Методическая разработка НОД по развитию речи с детьми второго года жизни на тему "Знакомство с кошкой"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

 

Методическая разработка занятия

по развитию речи

на тему «Знакомство с кошкой»

 

Содержание.

  1. Введение.
  2. Конспект занятия.
  3. Литература.

 

1.Занятие «Знакомство с кошкой» предназначена для  ребёнка в возрасте 1 г. 7 мес.  с задержкой речевого и умственного развития .Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной области «Речевое и познавательное развитие». Содержание образовательной деятельности в ходе занятия предполагает ознакомление детей с кошкой  через наблюдение. Рассматривание внешнего вида котенка проводится путем непосредственного показа игрушки – котенка с показом  глаз, носа, ушей. Обогащение чувственного опыта детей предполагает включение движений рук ребенка при рассматривании игрушки, использование звукоподражания голосам домашних животных. В ходе занятия ребёнку предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Продолжительность занятия: 5 минут.

                                              2. Конспект занятия.

Количество детей- 1 ребёнок

Возраст – 1 год 7 месяцев

Цель:  познакомить ребёнка с игрушкой кошкой , создать положительный настрой для ребёнка, способствовать формированию игровой мотивации .

Основная образовательная область: речевое развитие.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с новой игрушкой.

2. Учить ребёнка показывать где у кошки глаза, уши, нос.

3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к животным.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить радость.

Словарная работа:  обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие задачи:

1. Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, учить повторять мяу-мяу.а -а-а.

2. Развивать память, внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: предметно-манипулятивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, восприятие смысла художественного произведения.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемно-игровые ситуации, информационно-коммуникативные.

Материал и оборудование:

  1. Игрушка кошка, домик.
  2. Машина с верёвочкой.

Предварительная работа: рассматривание игрушки кошки, пели песенку про серенькую кошечку, чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Знакомство с кошкой"24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение здравоохранения

«Тульский областной специализированный дом ребенка для

детей с органическим поражением центральной нервной системы

с нарушением психики №1»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

в образовательной области «Развитие речи»

для детей 1-2 лет

Тема: «Знакомство с кошкой»

Автор: Пискарёва Лариса Викторовна

Должность:  воспитатель

Тула

2019


Методическая разработка занятия

по развитию речи

на тему «Знакомство с кошкой»

Содержание.

  1. Введение.
  2. Конспект занятия.
  3. Литература.

1.Занятие «Знакомство с кошкой» предназначена для  ребёнка в возрасте 1 г. 7 мес.  с задержкой речевого и умственного развития .Данный вид деятельности проводится в модуле ознакомления детей с домашними животными по образовательной области «Речевое и познавательное развитие». Содержание образовательной деятельности в ходе занятия предполагает ознакомление детей с кошкой  через наблюдение. Рассматривание внешнего вида котенка проводится путем непосредственного показа игрушки – котенка с показом  глаз, носа, ушей. Обогащение чувственного опыта детей предполагает включение движений рук ребенка при рассматривании игрушки, использование звукоподражания голосам домашних животных. В ходе занятия ребёнку предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Продолжительность занятия: 5 минут.

                                              2. Конспект занятия.

Количество детей- 1 ребёнок

Возраст – 1 год 7 месяцев

Цель:  познакомить ребёнка с игрушкой кошкой , создать положительный настрой для ребёнка, способствовать формированию игровой мотивации .

Основная образовательная область: речевое развитие.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с новой игрушкой.

2. Учить ребёнка показывать где у кошки глаза, уши, нос.

3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к животным.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить радость.

Словарная работа:  обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие задачи:

1. Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, учить повторять мяу-мяу.а -а-а.

2. Развивать память, внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: предметно-манипулятивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, восприятие смысла художественного произведения.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемно-игровые ситуации, информационно-коммуникативные.

Материал и оборудование:

  1. Игрушка кошка, домик.
  2. Машина с верёвочкой.

Предварительная работа: рассматривание игрушки кошки, пели песенку про серенькую кошечку, чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

                                                      Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель берёт ребёнка за руку и предлагает погулять по коврику.

Зашагали на ножки,

Прямо по дорожке,

Топ-топ-топ,

Зашагали много раз

Вот как весело у нас!( подводит его к столу, где стоит домик).

Воспитатель: Посмотри, мы с тобой к домику пришли. Кто в домике живёт? (неожиданно достаёт кошечку) Это кошка -Мяу-мяу. Как кошка мяукает мяу- мяу , повтори. (ожидание ответа ребёнка).

Воспитатель: Киса мягкая, пушистая. Погладь киску.(рукой ребёнка гладит кошку).

Рассматривание игрушки кошки.

Воспитатель: Где у кошки глазки?

Где у кошки ушки?

Где у кошки носик? (если ребёнок не показывает сам, то его рукой вместе с ним показываем на кошке)

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь киска посидит, а мы с тобой поиграем.

Есть у кошки глазки (Дети показывают глазки)

Есть у кошки ушки, (Дети показывают ушки)

Есть у кошки лапки (Детки показывают руки)

Мягкие подушки.

Кошка, кошка ,не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток-брысь (прячет ручки за спинку)

Воспитатель.:Молодец. Киске понравилось, как ты играл. Наша киска хочет кушать. Давай из ладошек сделаем тарелочку и накормим кису.

Киска к Косте подошла

Молока просила,

Молока просила

Мяу говорила «мяу-мяу «( прошу ребёнка, чтобы он за мной повторял)

Напоила молоком, кисонька поела

Песенку запела

Мур-мур-мур.

Воспитатель: Как кошечка просила молочка?  Мяу-мяу.

Воспитатель: Наша кошечка хочет покататься на машинке. Вставай , подходи к машинке, бери за верёвочку . Наша киска будет кататься. ( воспитатель вместе с ребёнком катает игрушку и опрокидывает машину, начиная читать стихотворение:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Воспитатель: Костя , киса наша устала и хочет спать. Давай ей споём а-а-а , покачаем и отнесём в домик спать.

Заключительная часть

 Молодец, наша киска поспит, и мы будем с ней опять играть. Как киса нам мяукала? Мяу-мяу. А как молочка просила Мур-мур.  Молодец!

3. Используемая литература:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой. Москва-Синтез. 2015
  • Ребенок второго года жизни: Методическое пособие/ под ред. С.Н. Теплюк.- М: Мозаика-Синтез, 2008
  • Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду: Методическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Самоанализ занятия по развитию речи «Знакомство с кошкой»

На занятии «Знакомство с кошкой» были поставлены следующие цели: познакомить ребёнка с игрушкой кошкой , создать положительный настрой для ребёнка, способствовать формированию игровой мотивации .

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с новой игрушкой.

2. Учить ребёнка показывать где у кошки глаза, уши, нос.

3. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к животным.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доставить радость.

Словарная работа:  обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие задачи:

1. Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, учить повторять мяу-мяу.а -а-а.

2. Развивать память, внимание.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание игрушки кошки, пели песенку про серенькую кошечку, чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась индивидуально с ребёнком 1г. 7 мес. с задержкой речевого, умственного и физического развития.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых ребёнок поэтапно выполнял различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.

При планировании  занятия были учтены возрастные особенности ребёнка. Материал подобран на доступном для него уровне. Учитывая возрастные особенности он с интересом рассматривал  кошечку. Ребёнок был довольно активный, чувствовал себя комфортно, охотно принимал участие в игре, повторял за мной движения. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 8 минут. Быстрая смена деятельности  в течение занятия позволили избежать утомляемости ребёнка.
В занятии использовалось несколько видов детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная, чтение художественной литературы. Используемая в занятии форма – индивидуальная.

Во время занятия применялись следующие методы работы:

1.Наглядные (показ игрушки, показ движений);

2.Словесные (чтение художественной литературы, вопросы, уточнение, анализ занятия, поощрение);

3.Игровые (введение в занятие игрушки кошечки – использование сюрпризного момента, физкультминутка).

У детей второго года жизни чаще, чем в другом возрасте, возникают задержки в развитии активной речи. На втором году жизни идёт становление самой сложной и важной функции мозга - речи, поэтому с детьми, имеющими задержку в речевом развитии, особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. В связи с этим занятие построено с учётом принципа интеграции таких образовательных областей, как коммуникация - происходит активизация и обогощения словарного запаса, познание - знакомство с новой игрушкой, развитие познавтельно- исследовательской деятельности, чтение художественной литературы, физической культуры-проведение подвижных игр и физкультминуток.

Приём неожиданности (домик на столе) в начале занятия и появление кошечки в середине занятия позволил вызвать интерес у ребёнка и плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой на протяжении всего  занятия.

В результате этой мотивации ребёнок на занятии проявлял интерес к кошечке, подвижной игре, старался играть , катать машинку Структура и содержание занятия по ознакомлению ребёнка с новой игрушкой соответствует возрастным возможностям  Артёма и состоит из 4-х взаимосвязанных этапов.

1. Организационный момент .На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес, активизировать внимание сюрпризным моментом-мяуканье киски и чтение стихотворения.

2. Мотивационный-обеспечить принятие детьми цели занятия - познакомить с кошкой и  поиграть с ней в процессе физкультминутки.

3.Закрепление знаний - ребёнок уже сам показывает где глазки, нос, ушки.

4. Рефлексия-вызвать у ребёнка положительное отношение к результатам совместной деятельности. в конце занятия Артём вместе с воспитателем укладывают киску спать.

Основной метод на занятии- игра и игровая мотивация

По моему мнению структура занятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило ребёнку реализовать себя в активной деятельности ( держаться за верёвочку машинку), методы и приёмы обучения выбраны правильно.

Занятие способствует всестороннему развитию и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями мальчика( правильное чередование различных видов деятельности и своевременное перключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия. Однако у Артёма наблюдалась медлительность, поэтому моя цель в дальнейшем продолжать закреплять навыки и умения , полученные на занятии.


 здоровьесберегающие технологии:

-Перед занятием было проведено проветривание и влажная уборка;

-Были убраны все, мешающие предметы.

Я считаю, что надо продолжать. работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по познавательно- речевому развитию на тему: “Права ребенка”.

1.     Ознакомить детей с основным документом по защите прав ребенка- «Конвенцией о правах ребенка».2.     Познакомить детей с основами толерантности; с правами...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ (3-4 ГОДА)

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах ...

Методическая разработка по теме « Развития речи детей второго года жизни в предметной деятельности».

В данной методической разроботке описаны особенности становления предметной деятельности у детей второго года жизни, взаимосвязь с развитием речи. Представлены варианты игр и упражнений используемых д...

Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"

Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.Включает в себя:1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...