План по самообразованию «Роль загадки в развитии речи детей»
учебно-методический материал (младшая группа)
Роль загадки в развитии речи дошкольников».
Цель: выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки
Задачи:
- Внедрять в работу новые методы по развитию речи детей.
- Привлекать родителей по реализации системы мероприятий, направленных на развитие речи детей.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kuchinskaya.docx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР – д/с «Хрусталик»
План по самообразованию
«Роль загадки в развитии речи детей»
(вторая младшая группа)
2020-2021 учебный год
Воспитатель:
Татьяна Сергеевна Кучинская
«Роль загадки в развитии речи дошкольников».
Цель: выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки
Задачи:
- Внедрять в работу новые методы по развитию речи детей.
- Привлекать родителей по реализации системы мероприятий, направленных на развитие речи детей.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Дидактические игры по развитию речи детей от 2 до 4 лет (по Елене Даниловой)
Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.
Разговариваем по телефону
Возраст: 2-3 года.
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
Отвечаем на вопросы
Возраст: 2-4 года.
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.
Что бывает…. Какое бывает…
Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..
Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах. "А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит. Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
Что сначала, что потом
Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками. Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить, сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот… Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Что будет, если…
Возраст: от 3-4 лет.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.
Что можно делать с … С чем можно делать…
Возраст: от 3-4 лет.
Вы начинаете: "Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или: "Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Что где? Кто где?
Возраст: от 3-4 лет.
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Игра для развития речи "Угадай, кто это?"
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Деловая игра «Роль загадки в развитии речи дошкольника»
- активизировать деятельность педагогов;
- способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- закрепить умение убирать нужную информацию из разных источников;
- помочь самореалезоваться на педагогическом поприще.
Ход игры:
Ведущий предлагает выбрать жюри и объявляет открытой "деловую игру"
Представление команд, капитанов, девизов команд.
I часть (теоретическая).
Теоретический конкурс - "Эрудит"
Задание 1.
Карточка № 1 Назвать основную цель развития речи (развитие устной речи) | Карточка № 2 Назвать задачи развития речи детей дошкольного возраста (развитие словаря, воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи ) |
Задание 2.
Карточка № 1 Каковы задачи словарной работы?( обогащение словаря новыми словами, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря,) | Карточка № 2 Каковы задачи по развитию связной речи?( формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического, диалог и монолог) |
Задание 3. Конкурсы:
"Загадки-близнецы"
У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях, предметах.
Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбиках и дать правильный ответ.
Карточка № 1 | |
1. Ползун ползет, 2. Золотой Демид 3. Сидит дед во сто шуб одет, 4. Не куст, а с листочками, не рубашка, 5. Маленький Ивашка, 6. Не ездок, а со шпорами, | 1. Черный Ивашка, 2. Не портной, а всю жизнь 3. Сидит на заборе, 4. Лежит дед на палатах 5. Кто молча учит и говорит? 6. Золотое решето |
Карточка № 2 | |
1. Сам не берет 2. День прибывает, 3. Красные лапки, 4. У нашей Анютки 5. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. 6. Белая морковка | 1. На водопой не хожу овса не прошу, 2. Растет вниз головой 3. В огороде Тит стоит, 4. Годовой кусточек 5. В воде купался, 6. Ночью не спит |
"Загадки со всего света"
У каждого народа свои загадки. Но все они о том, что нас окружает. Попробуйте для каждой иностранной загадки отыскать русскую и дайте ответ.
Карточка № 1 | |
Иностранные загадки | Русские загадки |
1. В молодости зеленое носит , 2. Что может подарить любому прохожему даже нищий. 3. Днем стекло разбито, а за день вставлено. 4. У какого когтистого зверя следы без когтей. 5. Без воздуха я живу, 6. Очень рано я встаю | 1. Рот до ушей 2. Когда звезды могут светить в озере. 3. В шубе летом, а зимой раздеты. 4. Не царь, а в короне 5. Ночью не спит, 6. Я родственник мячу. |
Карточка № 2 | |
Иностранные загадки | Русские загадки |
1. У меня цветные перья 2. На хвосте у меня много глаз. 3. Живу в лесу я темном 4. У меня есть черный носик, 5. Моя мягкая кроватка 6. У меня есть два маленьких окошка. | 1. Дед в шубу одет 2. Хоть хвостата - не хвастунья 3. Что за птица в моей клетке? 4. Любуются мною 5. На ночь два оконца сами закрываются. 6. Колючий клубочек под елкой лежит. |
Разминка.
- "Найдите лишнюю пословицу".
- "Найдите пару"
Каждая команда получает карточку с заданием.
Карточка №1 "Найдите лишнюю пословицу"
| Карточка№2 "Найдите пары пословиц"
|
Конкурс капитанов.
Ведущий предлагает поиграть в умную игру для взрослых. В нее еще двести лет назад играли в литературных салонах, и с тех пор принцип решения этих задач не изменился. Правила: надо, анализируя описанную ситуацию, задавать ведущему вопросы, на которые он будет отвечать лишь "ДА" и "НЕТ".
(Задавая вопросы и получая на них ответы, надо отбрасывать ненужную информацию и выстраивать логическую цепочку, основываясь на правильных ответах.)
Капитаны команд получают карточки с заданиями и ответами. Друг другу они
задают задания.
Карточка № 1
1. Авария в лифте. Застряли четыре человека. Трое расстроены, а один доволен.
Ответ: Доволен двоечник: не попадет в школу.
(возможны варианты)
2. Он ходил, но обувь не снашивал. Я решил ему помочь, но сделал только хуже: теперь он даже с моей помощью не может ходить.
Ответ: Будильник.
3. Чем сильнее его бьют по нужному местe, тем он лучше выполняет свою функцию.
Ответ: Гвоздь.
(возможны варианты)
Карточка № 2
1. Стоит "это". Идет мимо "этого" старуха и говорит: "Баба Яга".
Идет солдат, посмотрел на "это", и говорит: "Наполеон".
Идет девушка, посмотрела и говорит: "Василиса Прекрасная". Что это?
Ответ: Зеркало.
2. Висит груша - нельзя скушать. Не лампочка.
Ответ: Елочная игрушка.
3. Интервью с близкими:
- Вы братья?
- Да.
- Родились в один день?
- Да.
- Вы двойняшки?
- Нет,
- Почему?
Ответ: Это тройняшки.
III часть (практическая) Игра "Лжезагадки"
"Лжезагадка" - это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ. В ней речь идет не о том, чтобы, собственно, "отгадывать", а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.
1. На край Курска пойдешь, что найдешь?
2. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами?
3. Без чего хлеб не испечешь?
4. В небе есть, в земле нет. В бабе две, в мужике ни одной нет.
5. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?
6. Что остается в коробке, если спички вынешь?
7. Чем до неба докинешь?
8. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного.
9. Два мальчика и девочка шли домой под одним зонтом, но ни кто из них не промок. Почему?
10. Что сушит, когда мокнет?
11. Когда 2 и 2 бывают больше четырех?
12. Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?
Ответы:
1. Буква "А". 2. Сено. 3. Без корки. 4. Буква "Б". 5. 2 января. 6. Дно. 7. Взгляд. 8. Буква "О". 9. Потому что не было дождя. 10. Полотенце. 11. Когда из них составлено 22. 12. Цыпленок не умеет плава
I V часть. Жюри подводит итоги.
Список использованной литературы.
1. Д. Родари "Грамматика фантазии", М., Прогресс, 1990.
2. Синицина Е.И. Умные загадки. Серия "Через игру - к совершенству: М.: "Лист",1999.
3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / сост. И.А. Мазин. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста
Развитие речи детей с помощью загадки...
План по самообразованию 2015-2016 г. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
План по самообразованию 2015-2016 г....
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
План по самообразованию: "Роль игры в развитии речи детей"
План по самообразованию учителя-логопеда...
План по самообразованию «Роль сказки в развитии речи детей 3–4 лет»
Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки....
План по самообразованию "Роль загадки в развитии дошкольников"
Материал будет полезен для воспитателей групп старшего возраста ...
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...
- Мне нравится (1)