Программа по дополнительному образованию «Каляка - Маляка»
рабочая программа (младшая группа)

Дусбабаева Анастасия Леонидовна

Программа по дополнительному образованию  «Каляка - Маляка» Направленность: художественно-эстетическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalyaka-malyaka_3-4_g_dusbabaeva_2021-22.docx76.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

                                                                                               

                                                                         

                                                                                             

                                                                                                               

                                                                                                             

Дополнительная образовательная программа

 «Каляка - Маляка»

Направленность: художественная

Возраст детей 3-4 года

срок реализации 1 год

                       

                 Автор: старший воспитатель

                   Дусбабаева А.Л.

с. п. Сентябрьский, 2021 г.

Пояснительная записка

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский

Дополнительная общеобразовательная программа «Каляка-Маляка» разработана для детей 3-4 лет, реализуется на занятиях кружка изобразительного искусства. В основу программы входят разработки занятий Д.Н. Колдиной по рисованию и лепке.

Для малыша творчество – это инструмент познания мира, и способ самоутверждения и познания себя. Когда малыш рисует красками или карандашами он приобретает огромный опыт не сравнимый ни с чем. В творчестве ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами материалов. А смешивание красок для ребенка сравнимо с волшебством. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагога на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются далёкими от реальности и неузнаваемыми, вследствие чего, у многих детей  исчезает желание рисовать.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. 

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Программа имеет художественную направленность. Она направлена на развитие творческих способностей детей 3-4 летнего возраста, который считается переходным этапом в развитии ребенка от «доизобразительного» в «изобразительный» период.

Актуальность данной программы заключается в том, что ведущей деятельностью  занятий ИЗО является игра, цель которой – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Новизна программы и ее отличительные особенности заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Занятия проводятся в кабинете изобразительного искусства

Возраст воспитанников: 3-4 года

Состав группы постоянный

В группу набираются воспитанники, не имеющие начальных навыков рисования и желающие заниматься изобразительной деятельностью, по заявлению родителя (законного представителя ребенка)

Наполняемость группы – 10 человек

Форма обучения – очная

Форма занятий – групповая, индивидуальная

Срок реализации программы – 1 учебный год

Количество учебных часов в год – 32 часов

Режим занятий -  1 раз в неделю, продолжительность 15-20 мин.

Цель программы: создание условий для формирования эстетически-развитой творческой личности; содействие овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать умение правильно держать карандаш, кисть (тремя пальцами, чуть выше металлической или заточенной части) и оставлять следы на бумаге; следить за движением карандаша, кисти по бумаге;

- знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;  

- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

- развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование способов изображения.

- формирование умения красиво, во весь лист располагать изображение.

- развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

- способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

-        Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

-        Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

-        Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

-        Уважительного отношения к результатам детского творчества.

-        Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.

Методы и приемы обучения:

-        словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

-        наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

-        практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Предполагаемые навыки и умения  к 4-м годам:

• имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

• знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть и карандаш тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирает краску только на ворс; перед тем как набрать краску другого цвета, хорошо промывает ворс в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);

• знает и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый) и умеет правильно подбирать их для изображения предметов;

• умеет передавать различие предметов по величине;

• умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на платье);

• умеет украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке, пасхальных яйцах);

• умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие с дерева листья);

• умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога);

• умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

• умеет создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (хвойный лес, ежик бежит по дорожке);

• знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, оттисками печатками из картофеля.

• испытывает интерес к лепке из пластилина и глины;

• знает свойства глины и пластилина;

• использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание,

соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

• передает в лепке различие предметов по величине;

• раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;

• соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;

• сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;

• умеет украшать вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом

(спичку) или стеку;

• умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;

• сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;

• умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и

примазывания друг к другу;

• умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;

• умеет аккуратно пользоваться глиной и пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на

дощечке.

Если ребенок не умеет делать что-либо из вышеперечисленного, не переживайте. У вас еще

будет время наверстать упущенное.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

- Проведение педагогической диагностика по изобразительной деятельности, с целью выявления уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет. Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бондаренко Т.М.

В процессе диагностического исследования выявляются представления и умения ориентироваться в  цветах формах величине.

- Организация еженедельного информирования родителей о проделанной работе в родительской группе Viber;

- Тематические выставки в ДОУ;

- Проведение открытого мероприятия;

- Проведение мастер-класса среди педагогов;

- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

Материально-техническое оснащение:

- Рабочий кабинет с соответствующими требованиями: освещение, водоснабжение, комплектом необходимой мебели  с учетом возрастных особенностей детей (столы, стулья, шкаф для методической литературы и дидактических пособий, полка-стеллаж и стенд для выставки творческих работ)

Инструменты и материалы:

- Бумага для акварели формат А3, альбомы для рисования, картон формат А4; Восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски акварельные, краски гуашевые, кисти «Белка» № 3,5, кисти «Щетина» круглые и плоские № 4,6, палитры, стаканчики-непроливайки для воды, фартуки и нарукавники, доски для лепки, глина пластилин; дополнительный материал (природный, бытовой, бросовый).

Методическое обеспечение:

- Наглядные пособия, методические материалы обеспечивающие выполнение программы.

- Педагог дополнительного образования – руководитель кружка имеющий высшее или среднее педагогическое образование по профилю изобразительное искусство.

Дополнительная развивающая программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

-        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

-        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

     -        СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).

-        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, (утвержден приказом Министерство образования и науки РФ от 9.12.2018 г №196).

-        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р).

-        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики  в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г № 09-3242).

Учебно – тематический план.

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1 Модуль: Рисование – 4 ч.

«Осенний листопад»

5

10

15

«Веточка рябины»

5

10

15

«Компот/ варенье»

5

10

15

«Коврик для зайчат»

5

10

15

«Белоснежная зима»

5

10

15

«Хвойный лес»

5

10

15

«Украсим елку»

5

10

15

«Заяц на снегу»

5

10

15

«Домашние животные»

5

10

15

«Дикие животные»

5

10

15

«Российский флаг»

5

10

15

«Два веселых гуся»

5

10

15

«Весенние сосульки»

5

10

15

«Лебедь»

5

10

15

«Салют»

5

10

15

«Зеленые кусты»

5

10

15

2 Модуль: Лепка – 4 ч.

«Картошка в мешке»

5

10

15

«Грибная поляна»

5

10

15

«Варежка»

5

10

15

«Печенье»

5

10

15

«Снеговик»

5

10

15

«Новогодний шар»

5

10

15

«Черепаха»

5

10

15

«Рыбки»

5

10

15

«Бабка и дед»

5

10

15

«Бабочка на цветке»

5

10

15

«Кактус в горшке»

5

10

15

«Ракета»

5

10

15

«Цыпленок»

5

10

15

Расписные яйца «Пасха»

5

10

15

«Насекомые»

5

10

15

16.

Итоговое занятие коллективная работа

«На лужайке»

5

10

15

2 ч 40 мин.

5 ч 20 мин.

8 ч

Основное содержание

1 Модуль: Рисование 16 занятий по 15 мин.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

• создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

•изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);

• доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);

• рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.

Перечислим способы рисования, используемые в работе с детьми 3–4 лет.

Рисование пальчиками.  Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.

Рисование поролоновым тампоном.  Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.

Оттиски печатками картофеля. Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.

Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными) . Ребенок держит кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускает в воду кончик кисти и набирает краску только на ворс; проводит всем ворсом кисти широкие линии или старается аккуратно и ровно закрашивать поверхность, не выходя за линии контура.

Рисование цветными карандашами. Ребенок держит карандаш в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.

Тычки жесткой полусухой кистью. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает "тычки" ("стучит каблучком туфельки"), заполняя нужное пространство.

Рисование восковыми мелками. Ребенок держит мелок в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении.

1.Тема: «Осенний листопад»

Программное содержание. Учить детей рисовать кисточкой способом "примакивания", меняя цвет краски; закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть. Учить различать и называть цвета. Развивать речь, мышление.

2.Тема: «Веточка рябины»

Программное содержание. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.

3.Тема: «Компот/ варенье» (Оттиски печатками из картофеля. Гуашь)

Программное содержание.  Знакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Развивать целостность восприятия. Тренировать мускулатуру пальцев. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

4.Тема: «Коврик для зайчат»

Программное содержание.  Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии (с помощью кисточки и акварельных красок); последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. Воспитывать отзывчивость и доброту.

5.Тема: «Белоснежная зима»

Программное содержание.  Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.

6. Тема: «Хвойный лес»

Программное содержание.   Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; создавать композицию. Объяснить понятие "хвойный лес".

7. Тема: «Украсим елку» (Оттиски печатками из картофеля. Гуашь)

Программное содержание.   Продолжать знакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Развивать целостность восприятия. Тренировать мускулатуру пальцев. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

8. Тема: «Заяц на снегу» (Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Программное содержание.  Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Дать представление о жизни зайца в лесу зимой.

9. Тема: «Домашние животные» рисование на выбор детей (Рисование пальчиками. Гуашь)

Программное содержание.   Учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей описывать внешний вид животных.

10. Тема: «Дикие животные» рисование на выбор детей (Рисование пальчиками. Гуашь)

Программное содержание.  Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей описывать внешний вид животных.

11. Тема: «Российский флаг» рисование (Цветные карандаши)

Программное содержание.   Учить детей рисовать предметы прямоугольной формы и аккуратно закрашивать их. Активизировать в речи слова "армия", "флаг".

12. Тема: «Два веселых гуся» (Рисование ладошкой. Гуашь)

Программное содержание.  Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать способность сочувствовать.

13. Тема: «Весенние сосульки» (Рисование кистью. Акварельные краски)

Программное содержание.  Учить детей рисовать разные по длине сосульки и передавать капель ритмичными мазками. Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать речь и мышление.

14. Тема: «Лебедь» (Рисование ладошкой. Гуашь)

Программное содержание.   Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение.

15. Тема: «Салют» рисование (рисование клеем и блестками)

Программное содержание. Знакомить детей с техникой рисования клеем Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник.

16. Тема: «Зеленые кусты» (Рисование кистью и пальчиками. Гуашь)

Программное содержание.   Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками).

2 Модуль: лепка16 занятий по 15 мин.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки. На занятиях по лепке дети 3–4 лет лепят из небольших кусочков пластилина. Используются следующие способы лепки:
       
Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.

Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 3–4 лет:

• скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);

• раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

• надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);

• растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);

• прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

• сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

• сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и

туловище снеговика);

• нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на

картоне (гриб, котенок).

• вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее

туловища);

• вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

1. Тема: «Картошка в мешке» (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения.

2. Тема: «Грибная поляна» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.

3. Тема: «Варежка» (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность.Учить самостоятельно украшать изделие. Развивать внимание.

4. Тема: «Печенье» (Лепка из глины или теста)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить из глины шарик, сплющивать его между ладоней и нажимать пальцем на глину, оставляя углубленные следы. Воспитывать отзывчивость и доброту.

5. Тема: «Снеговик» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.

6. Тема: «Новогодний шар» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление.

7. Тема: «Черепаха» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.


8.
Тема: «Рыбки» лепка (Лепка из глины)

Программное содержание. Учить детей лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать изделие с помощью заостренной палочки. Развивать внимание. Закреплять умение различать цвета.

9. Тема: «Бабка и дед» (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания ребят о частях лица и тела.

10.Тема: «Бабочка на цветке» (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить составлять сюжетную композицию из ракушек. Закреплять умение понимать и анализировать содержание произведения.

11. Тема: «Кактус в горшке» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью природного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.

12. Тема: «Ракета» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.

13. Тема: «Цыпленок» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Воспитывать интерес к сказкам. Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

14. Тема: Пасхальное яйцо

(Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность и украшать изделие. Развивать речь и мышление.

15.Тема: «Насекомые» (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить образовывать имена существительные множественного числа.


16. Тема: Итоговое занятие коллективная работа

«На лужайке» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Учить работать сообща.

Календарный учебный график

Дата начало обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов 

Режим занятий

1 октября 2021 г

 

30 мая 2022 г

32

32

1 раз в неделю

Календарный график

к дополнительной образовательной программе «Каляка-Маляка»

на 2021-2022 учебный год.

п.п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количества часов

Тема занятий

Кабинет

Форма контроля

10

07.10.21

15.30-15.50

Комбинированное

(беседа/практическая часть)

15 мин

«Осенний листопад» рисование

№ 17

Беседа

10

14.10.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Картошка в мешке» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

10

21.10.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Веточка рябины» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

10

28.10.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Грибная поляна» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

11

04.11.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Компот/варенье» рисование печатками

№ 17

Беседа Обыгрывание

11

11.11.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Варежка» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

11

18.11.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Коврик для зайчат» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

11

25.11.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Печенье» лепка из теста

№ 17

Беседа Обыгрывание

12

02.12.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Белоснежная зима» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

12

09.12.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Снеговик» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

12

16.12.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Хвойный лес» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

12

23.12.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Новогодний шар» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

12

30.12.21

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Украсим елку»

рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

01

13.01.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Черепаха» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

01

20.01.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Заяц на снегу» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

01

27.01.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Рыбки» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

02

03.02.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Домашние животные» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

02

10.02.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Бабка и дед» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

02

17.02.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Дикие животные» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

02

24.02.19

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Российский флаг» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

03

03.03.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Бабочка на цветке» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

03

17.03.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Два веселых гуся» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

03

24.03.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Кактус в горшке» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

03

31.03.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Весенние сосульки» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

04

07.04.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Ракета» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

04

14.04.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Лебедь» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

04

21.04.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Цыпленок» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

04

28.04.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

Расписные яйца «Пасха» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

05

05.05.22

15.30-15.50

Комбинированное

20 мин

«Салют» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

05

12.05.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Насекомые» лепка

№ 17

Беседа Обыгрывание

05

19.05.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«Зеленые кусты» рисование

№ 17

Беседа Обыгрывание

05

26.05.22

15.30-15.50

Комбинированное

15 мин

«На лужайке» лепка

№ 17

Диагностика

Список литературы для воспитанников:

  1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» Издательство «Мозайка-Синтез»
  2. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий» Издательство «Мозайка-Синтез»
  3. Савельева Н.М. Программа дополнительного образования «Гениальные малыши». – С-Петербург Детство-Пресс, 2014.

Приложение

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.

Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.

Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бондаренко Т.М.

В процессе диагностического исследования выявлялись представления и умения ориентироваться в:  

-цветах;

- формах;

- величине.

Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.

1 задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные,  прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.  

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

3 задание «Найди предметы в группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла –  ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла - Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

4 задание «Чудесный мешочек»:

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине.  Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет  их.

Критерии оценок:

3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.

2 балла - Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

5 задание «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей  передавать в рисунке образ солнышка,  и умение изображать длинные и короткие лучи.

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает  у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.  

Критерии оценок:

3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но длину  не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

6 задание «Домик для собачки»:

Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Пособия: ½  альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Ход игры:

Воспитатель загадывает  детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

-А теперь послушайте стихотворение про собачку.

-Что делает собачка? (охраняет дом)

-Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла –  ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.

2 балла - ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Качественная характеристика уровней освоения сенсорных эталонов у детей 3-4 лет:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок  выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в  выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

Конспекты дидактических игр к педагогической диагностике

1 задание «Найди цветок для бабочки»

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»

Цель: Выявить умение детей вставлять предметы данной формы (круглые, квадратные,  прямоугольные) в соответствующие отверстия.

Пособия: Картонное изображение матрешки с отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.  

3 задание «Найди предметы в группе»

Цель: Выявить умения находить предметы в окружающей обстановке, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного,  желтого). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

4 задание «Чудесный мешочек»

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине.  Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет  их.

5 задание «Светит солнышко»

Цель: Выявить умение ребенка правильно называть величину (длинные и короткие лучики).

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, банки с водой, кисти и салфетки.

Ход игры:

Сначала воспитатель читает детям стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко».

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает  у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Порадоваться вместе с ребятами ярким рисункам.

6 задание «Домик для собачки»

Цель: Выявить умение рисовать предмет квадратной и круглой  формы, правильно передавать относительную величину частей предмета.

Пособия: ½ альбомного листа, восковые мелки.

Ход игры:

Воспитатель загадывает  детям загадку о собачке.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком.

Детки угадывают с помощью наводящих вопросов.

-А теперь послушайте стихотворение А.Барто «Пес»:

У крыльца лохматый пес,

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может спит.

А попробуй, сунься вор –

Вмиг залает на весь двор.

-Что делает собачка? (охраняет дом)

-Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

- А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

- Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

В процессе рисования напомнить об аккуратном использовании краски, красивом закрашивании.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1

Болатукаева Самира

2

Девятов Егор

3

Девятова Ольга

4

Кравченко Иван

5

Лелюх Ксения

6

Ноздрина Кира

7

Солобоев Артем

8

Ющева София

Списочный состав группы

Кружок «Каляка-Маляка»

  1. Болатукаева Самира
  2. Девятов Егор
  3. Девятова Ольга
  4. Кравченко Иван
  5. Лелюх Ксения
  6. Ноздрина Кира
  7. Солобоев Артем
  8. Ющева София