Мастер – класс «Использование татарских народных игр в музыкальном воспитании дошкольников»
консультация

Пивоварова Юлия Владимировна

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx24.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Традиции и обычаи татарского народа.

 Каждый народ имеет свои традиции и обряды. В их основе - многовековой опыт, подтверждающий ценность советов людей проживших долгую жизнь, познавших много того, что нам молодым предстоит испытать.

Когда обычаи сильны, мало, кто решиться, не подчиниться им. Мы, как правило, мы не задумываемся о природе обычаев и послушно подчиняемся им, потому что так делают наши родители, а у них в свою очередь их родители. Одни традиции сохраняются, другие исчезают, не выдерживая испытания временем.

Система обычаев, обрядов и праздников татар включает в себя как религиозные, так и светские праздники. Это и Сабантуй, Ураза, Курбан – байрам, обычай сватовства. В дни больших праздников принято раздавать бедным деньги (садаха) и еду.

У каждого народа есть свои народные праздники, многие из этих праздников, зародились еще в древности.

Раньше татарские аулы и города располагались по берегам рек. Поэтому первый байрам - «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители - от стариков до детей. Молодежь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. У сибирских татар во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную еще воду: считалось, что весенняя река уносит болезни...

В наше время праздник ледохода утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Он тесно связан с образом жизни народа, его хозяйственной деятельности. Сабантуй имел строго установленное время. Встречая весну и радуясь наступлению Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы - сева яровых культур. Отсюда и название его - Сабан туе - «свадьба плуга», а возможно - «свадьба яровых». Слово «сабан» означает и то и другое. «Туй» - это «свадьба», «торжество». Вместе с тем у него не было не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и, следовательно, от степени готовности почвы к севу яровых культур.

Традиционные состязания на празднике сабантуй - скачки, бега, прыжки и национальная борьба - корэш. На деревенских скачках наездниками могли быть мальчики 8-10 лет, а также и взрослые мужчины. Те, кто приходил первым и последним, отмечали: повязывали полотенце, а также повязывали и лошади. Сабантуй интересен тем, что на празднике все не только зрители, но и участники - они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. А вечером на поле проводятся игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах.

Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка - это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Очень большое воспитательное значение имеют народные игры.

Каждый народ богат своими играми. Татарские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

По содержанию татарские народные игры просты, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов.

В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы.

У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй.

Сабантуй остается повсеместным и любимым весенним праздником татар. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

Развлечений на сабантуе великое множество.

Традиционные соревнования сабантуя:

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яйцо, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

-Перетягивание каната.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.

                                                                Мастер- класс

«Использование татарских народных игр в музыкальном воспитании дошкольников»

1 . Продаем горшки

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

2. Скок-перескок

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

 3.Займи место

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

4. Тимербай

Играющие,  взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

5. Лисички и курочки

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры : Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

6. Хромая лиса

Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 5-10 м (курятник) и диаметром 1-2 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие - куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: "Куда ты?" - "За шубой", - отвечает лиса. После этого хозяин "засыпает", а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой. А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин "просыпается", бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой.

7. Спутанные кони

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры : Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева)

8. Тюбетейка

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Задания для играющих:

1. Выбрать напарника и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники»).

2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).

3. Исполнить роль Тимербая в игре «Тимербай».

4. Выбрать себе пару и наперегонки проскакать на двух ногах дистанцию. (игра «Спутанные кони»).

5. Общая татарская народная пляска.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 7 "Журавушка"


Мастер – класс на городском МО

«Использование татарских народных игр

в музыкальном воспитании дошкольников»

            Подготовила  и провела:

музыкальный руководитель

                   Пивоварова Юлия Владимировна

г.Чебаркуль

2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класс «Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»

«Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

Мастер – класс «Использование интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дошкольников»

В настоящее время в практической работе с детьми часто используются мультиедийные технологии....

МАСТЕР -КЛАСС «Инновационные технологии и методы в музыкальном воспитании дошкольников»

МАСТЕР -КЛАСС«Инновационные технологии и методы в музыкальном воспитании дошкольников»...