Выявление особенностей рисунка детей 4-5 лет
методическая разработка (средняя группа)

Опираясь на исследования Шайдуровой Нелли Владимировны, Григорьевой Галины Григорьевны и Комаровой Татьяны Семеновны нами была разработана данная методика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка, обеспечивающая сопровождение образовательного процесса в ДОО

Тема «Выявление особенностей создания выразительного образа в рисунке детьми 4-5 лет средствами нетрадиционных техник  рисования»

Автор:

Воспитатель Николаева Ольга Сергеевна

Критерии и показатели оценивания уровня сформированности умений детей 4-5 лет создавать выразительный образ средствами нетрадиционных техник рисования

Показатели

Критерии оценки

3 балла

2 балла

1 балл

1

Владение нетрадиционными техниками рисования

По собственному желанию ребенок в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и неизобразительными материалами для создания выразительного образа.

Ребенок использует НТР  фрагментарно, чаще всего по наводящим вопросам педагога. Экспериментирует с материалами чаще всего по предложению педагога.

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания выразительного образа.

2

Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках

Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цветов. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях.

Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета изображения и его элементов без передачи оттенков – контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей. Цвет предметный, связан только с конкретным предметом. Соответствие цветового решения поставленной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое.

Цвет предмета передан не верно, преобладание 1-2 цветов. Краски смешивает до грязного пятна. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения – использование красок безотносительно к тому, что рисуется. Цветовые решения близки к реальным, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях.

3

Умение передавать форму предметов

В рисунке ребенка форма предметов сложная, передана точно.

Форма в рисунке ребенка простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали.

Форма предметов в рисунке ребенка не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый.

4

Разработанность содержания выразительного образа

Стремление ребенка к наиболее полному раскрытию замысла. Дополнение изображения предметами, деталями.

Ребенок воспроизводит художественный образ лишь по просьбе взрослого.

Отсутствует стремление ребенка к более полному раскрытию замысла.

5

Декоративность рисунка

Использование ребенком различных форм, симметричности или асимметричности объектов, присутствует ритм.

Ребенком используются лишь некоторые приемы декоративности.

Приемы декоративности отсутствуют.

6

Оригинальность рисунка

В рисунке ребенка отчетливо прослеживается преувеличение каких-либо признаков изображаемого предмета (гиперболизация).

Отчетливо прослеживается склеивание и комбинирование в фантастическом образе каких-то качеств, частей, свойств различных предметов (агглютинация).

Самостоятельное создание нового образа (непохожесть).

Присутствие в рисунке приема гиперболизации фрагментарно.

В рисунке ребенка слабо прослеживается агглютинация. Возможно заимствование образа из ранее просмотренных изображений, иллюстраций.

Заимствование деталей образов из рисунков других детей.

Отсутствие в рисунке ребенка гиперболизации.

Отсутствие в рисунке ребенка приема агглютинации.

Образ рисунка идентичен образу рисунков других детей.

7

Динамичность художественного образа

Достаточно четко и определенно переданы динамические состояния персонажей или объектов изображения. Умеет воссоздавать впечатление движения посредством ассиметричного построения композиции и посредством использования характерной для движения пластики.

Передан начальный момент движения предмета.

Статическое изображение.

Таблица для фиксации и количественного анализа уровня сформированности умений детей 4-5 лет создавать выразительный образ средствами нетрадиционных техник рисования

Ребенок

Показатели

Общий балл

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема «…»

Описание уровней сформированности умений в зависимости от среднего балла и их характеристика:

  • Умения сформированы (С) - от 1 до 1,6 баллов;

Дети  со сформированными умениями во время занятий самостоятельно проявляют инициативу в использовании нетрадиционных материалов для создания выразительного образа, экспериментируют с ним. В их рисунках выделяется смысловой центр, форма предметов сложная, использованные цвета близки к реальным цветам предметов. Дети стараются дополнить изображение деталями, либо преувеличить какие-либо признаки. Для рисунков детей характерна передача динамического состояния объектов.

  • Умения формируются (Ф) – от 1,7 до 2,3 баллов;

Дети с умениями на стадии формирования используют нетрадиционные материалы рисования чаще всего по предложению педагога. Использование цвета чаще всего предметно, связано только с конкретным предметом. Цветовое решение не всегда соответствует поставленной задаче. Форма объектов в рисунке простая, но узнаваемая. Возможно заимствование выразительного образа из ранее просмотренных изображений, иллюстраций.

  • Умения не сформированы (НС) – от 2,4 до 3 баллов.

Для детей с несформированными умениями характерно использование нетрадиционных материалов только по предложению педагога. Цвет предметов  передан не верно, краски смешаны до грязного пятна, а также используются безотносительно к тому, что рисуется. Форма предметов простая, может быть неузнаваема.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1999.  – 344с.
  2. Карпова И. А. Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 73-75.
  3. Лабунская Г.В. . Изобразительное творчество детей. - М.: 1965. – 110с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М.:, 1993. - 944 с.
  5. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей с 5 до 7 лет: учебное пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 112с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности рисунков детей второй младшей группы"

консультация для воспитателей и родителей...

Выявление особенностей организации занятий по рисованию у детей дошкольного возраста.

Выявление особенностей организации занятий по рисованию у детей дошкольного возраста может помочь воспитателям в работе....

"Выявление особенностей творческого развития детей 4-5 лет в процессе освоения аппликации"

Работа была направлена на решение следующих задач: Выявить и изучить особенности освоения аппликации  и проявления творческого развития детьми 4-5 лет; Определить особенности педагогических услов...

Особенности рисунков детей 2-3 лет

Малыш увлеченно черкает по бумаге. Карандаш крепко-накрепко зажат в кулачке, бровки сосредоточенно нахмурены… Знакомая картина, не правда ли? Мы с умилением наблюдаем, радуемся и даже не подозреваем, ...

Буклет "Выявление особенностей развития предметных действий у детей"

Уважаемые родители!     Вашему  ребенку исполнился год? Среди его игрушек должны быть рамки-вкладыши, формочки, пирамидки, кубики, машинки, куклы, музыкальные инструменты, игр...

«Особенности рисунка детей младшего дошкольного возраста»

Вглядевшись внимательнее в детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым.Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были з...