Статья «Воспитание полноценной, образованной личности дошкольника, средствами экологического и гуманистического сознания, через игру.»
статья

Савина Виктория Львовна

Статья «Воспитание полноценной, образованной личности дошкольника, средствами экологического и гуманистического сознания, через игру.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья

«Воспитание полноценной, образованной личности дошкольника, средствами экологического и гуманистического сознания, через игру.»

Воспитатель средней группы ГБДОУ № 18

Пушкинского района

Савиной Виктории Львовны.

Санкт-Петербург

2021 год

Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь – восемь лет жизни ребёнка.

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру ( природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. В экологии центральными понятиями являются взаимодействия отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщество живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект  экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребёнком окружающего мира.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией  общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырёх ведущих сферах действительности -  в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности,  на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

      Пристальное внимание к экологическому воспитанию поставило на повестку дня  необходимость разработки социально – экологического идеала, того образа совершенства отношений общества и природы, который определяет способ мышления и деятельности, и который должен быть сформирован у подрастающего поколения. Формирование социально – экологического идеала должно базироваться на определённой совокупности знаний, в частности, основ экологии, которые необходимо закладывать с дошкольного возраста.

     Но экологическое воспитание – это  не только сумма знаний, но и оценка, осознания экологической ценности природы в её единстве с человеком.  Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой позволяет сформировать не только экологическое мышление, но и верное поведение, правильную деятельность. В каждый возрастной период необходимо  раскрывать и формировать доступные стороны экологического идеала. Из высших эмоций детскому возрасту более других ( наряду с нравственными) доступны эстетические эмоции. Начав с оценки « хорошо - плохо» ребёнок довольно быстро учится видеть не только « добро – зло», но и « красиво – не красиво».

     В связи с этим, в дошкольный период, в процессе формировании экологического идеала основное внимание необходимо уделять именно эстетической и нравственной его сторонам, конкретнее – воспитанию  нравственно – и эстетико – экологических знаний.

  Эстетическая сторона социально- экологического идеала представляет собой образ совершенной природы с позиции сегодняшнего  и обозримого  завтрашнего дня, выступает как мера и оценка прекрасного в самой природе и в отношениях человека к ней, определяет цели и средства к достижению идеала. Нравственно – экологический идеал даёт образ совершенной природы, где отражается осознание моральной ценности самой природы, а также представление о нравственном отношении человека к природе, исходя из потребностей дальнейшего развития человека и общества. Экологическая проблема в нравственном аспекте требует обоснования таких форм поведения человека с природой, которые жизненно необходимы ему для сохранения его материального и духовного здоровья и благополучия. Прекрасное и этически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эстетический момент в социально – экологическом идеале задаётся формой и содержанием природы. Форма природных явлений представляет собой совершенство организованности в соответствии с содержанием. У детей должно сформироваться единство нравственного и эстетического в экологическом понятии, где нравственное отношение к природе рассматривается как  нравственное по отношению к другим людям, ведь природа есть та среда, без которой пока немыслимо человечество. Следовательно, гуманное отношение к природе есть гуманное отношение к другим людям и к человечеству в целом. Идеал в дошкольном возрасте ввиду обыденного уровня знаний и преобладания эмоционального компонента характеризуется, с одной стороны, сиюминутностью, очевидностью и конкретностью, а с другой – наличием большей доли вымысла ,преобладанием фантазии над реальностью. В разном возрасте ребёнок может осознать разный уровень абстракции. Поэтому,  необходимо воспитывать в каждый возрастной период различный уровень абстрактных представлений, а также и оценки, и предписания. Природа открывается своей ценностной  стороной не всем людям, а только тем, кто способен её воспринимать с эстетической точки зрения. Эта способность развивается в процессе воспитания и обучения.

      К трём годам у детей накапливаются первоначальные знания об особенностях предметов, осуществляются элементарные операции слияния, синтеза, обобщения. Экологические знания носят общий характер: дети имеют представление о временах года, замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных. К концу третьего года жизни дети начинают осознавать свои возможности, мотивы, поведения. Им уже доступны элементарные оценки, в первую очередь эстетические: красиво – не красиво, нравится – не нравится, приятно – не приятно. Доступным становятся и простейшие нравственно – экологические оценки. В этом возрасте малыши ещё не способны самостоятельно анализировать, чтобы адекватно оценивать явления, поэтому усваивают в основном оценки, общепринятые взрослыми. Знакомство с оценками в свою очередь активизирует рациональную, умственную деятельность. На базе оценки формируются и ценностные ориентации, которые выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию. Поэтому, чрезвычайно важно целенаправленно воздействовать на формирование правильных экологических оценок. Специфика регуляции в обыденном сознании – это непосредственность, ситуативность, направленность на достижение практического результата, обусловленного ближайшими потребностями. Регулятивный аспект формирования социально – экологического идеала проявляется в том, что младшие дошкольники стараются четко выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. Поэтому речь идёт о доступном формировании элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках. Очень важно сформировать определённые стереотипы и установки доброжелательного отношения к природным явлениям, создавать ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания: поливать растения, кормить животных, не уничтожать цветы, травы, кусты – беречь всё живое.

     Правда, самостоятельные действия детей носят ещё подражательно – исполнительный характер. Однако параллельно с развитием самосознания формируется осознание правильности личных оценок, а значит и уравновешенность, стабильность поведения. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы- растений и животных как живых существ и их зависимости одного – двух условий жизни. На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребёнка конкретный образ предмета, действия с ним сопровождаемые словом, поэтому воспитатель в первую очередь сосредотачивается на сенсорном развитии детей. В возрасте 2 – 3-х лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познавать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости и мягкости. Характер поверхности. Познать видимые составные части предметов, получить элементарные представления о возможной деятельности с ними. Важное место в технологии занимает игра – несложная, сюжетная, подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.

      Игра – это альтернатива действительности. Она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребёнка.

       Главная функция игры – развивающая, она повышает интелект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка.

       Поэтому педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, она выполняет ряд важных функций в развитие личности человека.

    Например; компенсаторная функция игры основана на том, что для ребёнка игровое   пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, т.к. это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. На занятиях и в повседневной жизни, нужно широко использовать дидактические игры и игровые приёмы.

Многие учёные отмечают важную роль  обучающих игр, они позволяют педагогу расширять практический опыт ребёнка, закреплять его знания об окружающем мире. Понимая целесообразность использования игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают дидактические игры, которые помогают детям усвоить различные понятия, выработать различные навыки и умения. Такие игры способствуют решению различных учебных задач; формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретённых знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра, также может стать своеобразной формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно- волевых качеств ребёнка.

Специфика обучающей игры заключается в её структуре, которая содержит и учебные задачи. Любое изменение соотношения структурных элементов игры ( несоблюдение правил, ограничение игровых действий, постановка только учебных задач и т.п.) превращает её в систему дидактических упражнений. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствует повышению интереса к познавательной деятельности. Авторы, занимающиеся исследованием дидактических игр, выделяют их положительные элементы:

  1. Обучающую задачу ( цель);
  2. Игровые правила;
  3. Действия.

Также  относят к элементам игры- содержание, сюжет, роль, игровой замысел, результат. Больше значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...

Фольклор аша балаларның иҗади активлыгын үстерүгә интеграль якын килү / Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора через интегративную деятельность

     Әкиятләр ярдәмендә интеграль шөгыльләр үткәрү иң үтемле чараларның берсе. Интеграль шөгыльләнгәндә төрле белем өлкәләрендә алган күнекмәләр бер-берсен тулыландырып тора. Инт...

Формирование личности дошкольника путем экологического воспитания

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения,...

статья "Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников"

в статье рассматривается и обсуждается вопрос об экологическом воспитаниии дошкольников посредством занятий на метеоплощадке....

Взаимодействие детского сада и семьи – основа для обеспечения полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями.

Выступление на проектной сессии "Поддержка семей, имеющих детей": от потребностей -  к созданию условий повышения родительской компетентности....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...