Космическое воспитание
статья (подготовительная группа)

Голубева Наталья Николаевна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы17.11 КБ

Предварительный просмотр:

                              Космическое воспитание

Много лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов всех стран мира. Известная, как выдающийся ученый и гуманист, она создала педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было, и нет.

       Для здоровых детей Монтессори-педагогика является развивающей, а для детей, имеющих какие-либо отклонения – терапевтической. Основным лечебным средством служит атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога.

      Вот уже пять лет мы используем Монтессори-систему в нашей группе компенсирующей направленности.

      В современной педагогике уже сложился устойчивый термин «космическое воспитание». Мария Монтессори говорила: «…В воспитании мы должны касаться не только науки, сколько интереса к Человечеству и его культуре… Именно культура – всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию, к которой мы направляем «космическое воспитание».

      Прямой целью космического воспитания дошкольников является формирование целостного восприятия картины мира, осознания ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе.

      Мы подобрали большое количество материалов и наглядной информации по космическому воспитанию, руководствуясь тем, что каждый ребенок дошкольного возраста обладает феноменальной способностью – «впитывающим умом».

      Опытом создания развивающей среды нам хотелось бы поделиться.

     У нас есть глобусы, географические карты, четыре астрономических календаря. Все календари разные: один производственного изготовления, другие мы сделали вместе с детьми. На них дети устанавливают текущее время года, день недели, число, месяц, день недели, число, день своего рождения, отрезок прожитого года.

Кроме календарей, у нас есть еще такие астрономические материалы, как объемный и плоскостной макеты Солнечной системы и карты звездного неба. Макет помог детям узнать, что планеты отличаются по величине и что каждая удалена от Солнца на определенное расстояние. Ребенок легко выкладывает все планеты нашей системы на соответствующие орбиты и обозначает карточками с надписями. После общения с объемным макетом Солнечной системы, где каждая планета имеет форму шара, дети переходят к работе с плоскостными изображениями планет. Полученные на объемном макете представления они легко переносят на плоскостной макет Солнечной системы, а затем без труда переходят к работе со звездными картами. Рассказы о звездах, использование специального атласа помогли детям самостоятельно выкладывать карту звездного неба.

После знакомства с глобусом детям легко работать с плоскостными изображениями материков на деревянной и бумажной картах.

Мы рассказали детям о возникновении жизни на Земле и ее развитии, вместе изготовили хронологическую ленту, на которой выделили разными цветами 12 частей – каждая соответствует важному периоду в жизни Земли. Заранее переснятые иллюстрации из книг дети раскрашивали, вырезали и наклеивали на соответствующее место на ленте. Таким образом, участвуя в создании этого материала, дети наглядно увидели сложный и непрерывный процесс возникновения и развития жизни на Земле.

А после работы с хронологической  лентой детей заинтересовала жизнь динозавров. Мы предложили им тематическую подборку: книга с изображением динозавров, фигурки этих животных; наклеенные на  цилиндры картинки: на красные – хищники, на зеленые – травоядные. Дети рассматривали эти поделки, проигрывали сцены сражений хищников и травоядных.

Многие материалы в развивающей среде Монтессори устроены так, что дети работают с ними без помощи взрослого и используют их в свободной деятельности. Много времени они проводят в особом месте – лаборатории. Здесь есть материалы по географии – действующие макеты вулкана, реки, озера, острова и полуострова. Любой ребенок может понаблюдать, как извергается вулкан, и убедиться, что лава поднимается из недр горы и стекает по ее склонам.

Весной мы создали экспериментальную площадку, где у каждого ребенка было свое растение, которое он сажал, за которым ухаживал и наблюдал.

Беседуя с детьми по теме «Кожа», мы использовали увеличительное стекло, краску и лист ватмана. Рассмотрели пальцы через лупу, увидели, что бороздки и завитки на подушечках составляют определенный узор. А когда они сделали отпечатки пальцев на листе ватмана и сравнили их, то «совершили открытие» - у каждого человека свой рисунок, свой узор.

Таких открытий – и в лаборатории, и при работе с другими дидактическими материалами, и просто при общении – дети совершают великое множество. Запомнить все трудно, и мы фиксируем их в дневниках и листах наблюдений на экране достижений. Это дает возможность видеть уровень развития ребенка и совершенствование навыков социального поведения.

Таким образом, дидактические материалы и пособия Марии Монтессори помогают ребенку через наблюдения ощутить себя частью природы, культуры и человеческого общества.

Модели-Монтессори дали детям возможность приобрести интерес к познанию окружающего мира и реализовать полученные знания на практике. Наши воспитанники легко общаются с людьми и свободно выходят из разных конфликтов. Они умеют делать вывод и принимать решения в разных жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы) М., МЦМ, 1996. – 48с.
  2. Гребенников Л.Р. Экспериментальная программа для дошкольных учреждений с элементами Монтессори-педагогики. М. ММЦ, 1996. - 28с.
  3. Сумнительный К.Е. Космическое воспитание.//Монтессори в России: новый взгляд. Выпуск 1- М., 1998. – с. 40-66.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На космических просторах" Тематическое занятие по музыкальному воспитанию в подготовительной к школе группе

Тематическое занятие, посвященное Дню Космонавтики, для детей подготовительной к школе группы детского сада. Целью занятия является знакомство детей с интересным и загадочным миром звезд, космосом и в...

Игра «Путешествие по миру» (Космическое воспитание)

Игра «Путешествие по миру»  привлечет родителей и педагогов своей яркостью и многофункциональностью,создана на основе лабиринта  Марии Монтессори, предназначена для обеспечения возможности с...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАРТИНЫ МИРА ПОСРЕДСТВОМ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Целью космического воспитания является развитие творческой активности личности, ее способности не только сохранять и разумно преобразовывать окружающую среду, но и, понимая всеобщность и сложнос...

Космическое воспитание

Прямой целью космического воспитания дошкольников является формирование целостного восприятия картины мира, осознания ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе...

Статья – консультация: «Космическое воспитание»

В современной педагогике уже сложился устойчивый термин «космическое воспитание». Мария Монтессори говорила: «…В воспитании мы должны касаться не только науки, сколько интерес...