расписание.  

Подводя итог, своего выступления мне хочется обратить ваше  внимание на то, что данные методы могут использовать не только воспитатели, но и другие специалисты детских садов. А также  учителя школ на любой ступени образования.

Спасибо за внимание.