Социально – личностное развитие ребенка раннего возраста
статья (младшая группа)

Якупова Наталья Викторовна

Социальное развитие – это длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни человека и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст – является тем периодом, когда происходит первоначальная социализация, ребенок начинает познавать окружающий его мир. Дети раннего возраста высоко восприимчивы, легко обучаемы. Высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности в раннем возрасте дает положительную возможность для успешного социального развития и нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-lich_razvitie.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – личностное развитие ребенка раннего возраста

Социальное развитие – это длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни человека и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст – является тем периодом, когда происходит первоначальная социализация, ребенок начинает познавать окружающий его мир. Дети раннего возраста высоко восприимчивы, легко обучаемы. Высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности в раннем возрасте дает положительную возможность для успешного социального развития и нравственного воспитания.

Основными качествами, определяющими успешное социально-личностное развитие ребенка, является положительное отношение ребенка к себе это - адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность в себе; положительное отношение к другим людям; окружающему миру; его положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Формирование личности ребенка происходит в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, отражая объективные отношения, индивидуальные особенности, черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.

Ранний возраст является периодом первого рождения личности, в раннем возрасте происходит оформление «раннего образа Я» как аффективно-когнитивного образования. Самосознание начинает зарождаться уже в раннем возрасте, и формируется к концу дошкольного возраста. Оно является центральным новообразованием. Основным недостатком при возникновении знаний о себе и отношения к себе является то, что происходит это, как правило, стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Представления детей зачастую случайны, неполны и обрывочны.

Безусловно, важную роль в жизни каждого ребенка играет семья, именно в семье проявляется в большей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Первичная социализация ребенка происходит в семье, откуда у него складываются убеждения, формы поведения, которые необходимы для нормальной жизни в социуме.

Личность начинает зарождаться в раннем возрасте, по подражанию взрослого, через предметную деятельность, где ребенок учится названию предметов, определяет признаки предметов и действует с ними. К 3-м годам начинает называть себя по имени, идет отделение себя от окружающих. Это свидетельствует о том, что возникает самосознание, ребенок начинает сознавать себя как отдельного человека. На основе этого возникают новые взаимоотношения со взрослым, появляется кризисная ситуация (кризис 3 лет). Основное содержание кризиса 3 лет – это борьба ребенка за самостоятельность и независимость при полной еще зависимости от родителей.

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающей среды, осознает себя как отличающуюся от других личность. Личность выступает и как субъект, и как объект познания. Человек пытается не только осмыслить и понять окружающий его мир, но и стремится познать самого себя, понять свои особенности, оценить свою индивидуальность, знать, чем он отличается от других людей, каково его место в мире и обществе, определить мотивы поведения.

Основные показатели самосознания:

1. Самопознание – интеллектуальный аспект познания себя, своих способностей, оценку себе, нравственные качества.

2. Самоотношение – эмоциональное отношение к самому себе.

3. Самоопределение – определить свой путь.

4. Самореализация – где реализоваться.

5. Самосовершенствование – продолжать совершенствоваться.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Делая вывод можно сказать, что самосознание играет важную роль в формировании цельной личности. Представления о себе в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу.

В дошкольном детстве идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка. Формирование самосознания начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

Этапы развития самосознания:

Младенчество: в месяц у ребенка появляется первая улыбка на разговор взрослого, примерно в 2,5-3 месяца появляется особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка – «комплекс оживления», малыш узнает себя в зеркале, собственное изображение привлекает его, переживает свою значимость (взрослый разговаривает, ухаживает, откликается на его реакции), ребенок чувствует свою нужность. В 6-7 месяцев ребенок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное, любознательное и требовательное существо. В действиях с предметами проявляет удовольствие или неудовольствие. Растет избирательность отношения к взрослому. К одному году гримасничает, кривляется со своим отражением.

Ранний возраст: развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий происходит осознание своих желаний через оценку взрослого: поощрение, наказание, хороший - плохой, можно - нельзя. Взаимоотношение взрослого с ребенком усложняются, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения в области действий с предметами. Носителем образца выступает взрослый. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает, осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности. Если все благополучно, то формируется гордость за собственные достижения, т.е. самостоятельность. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Очень важна оценка взрослого. Сотрудничество с ребенком является наиболее эффективным способом формирования сознания. В речи появляются «Я», «моё», «сам», ребенок ограничивает личный мир. У ребенка появляется чувство собственности, как признак самосознания.

Дошкольный возраст: подлинная самостоятельность, совершенствуется личное желание, общение со сверстниками позволяет накопить опыт взаимодействия, развивается самооценка (сравнение себя со сверстниками), развивается самостоятельный анализ своих действий: самооценка занижена, адекватная, завышенная. Появляется система ценностей, которая определяет взаимооценки детей, легко оценивает другого (сверстника) критически. Собственная критичность развивается с трудом. К семи годам формируются личностные позиции: эгоистическая, конкурентная (добиваются признания сверстников ради самоутверждения).

Задача взрослого состоит в том, чтобы изменить отношение к ребенку, дать максимальную самостоятельность. Взрослые должны стремиться к демократическим отношениям с ребенком, видеть в нем человека, личность и уважать его интересы и выбор.

Формирование личности ребенка происходит в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, где, отражая объективные отношения, происходит формирование внутренней позиции личности, индивидуальные особенности, черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.

Первичная социализация ребенка происходит именно в семье, откуда у ребенка складываются убеждения, формы поведения, которые необходимы для нормальной жизни в социуме. Близкие взрослые во взаимодействии с детьми, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. При отсутствии субъектного, личностно-ориентированного взаимодействия, у ребенка третьего года жизни не складывается субъектная составляющая образа себя, не формируется положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру.

Именно в период раннего детства формируется представление ребенка о самом себе, осознание своих возможностей, эмоционально-оценочное отношение к себе и окружающим. Ребенок стремится быть понятным, услышанным, знать свое место среди близких людей. Таким образом, ранний возраст – это время, когда закладываются основы не только физического, психического, но и социально-личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности социально-личностного развития детей раннего возраста

Социальность- совокупность приобретенных человеком  качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

социально личностное развитие в раннем возрасте

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух- трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности...

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Социально - личностное развитие - одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей. Социально - лично...

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей о социально-личностном развитии ребенка дошкольного возраста...

«СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ»

В данной статье пишется о социально- личностном развитии детей раннего возраста по средством сказкотерапии.Сегодня  сказкотерапия  играет функцию  диагностирующей роли: в детском саду с...

Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...