Методическая разработка: «Подходы к взаимодействию воспитателя с детьми второго года жизни в процессе освоения самостоятельных игровых действий».
методическая разработка (младшая группа)

Паладий Вера Владимировна

Использование игры и игровых ситуаций в педагогическом процессе ДОУ позволяет решать многие задачи обучения и развития ребенка непринужденно, в интересной, занимательной форме.

В руководстве играми особая роль принадлежит игровому взаимодействию воспитателя с детьми, в процессе которого происходит передача детям нового игрового опыта, необходимого для дальнейшего развития самостоятельной детской игры. Эффективным средством развития дошкольника является создаваемая воспитателем проблемно-игровая ситуация, в которой ребенок осваивает игровые действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_paladiy_v.v.ozo_proverka_antiplagiat_2.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методические разработка по теме:

«Подходы к взаимодействию воспитателя с детьми второго года жизни в процессе освоения самостоятельных игровых действий».

Выполнила: воспитатель – Паладий Вера Владимировна

Е.И.Тихеева рассматривала игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств развития и обучения ребенка.

Б.П.Никитин подчеркивает, что игры становятся развивающими лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил:

- игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;

- необходимо заинтересовать ребенка игрой, а не навязывать ее;

- игру надо оживлять сказкой при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка;

- в игре нужна непринужденная обстановка, поощрение активности. Использование игры и игровых ситуаций в педагогическом процессе ДОУ позволяет решать многие задачи обучения и развития ребенка непринужденно, в интересной, занимательной форме.

В руководстве играми особая роль принадлежит игровому взаимодействию воспитателя с детьми, в процессе которого происходит передача детям нового игрового опыта, необходимого для дальнейшего развития самостоятельной детской игры. Эффективным средством развития дошкольника является создаваемая воспитателем проблемно-игровая ситуация, в которой ребенок осваивает игровые действия.

Игровое общение воспитателя с ребенком представляет собой достаточно сложное взаимодействие, отличающееся сюжетным разнообразием, гибкостью и вариативностью средств коммуникации, эмоциональной насыщенностью и свободой игрового выбора ребенка.  Только в свободном игровом общении создаются партнерские взаимоотношения воспитателя и ребенка, и происходит естественное освоение нового игрового опыта, тем самым происходит развитие самостоятельной игры. Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Анализ литературы показал, что игровое общение воспитателя и ребёнка может быть успешно реализовано при условии создания развивающей предметно-игровой среды (Е. Р. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, М. В. Новосёлова, Е. Н. Флёрина, О.В. Солнцева и др.). 

Организуя предметную деятельность ребенка, воспитатель заботиться о наличии соответствующих игрушек, пособий, которые удовлетворяют интерес детей к различным видам деятельности.

Задачей взрослого в первую очередь является развитие интереса ко все возможным действиям, что бы ребенок понимал речь, и вникал в смысл сказанного.

Для развития движений педагог использует мячи разных размеров, коляски, тележки машины, для развития действий, подходит такой дидактический материал как, пирамидки вкладыши, формы для песка, строительный материал. Развивая же сюжетную игру, воспитатель использует куклы, другие образные игрушки, посуду, некоторые предметы мебели, так же хорошо иметь предметы ряжения (косынки, передники).

Игрушки должны быть размещены по видам деятельности. У каждой игрушки или пособия должно быть своё место хранения, это приучает ребёнка к порядку и воспитывает самостоятельность. Малыши в данном случаи сами могут найти требуемый для их игры предмет.

Для развития игровой деятельности педагог использует всевозможные приёмы, техники, мини инсценировки с детьми. Наглядно показывает и проговаривает каждое своё действие.

Важно заметить, что все выполняемые действия педагога в сюжетной игре должны быть известны детям из личного опыта, как «ляля» ходит, кушает, укладывается спать. Ребёнку очень интересно наблюдать за всеми действиями педагога, и в скором времени можно заметить подражание взрослому в той самой игре.

Для обыгрывания элементарных действий воспитатель использует вспомогательные предметы, такие как ложку, одеяльце. Задача заключается в том, чтобы ребёнок наглядно понял и принял те действия, которые выполняет педагог.

Так же в игровом общении очень важно и речевая составляющая. Воспитатель побуждает ребёнка к активности с помощь элементарных речевых приёмов подражаний. Он задаёт ребёнку вопрос тем самым побуждая ребёнка произносить звуки «Как мяукает кошечка?» «Как мычит корова?». Так же очень важно, что ы педагог проговаривал все действия, которые он выполняет с игрушкой, «Ляля, ам», «Ляля баю-бай» «Ляля топ-топ».

После освоения детьми элементарных действий с куклой, воспитатель начинает использовать вопросы в ситуациях, чтобы ребёнок по знакомой схеме смог ответить на них: «Где платье? Чья это кровать? Кто/Как кушает? Чья кровать?».

Так же активизировать ребёнка могут так называемые ситуации «подстрекательства». Педагог организует игровую среду, используя игрушки и предметы, с целью побудить ребёнка к самостоятельным действиям с ними. При этом можно использовать машинки, куклы, зверей, и все возможные предметы быта, которые знакомы ребёнку. Для поддержания активности малыша, взрослому важно побуждать, одобрять и поощрять его действия.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить ребёнка с различными игровыми ситуациями и действиями.

В данном возрасте больше преобладает подражание поэтому ребёнок в своих играх чаще всего укладывает спать того же самого мишку, расчёсывает ту же самую куклу. Со временем ребёнок учится перекладывать действия на разнообразные игрушки, применяя к ним игровые действия, демонстрируемые воспитателем. Если педагог видит, что ребенок уже достаточно освоил одни действия, ему стоит вводить новые элементы игры, с целью её усложнения.

Важно так же следить за тем, чтобы у ребёнка не возникало трудностей в процессе игры, и, если это происходит, воспитатель должен прийти на помощь. Подсказать как выполнить действие, а может и подвести к его логическому завершению.

Со временем ребёнок осваивается в игре, и у него начинает проявляться самостоятельная речевая активность. Могут проявляться отдельные слова или фразы. Педагог же в свою очередь с помощью общих фраз помогает ребёнку осознать свои действия.

Стоит заметить, что в полтора года ребенок уже достаточно активизируется в выполнении и обобщении игровых действий, но в то же время они лишены какого-либо логического смысла. Малыш может надеть на мишку варежки, шапочку, курточку и уложить его спать.

Так же ребёнок может погрузиться в кое либо игровое действие и улечься им на столько что забывает обо всём что происходит вокруг, а может быть, даже не совсем понимая зачем он выполняет это действие. Например, малыш готовит кашу, мешает, пробует, опять мешает.  Действия может и лишены какого-либо смысла, но в то же время ребёнок испытывает удовольствие от данного процесса. Но возможна и ситуация, при которой ребенок не знает, как закончить начатое им действие. Он кормит куклу, периодически осматривается, отвлекается. При данной ситуации задачей педагога является прийти на помощь к ребёнку, подвести его действия к логическому концу, например, с помощью вопроса «Накормила лялю? Умница».

Так же воспитатель обыгрывает ситуации в игре с ребёнком рядом. Он выполняет какое-либо действие, в то время как малыш, который за ним наблюдает старается повторить его. Как например: Воспитатель последовательно снимает с мишки курточку, штанишки, вешает вещи на стульчик, а мишку укладывает в кроватку, в данной ситуации педагог развивает в ребенке как действия подражания, так и последовательность, в которой должна обыгрываться данная ситуация.

Хотелось бы отметить, что ребёнок в данном возрасте очень зависит от эмоций, каждую ситуацию он пропускает через себя, и очень важно, чтобы взрослый показывал ребёнку свою заинтересованность, поддерживал, сопереживал, поощрял. Отношение к ребёнку должно быть искреннее, открытое и ласковое.

Но игру детей еще нельзя назвать сюжетной по нескольким причинам:

• дети старательно выполняют только те обучающие действия, которые хорошо известны и запоминаются;

• в игре происходят процедурные манипуляции: повторение одного и того же действия без явного интереса;

• в большинстве случаев нет логической последовательности в выполнении необходимых действий;

• наблюдается рассеянная активность (девочка кормила собаку, отвлекалась, потом гуляла с ней, но вскоре переключилась на другую игрушку).

После полутора лет, малыш уже начинает самостоятельно изучать и ориентироваться в игровом пространстве. Начинаю использовать различные предметы, применять их в своих играх.

Задача педагога, обогатить предметную игровую среду, на столько что бы каждый ребёнок смог найти то, что ему по душе, то, что заинтересует его, и он сможет применить на своё усмотрение. Главное, чтобы материал отвечал всем требованиям как возрастных особенностей, так и был, понятен и доступен для ребёнка. Это могут быть различные атрибуты жизненных ситуаций, которые ребёнок видит в реальной жизни (телефон, фотоаппарат, оправы для очков, баночки из-под крема, тюбики из-под помады.) Так же на мой взгляд в группе должно иметься зеркало так как оно служит вспомогательным элементом для формирования образа самого себя.

В какой-то момент, можно заметить у ребёнка некоторые подражательные действия, которые он видит в повседневной жизни ребёнка, то, что он видит и переживает дома. Данное воспроизведение действий считается очень высоким уровнем подражание, потому что ребёнка никто этому не учил, он по собственной инициативе перенял действия, запомнил и применил в своей игре. Это уже можно считать задатками отобразительной игры.

Для грамотного осуществления самостоятельных действий детей, главным образом в группе должны быть организованны различные уголки, для осуществления всех видов деятельности. Материал в уголках должен периодически обновляться, и усложняться. Что бы ребёнок по средствам игры мог познать всё новые предметы и действия с ними.

Разработка условий и технологии эффективного взаимодействия воспитателя и малышей требует дальнейшего исследования.

Библиография.

1.        Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Мухина В.С. 4-е издание, Москва, ACADEMIA 1999

2.        Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении Нечаева В.Г. (род ред.) М.: Просвещение 1965.

3.        Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред.. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.

4.        Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования //Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др.– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2011.

5.        Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- Печора К.Л. М.: Просвещение, 2006.

6.        Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова – М.: МГППУ, 2002.

7.        Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.

8.        Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 -7  возраста: Учебно – практическое пособие. Рычкова  Л.С. , Лаврова Г.Н. -  Челябинск , 2001

9.        Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей.  Солнцева О.В. СПб.: Речь; М.: Сфера.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие с детьми второго года жизни Тема: «Кошка с котятами».

Оборудование:Игрушка «Кошка»Аудиозапись кошачьего мяуканьяКорзина с разноцветными клубочками.Соленое тесто, вырезанные из картона силуэты рыбок.Построенный из крупного строительного материала до...

Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни, тема: «Машины»

Цели:Продолжать знакомить детей с понятиями «круг», «большой-маленький», «мало-много».Познакомить детей с стихотворением А. Барто «Грузовик».Совершенствовать умения ориентироваться в пространств...

Игровое занятие-знакомство с детьми второго года жизни Тема: «Матрешка».

Оборудование: Игрушки: «Матрешка», машина на веревочке, овощи и фрукты.Раздаточный материал: платочки, детали строительного конструктора (кубик, крыша), детские музыкально-шумовые инструменты, ц...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога с детьми четвертого года жизни Тема: Возвращение Лунтика

Тема: Возвращение ЛунтикаУчастники ОД: дети четвертого года жизни, педагог, родителиФорма НОД: совместная образовательная  деятельностьФорма организации: групповаяДлительность: 15-20 минут ...

Методическая разработка НОД по развитию речи с детьми второго года жизни на тему "Знакомство с кошкой"

Методическая разработка занятия по развитию речина тему «Знакомство с кошкой» Содержание.Введение.Конспект занятия.Литература. 1.Занятие «Знакомство с кошкой» п...

Статья на тему: «Взаимодействие воспитателя с детьми второго года жизни как условие развития самостоятельных игровых действий».

Игра является основой развивающей деятельностью ребенка в детские годы. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготав...