Семинар-практикум для воспитателей «Бумагопластика: воображаем, творим, фантазируем…»
консультация

Ильинова Галина Александровна

Бумагопластика:

-  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера.

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-  в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

- она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_office_word.docx115.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Бумагопластика: воображаем, творим, фантазируем…»

Цель: расширение знаний и опыта педагогов.

Задачи:

Раскрыть значения оригами для развития творческого потенциала ребёнка и

взрослого.

Передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности

действий

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика.

- Что же такое бумагопластика? Как вы понимаете значение данного слова?

   ( высказывания педагогов)

 Вывод: бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

 Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность: -  самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.

Занятия по бумагопластике, начинают проводится со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

- Что необходимо для работы с бумагой?

Для  работы  нам  необходима:

-  цветная бумага, достаточно плотная;

-  ножницы;

-  кисточки для клея;

- клей и

- немного воображения.

Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Виды  бумагопластики  и их характеристика.


         
Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей- модулей, которые могут сложить даже младшие школьники. Легкое движение рук и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.

   
Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.
   
Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.
   
Бумажная пластика- изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

Рваная бумага- чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу- корзиночку - или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Плетение- один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства- гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт , посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира .Полоски размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник ( из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают  заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов  кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

 Обрывание-от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Это лишь некоторые способы бумагопластики. На самом деле их большое множество, они разнообразны и интересны. С учетом всего выше сказанного и опираясь на опыт педагогической работы, в том числе кружковой работы, используем следующую систематизацию

Занятия по выполнению работ из бумаги обычно проводятся по следующему плану:
- беседа на выбранную тему;
- анализ формы объекта, выбранного для художественной работы;
- показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы;
- составление плана работы;
- самостоятельная работа ;
- обсуждение готовых работ.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой, плетение, мозаика, обрывание и многие другие. Остановимся более подробно на одном из видов бумагопластики- оригами.
   Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор. Занятия оригами, имеют большие педагогические возможности. Они расширяют игровой опыт детей, дают знания об окружающем мире, развивают фантазию, сообразительность, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.). Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление детей.

Не менее важным, чем развитие мыслительных способностей детей, оказывается изучение и развитие творческого мышления их наставников. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Ведущий от имени Квадрата рассказывает историю и одновременно показывает процесс изготовления игрушки.

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать. Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо. Долететь до звёзд стреле не хватило сил. Она стала опускаться и очень обрадовалась, когда увидела под собой такое же голубое небо. Она окунулась в него и превратилась в лебедя.

Воспитатели могут складывать совместно с ведущим или после рассказа по памяти. Далее предлагается создать композиции со своими поделками и обыграть их.

Создание поделок доставляет детям огромную радость. Кроме того, у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата, дети бережно обращаются с игрушками, которые сделали своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.

В чём значение бумагопластики  в развитии детей?

(ответы педагогов).

Вывод:

Бумагопластика:

-  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера.

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-  в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

- она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. 

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

- В чём трудность для дошкольников при конструировании из бумаги?

Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий, показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

- Чем же привлекает работа с бумагой дошкольников?

Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластика.

Систематические занятия с ребенком  - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

МБОУ Алтайская СОШ №1 им.П.К. Коршунова

Структурное подразделение  детский сад «Светлячок»

Семинар-практикум для воспитателей

«Бумагопластика: воображаем, творим, фантазируем…»

Подготовил:

 Воспитатель

Ильинова Г.А.

2020

«Развитие творческих способностей детей посредством бумагопластики»

         Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и ,вот, он уже весело скачет по дорожке делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика.

- Приоритетным направлением деятельности нашего детского учреждения является художественно-эстетическое направление. Работая над выполнением этой задачи, педагоги должны хорошо владеть методиками продуктивной деятельности, знать теоритические направления деятельности. Поэтому сегодня мы будем работать над методикой работы с бумагой – бумагопластикой

- Что же такое бумагопластика? Как вы понимаете значение данного слова?

   ( высказывания педагогов)

 Вывод: бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

 

 Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики  в развитии детей?

(ответы педагогов).

Вывод:

Бумагопластика:

-  развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера.

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-  в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

- она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. 

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

- В чём трудность для дошкольников при конструирование из бумаги?

Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

- Чем же привлекает работа с бумагой дошкольников?

Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластика.

Систематические занятия с ребенком  - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; ёлочные украшения; игрушки забавы; подарки, сувениры и т.д.

Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщина, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок даёт возможность создавать выразительные поделки. Освоение приёмов создания отдельных поделок из бумаги, является начальным этапом.  Дальнейшая деятельность детей должна быть направлена на обучение их, объединять поделки на общей основе в соответствии с определённой темой: «Рыбки в аквариуме», «Пингвины на льдине» и т.д. Причём заполнение подобных панно может осуществляться не сразу, а поэтапно, по мере освоения детьми разных приёмов изображения. Так у них формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием развития творческих способностей дошкольников. Работа с бумагой проводится в свободное от занятий время. Её цель - закрепление навыков, приобретенных на занятиях по ручному труду.

Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие  трудности.

Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.  Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки

Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду."

      Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку.

Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность:

-  самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.

Занятия по бумагопластике, начинают проводится со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

- Что необходимо для работы с бумагой?

Для работы нам необходима:

-  цветная бумага, достаточно плотная;

-  ножницы;

-  кисточки для клея;

- клей и

- немного воображения.

Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Потрясающие идеи и непревзойденный по простоте своей материал – бумага. Рассказывать и приводить примеры можно бесконечно. А может нам, вместо пассивного любования чужими работами перейти к активным действиям?

Виды бумагопластики и их характеристика.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются учителями при проведении уроков по изобразительному искусству, а так же и во внеурочной деятельности. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, в урочной деятельности, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Оригами может послужить учебником по формированию объемно-пространственных символов, реализованных с помощью художественного единого и конструктивного закона. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.

^ Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей- модулей, которые могут сложить даже младшие школьники. Легкое движение рук и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. Джейн Остин пишет в своём романе "Чувство и чувствительность" (1812): "Если мне выпадет пропустить роббер, — продолжала Элинор, — я могла бы помочь мисс Люси скручивать полоски для корзиночки". Судя по всему, речь здесь идёт именно о квиллинге. Известны также предметы мебели, покрытые узором в этой технике — результат нескольких лет кропотливой работы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил от английского слова
quill — перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины.

Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из "высших классов". Как я уже писала, появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе.

Технику квиллинга (квилинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге — квиллинг трёхмерный или объёмный, — и хотя основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах. Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот — несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длины или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.

Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая

Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия .Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.

Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.

Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги свернутые вокруг нее.

По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.
Бумажная пластика- изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

Рваная бумага- чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу- корзиночку - или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Плетение- один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства- гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт , посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира .Полоски размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник ( из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают  заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов  кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают покраю изображения, или сплошной, когда заклеивают  внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и  т.д.  Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для  оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.

 Обрывание-от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги- сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 Тычкование- тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из   бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на        карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.


Это лишь некоторые способы бумагопластики. На самом деле их большое множество, они разнообразны и интересны. С учетом всего выше сказанного и опираясь на опыт педагогической работы, в том числе кружковой работы, используем следующую систематизацию

 типов изделий из бумаги:

- изделия в технике обрывной и отрезной аппликации;
- изделия из полосок;
- изделия в технике тиснения;
- изделия на основе коробок;
- изделия на основе цилиндра;
- изделия на основе конуса;
- изделия на основе прямой складки;
- изделия на основе кривой складки;
- рельефные изделия;
- изделия на основе геометрических тел;
- изготовление разнообразных моделей;
- изготовление разнообразных макетов.


^ Организация занятий и методика их проведения.

Художественная деятельность дошкольников на занятиях продуктивной деятельностью и в вне занятий, находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

Для того чтобы занятия были разнообразнее и интереснее необходимо включать разнообразные задания, выполняемые в технике бумагопластика. Художественные знания и навыки, получаемые дошкольниками на занятиях и вне занятий (Кружковая работа), закрепляются и пополняются в процессе изготовления художественных различных изделий.

Бумага – основной материал для работы. Для бумагопластики используется гофрированная бумага, цветная, картон, бархатная бумага и даже куски из обложек старых журналов, тетрадей, фантиков из под конфет.

При выполнении эскизов применяют шаблоны и карандаш средней твердости. Работают только правильно заточенным карандашом.

Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие острые ножницы с тупым концом. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте.

Большое значение при выполнении работы имеет качество клея. Самым удобным и лучшим для работы является синтетический клей ПВА, а так же клей – карандаш.

При вырезании большого количества одинаковых фигур применяют шаблон. Для изготовления шаблона контур необходимой детали рисуют на листе бумаги, затем вырезают по контуру.

На каждом занятии воспитатель должен приучить детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнения глаз.

Обязательным правилом культуры художественного труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструмента, бумаги, предотвращение подтека клея на столе, экономия материалов.

При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем столе дошкольники работают точно и аккуратно, уделяя основное внимание творческому началу выполнения задания.

На каждом занятии учитель встречается со своими пытливыми, непоседливыми, любознательными и порой трудными ребятами. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности они были интересными для ребят?

Планируя занятия, педагог учитывает общий уровень подготовки воспитанников, наличие материалов, инструментов и приспособлений для работы. В плане занятия или кружкового занятия отмечается наличие некоторых факторов, влияние на проведение занятий, предусматриваются также некоторые отклонения от плана в расчете на творческий подъем детей.

Занятия по выполнению работ из бумаги обычно проводятся по следующему плану:

- беседа на выбранную тему;

- анализ формы объекта, выбранного для художественной работы;

- показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы;

- составление плана работы;

- самостоятельная работа ;

- обсуждение готовых работ.

Огромное значение при выполнении творческих работ играет коллективный труд, когда дошкольники выполняют единый замысел, декорации, готовятся к выставкам, праздникам. В такой коллективной работе развертываются лучше всего силы ребенка.

Мастер-класс. Бумагопластика.

Изготовление «Барашка», элементы квилинга, работа с гофрированным картоном.

( проводит воспитатель Усвалиева О.М.)

Итоги и выводы:

Старший воспитатель Иващенко А.М.

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

 

Семинар-практикум для воспитателей:

«Бумагопластика: воображаем, творим, фантазируем…»

 

http://xn--b1aecuescrlp3b9f.xn--p1ai/attachments/Image/4_34.jpg?template=generic

За основу берется бумажный квадрат. Из одного квадрата складывается модуль. Таких модулей необходимо изготовить 6 штук. Готовые модули склеиваем между собой клеем в форме куба. На один из модулей можно прикрепить тонкую атласную ленточку, как на елочную игрушку. В зависимости от фантазии, можно создать однотонные, разноцветные, блестящие модули. В зависимости от декорирования, данное изготовление может нести различные функции (елочная игрушка, шкатулочка, элемент декора интерьера).

      http://xn--b1aecuescrlp3b9f.xn--p1ai/attachments/Image/1_50.jpg?template=generic Воспитатель высшей квалификационной категории, Охримчук Алёна Анатольевна, провела мастер – класс для воспитателей младших и средних групп. Конструирование детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать. Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо.  Складывайте вместе со мной, или после рассказа по памяти. А сейчас предлагаю создать композиции со своими поделками и обыграть их.

         Создание поделок доставляет детям огромную радость. Кроме того, у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата.

Семинар-практикум для воспитателей «Бумагопластика – воображаем, творим, фантазируем…»

Автор: Горлина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ № 21
Месторасположение: г. Кингисепп Ленинградская область

Цель: расширение знаний и опыта педагогов.

Задачи:

*раскрытие значения оригами для развития творческого потенциала ребёнка и взрослого

*Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий

Творческое мышление — один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Формирование творчески мыслящей личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Воспитателю необходимо быть не информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Большую роль в этом играет японское искусство складывания из бумаги — оригами.

Оригами как средство обучения и воспитания дошкольников рассматривается в работах известных оригамистов и педагогов: Афонькина, Кабачинской, Литвинова, Опаричевой, Соколовой, Тарабариной, Коротеева, Лежнёвой.

Оригами как любое искусство, является средством самовыражения и самопознания, развития творческого потенциала.

Оно не ограниченно в своих возможностях:

— Это приятный и полезный способ проведения досуга.

— идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику, пространственное и творческое мышление, воображение, интеллект.

— В нём находят удовлетворение как приверженцы точных наук, так и творческие натуры.

Занятия оригами, имеют большие педагогические возможности. Они расширяют игровой опыт детей, дают знания об окружающем мире, развивают фантазию, сообразительность, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление детей. Творческое мышление присуще каждому ребёнку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном возрасте у ребёнка не развили творческое мышление через игровую и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью а, скорее всего, будет исполнителем чьей — либо воли. Не вызывает сомнения и тот факт, что активность ребёнка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога — находить всё новые пути развития творческого мышления дошкольника и сделать занятия оригами наиболее занимательными и интересными.

Необходимо также помнить, что эмоции оформляют и сопровождают интерес детей к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным задачам. Так ребёнок постепенно будет подниматься на новые ступени развития, образовываться личностно.

Очевидно, что процесс складывания трудоёмкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.

Но, к сожалению, занятия оригами чаще всего носят подражательный характер, что не предусматривает осознанности в выполнении работы, не даёт детям самостоятельно осмыслить процесс изготовления изделия. При проведении таких занятий развивающий потенциал оригами остаётся абсолютно нераскрытым.

Именно поэтому, мною разработаны методические рекомендации, направленные на развитие творческого мышления у старших дошкольников на занятиях оригами:

1. Планирование работы в первой половине дня, так как это наиболее благоприятное время для работы с детьми.

2. Использование методов обучения, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и уровню его подготовленности.

3. Создание позитивного микроклимата в коллективе: сотрудничество с воспитанниками, отношение к воспитанникам как к активным субъектам творческого процесса.

4. Проведение интегрированных занятий.

5. Включение в занятия проблемных ситуаций и игровых приёмов, но при этом проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.

6. Постепенное усложнение приёмов складывания.

7. Создание условий для самостоятельного изготовления поделки.

8. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

9. Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Не менее важным, чем развитие мыслительных способностей детей, оказывается изучение и развитие творческого мышления их наставников. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Ведущий от имени Квадрата рассказывает историю и одновременно показывает процесс изготовления игрушки

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать.

Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо.

Долететь до звёзд стреле не хватило сил. Она стала опускаться и очень обрадовалась, когда увидела под собой такое же голубое небо. Она окунулась в него и превратилась в лебедя.

Воспитатели могут складывать совместно с ведущим или после рассказа по памяти. Далее предлагается создать композиции со своими поделками и обыграть их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

Семинар-практикум для педагогов "Игры с прищепками: Творим и говорим"

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому...