«СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ»
консультация

Доронкина Анна Александровна

В данной статье пишется о социально- личностном развитии детей раннего возраста по средством сказкотерапии.Сегодня  сказкотерапия  играет функцию  диагностирующей роли: в детском саду сказкотерапия помогает быстрее адоптироваться к ДОУ, развивает и раскрывает внутренний потенциал ребенка раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ»

   Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами и пытается действовать с ними, осваивая способы их использования. Предметный мир детства становится одним из важнейших развивающих факторов, именно социальные условия жизни малыша, такие как общение, деятельность, окружающая среда.

  Не будет ни для кого открытием, что довольно часто поступление ребенка в детский сад проходит с тяжелыми переживаниями ребенка и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача - воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

  Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Именно поэтому для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации используют метод сказкотерапии.

 Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Данная здоровьесберегающая технология предусматривает следующие методы работы:

  • чтение сказок;
  • инсценировка сказки (кукольные спектакли);
  • песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют правильно планировать работу и выделить проблемные группы, определив направления психокоррекции.

    Пожалуй, это самый детский метод в педагогике, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов.  В сказке не просто происходят занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. С помощью сказок педагоги передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир.

   Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного поведения. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. Педагогическое значение сказки трудно переоценить. Она не только знакомит детей с окружающим миром и нравственными нормами, но и развивает в детях чувство прекрасного, благодаря художественным образам и особому сказочному языку. Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений.

   Сказка изначально обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней непременно находится выход из проблемной ситуации. Данный психотерапевтический способ при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

   Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

   Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно.  В этом возрасте посредством сказки ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, расширяет свой активный словарь. Можно сказать, что сказка для ребенка раннего возраста является особым способом освоения мира. Способом, который позволяет ребенку в специфической форме присвоить, понять и, по-своему, систематизировать поток знаний.

   Сказкотерапия для детей раннего возраста предусматривает самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделяя сказочных персонажей качествами свойственными ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый). Ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения. В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета совместно с ребенком. Важно заметить, что педагог, использующий в своей работе эту методику, должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь сочинять метафоры, владеть мастерством интерпретации и уметь чувствовать ребенка. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов с детьми раннего возраста. Данная технология базируется на том, что выдуманная история несет в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Таким образом, сказка является одной из форм, благодаря которой происходит социализация в раннем возрасте. Она входит в жизнь человека с раннего детства и сопровождает ее в течение всей жизни; с нее начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений с окружающим миром в целом. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность.   

   Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений, они приобщают детей к моральной культуре своего народа. В течении многих лет сказка была мудрым воспитателем ребенка. Каждая история о дружбе, помощи доброте, труде, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает, развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

   Можно сделать вывод, что использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. 

Библиографический список:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия.  Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ос.   

2.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.ь- 89, 2007.

3. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004. — 224 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310 с.;

5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.

6.Сказкотерапия. http://www.psynavigator.ru 

7.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности социально-личностного развития детей раннего возраста

Социальность- совокупность приобретенных человеком  качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»

Тема по самообразованию:  «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»...

Презентация "Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста посредством патриотического воспитания"

Раннее детство –это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом, потому что психика детей этого возраста очень пластична.  Патриотическое  воспитание дет...