АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).
рабочая программа (старшая группа)

Кочеткова Злата Сергеевна

Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и примерной «От рождения до школы», в соответствии с ФГТ   и введёнными в действие ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._starshaya_gr_21-22_god.docx104.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №53

«Согласовано»                                                                                                             «Утверждаю»

Зам. зав. по УВР                                                                                                           Заведующий

МДОУ №53                                                                                                                  МДОУ №53

________ Атрепьева Л.В.                                                                       ________ Шелепова Е.В.

«___» ____________2021г.                                                                    «___»____________2021г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогической поддержки позитивной

социализации и индивидуализации развития личности

детей старшей логопедической группы № 37

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Составила:

Воспитатель:

Кочеткова З.С.

г. Люберцы, 2021

Содержание

I.      Целевой раздел        

        Пояснительная  записка………………………………………………………………………..3        

Введение ……………………………………………………………………………………….4

Цели и задачи рабочей программы……………………………………………………………5        

Принципы и подходы  к формированию программы………………………….        …………….7

Характеристика  особенностей развития детей с ТНР………………………………………9

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

дошкольного образования……………………………………………………………………..11

II.        Содержательный раздел        

Направления логопедической работы в старшей группе……………………………………13

Педагогические ориентиры по образовательным областям……………………...………….21

Проектирование образовательного процесса………………………………………………....31

III.Информационно-методическое обеспечение программы ………………………………...43

Пояснительная записка 

         Актуальность данной программы обусловлена неуклонным ростом числа детей с речевой патологией и задачами, встающими в связи с этим перед логопедом, потребностью в системном материале, обеспечивающим коррекционно-педагогическую работу с детьми данной категории.

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)  составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании авторских программ:

  • Н.В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
  • Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».
  • «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой.

Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями разработана для старшей логопедической группы, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до 6 лет, имеющие логопедические заключения ОНР и ФФНР.

 Программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

 «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в старшей логопедической группе МДОУ № 53 г. Люберцы.

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

         

Введение

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

 «Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

•     на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,

  • на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

 В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Цели и задачи

 «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

         « Программа» включает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

 Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

Задачи «Программы»:

  • способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,
  • создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
  • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Задачи по национально- региональному компоненту:

развитие общих речевых навыков, знакомство с тонкостями русской речи, обогащение словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи, подготовка к обучению русской грамоте, изучение растительного и животного мира Подмосковья, знакомство с культурой и обычаями родного края, включение в программу лексических тем отображающих национальные даты, праздники (День Победы, День Космонавтики, День города и т.д.).

Компонент ДОУ (локальный компонент):

Осуществление взаимодействия всех специалистов МДОУ по коррекции нарушений развития высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления и речи) у детей дошкольного возраста, проведение дыхательной и пальчиковой гимнастики, создание условий для эмоционально - положительного настроя у детей.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у детей психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Принципы и подходы  к формированию программы

Содержание «Рабочей программы» направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

  1. структурно - системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое,
  2. принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных

технологий,

  1. принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами,
  2. принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности,
  3. принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному,
  4. принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
  5. принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии  с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
  6. принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.
  7. принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации,
  8. принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений,
  9. принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности,
  10. принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.

         

         Теоретической основой «Программы» стали:

  • концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
  • учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,
  • концепция соотношения мышления и речи,
  • концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка, - концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,
  • современные представления о структуре речевого дефекта.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются: 

  • индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
  • возрастная адекватность дошкольного образования,
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
  • возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,
  • специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации. «Рабочая программа»  включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционную образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.

Характеристика  особенностей развития детей с ТНР

 Общая характеристика детей с ОНР (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.

Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.

Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении.

Способами словообразования дети почти не пользуются.

Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:

  • смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,
  • замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,
  • склонение сущ. ср.р.,
  • неправильное соотнесение сущ. и мест.,
  • ошибочное ударение в слове,
  • ошибки в беспредложном и предложном управлении, - неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.

Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.

В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных.

Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.

У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

Общая характеристика детей с ФФНР.   В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.

Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков.

Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.

 

        

Планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры.

Логопедическая работа: ребенок

  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению,
  • усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным

            значением, многозначные,

  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением,
  • умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл пословиц и поговорок,
  • правильно употребляет грамматические формы слова,
  • умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами,
  • составляет различные виды описательных рассказов, текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,
  • умеет составлять творческие рассказы,
  • владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза,
  • владеет понятиями: слог, слово, предложение,
  • осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов,
  • знает печатные буквы, умеет их воспроизводить,

Образовательная область: речевое развитие – ребенок

  • самостоятельно получает новую информацию,
  • замечает ошибки в звукопроизношении,
  • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения,
  • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей,
  • использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения,
  • пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей,
  • выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по их серии, используя графические схемы, наглядные опоры,
  • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».
  • овладевает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ   РАЗДЕЛ. 

Направления логопедической работы в старшей группе.

Основным в содержании логопедических занятий в старшей группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается автоматизация поставленных звуков в ходе   развития связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности.

Старшую логопедическую посещают дети с логопедическими заключениями ОНР 3-4 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух речевых нарушений.

Подготовительный этап в логопедической работе включает в себя:

  • Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
  • Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:
  • развитие кинетической основы артикуляторных движений,
  • совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции,
  • нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.
  • Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:
  • Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности,
  • Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов с переносным значением.
  • Формирование         слухозрительного         и         слухомоторного         взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:
  • обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия - формирование четкого слухового образа звука.

 Основной этап логопедической работы в старшей группе направлен на:

  • Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.
  • Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи  - уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств,
  • Обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы,
  • Обучение детей использованию прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений,
  • Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений,
  • Формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками, с эмоционально-оттеночным значением,
  • Усвоение многозначных слов, переносного значения слов.
  • Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи:
  • Совершенствование навыков употребления сущ. м.р., ж.р и ср.р. им.п. и косвенных падежей в ед.ч. и мн.ч.,
  • Совершенствование навыка употребления гл. в разных временных формах, наклонениях, видах,
  • Закрепление правильного употребления несклоняемых сущ.,
  • Совершенствование навыка согласования прил. с сущ. м.р., ж.р., ср.р. ед.и мн.ч.,
  • Обучение согласованию числ. с прил. и сущ.,
  • Совершенствование навыков употребления предлогов: за-перед, за-у, под-из-под, за-          

     из-за, около-перед, из-за – из-под,

  • Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью    

     непродуктивных суффиксов : ниц, ини, ин, иц, ец,

  • Совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным      

     способом,

  • Совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных, обучение      

     употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени,

  • Формирование синтаксической структуры предложения:
  • развитие навыка правильно строить: простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
  • Формирование связной речи:
  • развитие навыка составления описательных рассказов,
  • обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,
  • обучение детей творческому рассказыванию.
  • Коррекция нарушений фонетической стороны речи:
  • формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях,
  • формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков,
  • развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука.
  • совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний  и односложных слов,
  • формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове,
  • Знакомство детей с понятиями «слово», «слог»,
  • Формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова:
  • умение слышать гласные в слове,
  • умение называть количество слогов,
  • умение определять последовательность  слогов,
  • умение составлять слова из заданных слогов.
  •     Совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры,
  • Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
  • Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:
  • развитие орального праксиса,
  • формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического      

     дыхания.

  • формирование речевого дыхания,
  • совершенствование основных акустических характеристик голоса в

     специальных голосовых упражнениях,

  • закрепление мягкой атаки голоса.
  • Обучение грамоте:
  • обучение составлению графической схемы предложения,
  • обучение составлению графической схемы слогов, слов.
  • развитие языкового анализа и синтеза:
  • раздельное написание слов в предложении,
  • точка в конце предложения,
  • заглавная буква в начале предложения.
  • знакомство со всеми печатными буквами без употребления алфавитных названий,
  • составление, печатание и чтение:
  • сочетаний из двух гласных – ГГ,
  • сочетаний ГС,
  • сочетаний СГ,
  • односложных слов – СГС,
  • 2 – 3 сложные слова из открытых слогов,
  • 2 – 3 сложные слова с последним закрытым слогом,
  • 2 – 3 сложные слова со стечением согласных,
  • предложений из 2 – 4 слов без предлога и с предлогом.
  • обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

 Коррекционная работа в старшей логопедической группе  осуществляется на

  • фронтальных  занятиях,
  • подгрупповых  занятиях,
  • индивидуальных  занятиях.

 Фронтальные логопедические занятия в старшей группе включены в общую сетку занятий, проводятся 4 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи, обучение грамоте и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в старшей логопедической группе строится по периодам:

  • 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь
  • 2 период – декабрь, декабрь, февраль
  • 3 период – март, апрель, май, июнь
  • Вариативность проведения диагностики: диагностики проводится два раза в год- вводная (сентябрь), итоговая (май).

Дети с ОНР помимо  фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые логопедические занятия, которые по своему содержанию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения  и навыки детей.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей  - логопатов.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

         Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

  • коррекция нарушенного звукопроизношения,
  • развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
  • формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
  • формирование грамматических представлений,
  • развитие связной речи,
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми старшей логопедической группы преобладают те или иные направления коррекционной работы:

№ п/п

ОНР

ФФНР

1.

-коррекция         нарушенного

звукопроизношения

-         коррекция         нарушенного

звукопроизношения

2.

-развитие просодической стороны речи и

- развитие просодической стороны речи и

речевого дыхания

речевого дыхания

3.

-формирование         фонематических процессов и подготовка к обучению в школе

-формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе

4.

- обогащение и активизация лексического запаса  

 - уточнение, обогащение и активизация лексического запаса

5.

-формирование         грамматических

представлений

- уточнение грамматических представлений

6.

-развитие связной речи

-

7.

-развитие мелкой моторики пальцев рук

- развитие мелкой моторики пальцев рук

Для эффективности и большей результативности логопедической работы, с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса в старшей логопедической группе используются проекты:

  • Логопедический проект «Ах, эти рудные звуки» - инновационный, долгосрочный, индивидуальный, коррекционно-развивающий, для детей,
  • Проект «Времена года».

В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются - - следующие технологии:

  • моделирование, схематизация и иллюстрирование,
  • кинезиология,
  • автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции,

- ИКТ

Таким образом, разработанная соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:

  • охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
  • раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,
  • использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,
  • реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО,
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с нарушениями речи в МДОУ обеспечивается целостным содержанием «Программы».

Педагогические ориентиры по образовательным областям. 

Педагогические ориентиры в логопедической работе: 

  • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
  • развивать общую, ручную, артикуляторную моторику,
  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций,
  • расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей,
  • совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций,
  • совершенствовать навыки связной речи детей,
  • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов,
  • формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

Социально-коммунникативное развитие

 Образовательная деятельность в рамках данной области осуществляется, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы.

Игра:

  • Театрализованная:
  • учить детей пересказывать произведения от лица разных персонажей, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи – лексические темы: сказки, сказочные герои, волшебные предметы,

         -    учить детей формулировать главную идею литературного произведения и давать  

              словесные характеристики главным и второстепенным героям – пальчиковый и    

              шагающий театр, театр игрушек,

•   Дидактическая:

  -  формировать у детей общефункциональные  и специфические механизмы речевой деятельности.

Представления о мире людей и рукотворных материалов:

  • Формировать представления о Родине, о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны – лексическая тема: города,
  • Расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку – лексические темы: одежда, обувь, мебель, посуда, игрушки, музыкальные инструменты, орудия труда, бытовые приборы, средства коммуникации, транспорт,
  • Расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении – лексические темы: профессии, транспорт, музыканты, достопримечательности города, улица города,
  • Продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функцией человека в природе – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, деревья-цветы, природные зоны-ландшафты, домашние-дикие животные, домашние-дикие птицы, жители водоемов,
  •  Расширять представления детей о праздниках – лексические темы: Новый год, день защитников Отечества, Женский день,
  • Расширять представления детей о художественных промыслах – лексическая тема: промыслы,
  • Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей,
  • Учить детей понимать и устанавливать логические связи.

Безопасное поведение в быту, социуме, природе.

  • Побуждать детей использовать в реальной ситуации и играх знания основных правил безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях – лексические темы: профессии, овощи – фрукты - ягоды, инструменты, птицы, животные, игрушки, посуда, улица города, бытовые приборы, части тела, транспорт,
  • Формировать представления детей о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях – лексические темы: профессии, защитники, Новый год,
  • Формировать элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде – лексическая тема: средства коммуникации,
  • Расширять объем предметного и глагольного словаря импрессивной и экспрессивной речи, объяснять семантику слов – все лексические темы,
  • Расширять, уточнять и систематизировать представления детей о безопасном для  окружающей природы поведении, выполнять правила без напоминания взрослых – лексические темы: деревья-цветы, ландшафты, природные зоны.

Труд:

  • Учить детей учитывать свойства  материалов при выполнении поделок из них – лексические темы: посуда, игрушки, промыслы,
  • Расширять и уточнять словарный запас детей на речевом материале, который используется в различных видах труда – лексические темы: профессии, промыслы, защитники, транспорт,
  • Совершенствовать связную речь детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания – лексические темы: части тела, профессии,
  • Развивать планирующую и регулирующую функции речи детей в процессе изготовления различных поделок и хозяйственно - бытового труда. .

Познавательное развитие

Конструирование

  • Закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи – рассказы – описания,
  • Закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом соответствующую лексику,
  • Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом – счетные палочки, пазлы, лего, гаечный и прищепковый конструктор,
  • Учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное регулирование, словесное планирование деятельности,
  • Закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметный и сюжетных картинок, сборно – разборных игрушек – лего, гаечный и прищепковый конструктор; иллюстрированных кубиков и пазлов (15-30 деталей),
  • Формировать партнерские отношения и коммуникативно – речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ.

Представления о себе и об окружающем мире:

  • Развивать речевую активность детей, расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, животные: домашние и дикие, птицы: домашние и дикие, деревья, ландшафты, природные зоны, космос,
  • Учить детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связного высказывания – все лексические темы,
  • Учить детей при рассказывании литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым – моделирование,
  • Учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составляя рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры – моделирование,
  • Учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составляя с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта.

Элементарные математические представления

  • Развивать умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, объекта и обозначать это словами: впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной,
  • Учить детей использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не  присущие объектам, с использованием отрицания «не»,
  • Развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку.

 

Речевое развитие

Ведущим направлением работы в этой образовательной области является формирование связной речи, ее основных функций:

  • коммуникативной,
  • регулирующей,
  • познавательной.

Важна и работа по ознакомлению детей с литературными произведениями. Сюда же включаются и занятия по подготовке к обучению грамоте.

  • Развивать речевую активность детей,
  • Развивать диалогическую форму речи,
  • Учить использовать речевые и неречевые средства коммуникации, расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта,
  • Совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания,
  • Развивать все виды словесной регуляции в разных видах детской деятельности – игра, рисование,
  • Учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,
  • Учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры,
  • Учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи в рассказах «из личного опыта»,
  • Продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению,
  • Учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,
  • Обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний,
  • Учить детей использовать для рассказывания сказок, повествований наглядные модели, схематические зарисовки, серии иллюстраций,
  • Разучивать с детьми стихотворения по лексическим темам, используя серии иллюстрации,
  • Формировать у детей мотивацию к школьному обучению,
  • Познакомить детей с понятием «предложение»,
  • Учить детей составлению графических схем слогов, слов, предложений, текстов,
  • Обучить детей элементарным правилам правописания.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное творчество:

  • Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках – трафареты по лексическим темам, описательные рассказы,
  • Учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание,
  • Учить детей оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием, закреплять пространственные и величинные представления детей, используя для обозначения размера, места расположения, пространственных отношений различные языковые средства – описательные и сюжетные рассказы,
  • Развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашом, фломастером – рабочие тетради по письму,
  • Знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства, народными игрушками и предметами: гжельская посуда, богородская, семеновская, дымковская, городецкая,
  • Учить детей определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объясняя в конце работы содержание получившегося продукта деятельности,
  • Развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации.

Музыка:

  • Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов – лексическая тема: музыканты,
  • Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

Физическое развитие

Физическая культура:

  • Утренняя         гимнастика         –         комплексы         коррекционно-развивающих упражнений         по совершенствованию всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации,
  • Учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению – специфические пальцевые упражнения,
  • Учить детей выполнению упражнений по словесной инструкции взрослого,
  • Закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления – самомассажи,
  •  Совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных – кинезиологические упражнения,
  • Закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений,
  • Уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения,   обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр. 

Представления о здоровом образе жизни и гигиене:

  • Учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, побуждая их вербальными и невербальными средствами сообщать взрослым о своем самочувствии, объяснять, что болит,
  •  Продолжать учить детей операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия, используя вербальные и невербальные средства,
  • Продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию – комплексы дыхательных упражнений,
  •  Стимулировать желание детей рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья, обращать внимание на особенности психомоторики детей и в соответствии с ними проводить профилактику умственного и физического переутомления детей в разные режимные моменты – интеллектуальный самомассаж профессора Ауглина, нейропсихологические упражнения. 

Проектирование образовательного процесса

Распорядок и /или режим дня.

Для  групп компенсирующей направленности  для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, условием режима дня является работа  с детьми дефектолога (специализация в соответствие с дефектом развития).

Дефектолог в течение недели проводит индивидуальные, подгрупповые занятия, в соответствие с адаптированной программой ребенка и  специализированные фронтальные занятия. Количество занятий определяется возрастом детей:

3-4 г.- 1 занятие;

4-5л.- 1-2 занятия;

для детей старшего дошкольного возраста - 3 занятия компенсирующей направленности.

Вид специализированных фронтальных занятий соответствует образовательной области. Распорядок дня включает  традиционный режим и индивидуальные занятия, составленные в соответствие с режимом работы учреждения.

Примерный режим дня логопедической старшей группы №37

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство

7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.55

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.55-9.10

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

9.10-10.00

Второй завтрак

10.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.00-12.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.10-12.30

Обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.15-15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.00-15.25

Вечерняя коррекционная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность

15.25-16.30

Подготовка к полднику, Уплотненный полдник

16.30-17.10

Подготовка к прогулке, прогулка

17.10-18.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

18.30-19.00

Игры , уход домой

19.00

Планирование образовательной деятельности на неделю

Образовательная область. Направления деятельности

Количество

 занятий в неделю

  Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

  2

  Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно- модельная деятельность

  2

  Познавательное развитие. Развитие математических    представлений

  1

  Художественно-эстетическое развитие. Рисование

  2

  Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

  1

  Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

  2

  Физическое развитие. Физическая культура

  3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Базовая образовательная область

Периодичность

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

ежедневно

Тематическое планирование в логопедической

старшей  группе 37 на 2021/2022 уч.г.

Месяц

Неделя

Лексическая тема

1

Семья

2

Овощи

3

Фрукты

Октябрь

1

Сад-огород

2

Лесные грибы . Ягоды

3

Осень

4

Домашние птицы

Ноябрь

1

Перелетные птицы

2

Одежда,  обувь

3

Поздняя осень

4

Игрушки

Декабрь

1

Зима, зимние забавы

2

Зимующие птицы

3

Хвойные деревья

4

Новый год

Январь

1

Дом и его части

2

Мебель

3

Посуда

Февраль

1

Домашние животные

2

Дикие животные

3

Наша Армия

4

Дикие животные жарких стран

Март

1

Мамин праздник

2

Весна

3

Профессии

4

Наша Родина, наш город

5

Транспорт

Апрель

1

Рыбы

2

День космонавтики

3

Комнатные растения

4

Перелетные птицы

Май

1

День Победы

2

Растения луга и сада

3

Насекомые

4

лето

Перспективный план работы

Обследование детей (2 недели сентября)

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь) 

Развитие общих речевых навыков

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики)
  2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков [м]-[м'],

[б]-[б'], [д]-[д'], [н]-[н'], [в]-[в'], [г]-[г'], [п]-[п'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [к]-[к'], [х]-[х'].

  1. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
  3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)
  4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  5. Подбор слов на гласные звуки.
  6. Знакомство с согласными звуками: [п]-[п'], [т]-[т'], [к]-[к'], [м]-[м'], [х]-[х'], [с]-[с'], [з]-

            [з'].

  1. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  2. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  3. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.) 10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (сук, мак и т. п.)
  1. Знакомство с буквами У, А, И, П, Э, Т, К, М, О, Х, Ы, С, В.
  2. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам «Мой родной город», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Откуда хлеб пришёл», «Грибы», «Лиственные деревья», «Перелетные птицы», «Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы», «Домашние животные и птицы», «Дом. Электробытовые приборы», «Осень (обобщение)».

Грамматический строй речи (по лексическим темам I периода обучения) 

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.
  7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Грибы», «Домашние животные».
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетрадях.

Работа с родителями

  1. Родительское собрание (согласно годовому плану ДОУ

 -речевая и общая характеристика детей

 -знакомство с планом работы на год

 

  1. Мастер-класс для родителей «Изготовление «вертушки» для дыхательной гимнастики».
  2. Оформление папки-передвижки «Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха»,
  3. Консультации для родителей:

«Развитие речевого дыхания»,

«Психофизиологическая структура процесса письма»,

«Дефекты речи и их предупреждение»

  1. Анкетирование родителей.
  2. Оформление индивидуальных тетрадей для детей.
  3. Родительские пятиминутки (по запросу родителей или логопеда).

Работа с педагогами Сентябрь 

  • Рекомендации воспитателям по проведению дыхательной гимнастики.
  • Беседа с педагогом-психологом об основных направлениях взаимосвязи в коррекционной работе.
  • Логопедический проект «Ах, эти рудные звуки».
  • Обсуждение со всеми педагогами и внесение изменений и дополнений в тематический план на учебный год.
  • Оформление картотеки «Развитие речевого дыхания».
  • Участие в  ППк ДОУ.

Октябрь 

  • Оформление картотеки «Зоркие глазки».
  • Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».
  • Презентация «Артикуляционная гимнастика»
  • Совместный проект «Мы за здоровый образ жизни» (учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре). 
  • Индивидуальная беседа с музыкальном работником о развитии речевого дыхания у детей. Участие в составлении сценария праздника осени и подбор стихотворений.
  • Участие в  ППк ДОУ.

Ноябрь 

  • Консультация для воспитателей «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
  • Интегрированное НОД с инструктором по физической культуре «В гостях у лесовичка».
  • Семинар «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
  • Участие в  ППк ДОУ.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль) 

Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

  1. Знакомство со звуками [н]-[н'], [б]-[б'], [в]-[в'], [д]-[д'], [т]-[т'], [г]-[г'], [л]-[л'], [ч], [ц], [ф][ф'] и буквами Н, Б, В, Д, Т, Г, Л, Ч, Ц, Ф.
  2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).
  3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).
  4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
  5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
  6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
  7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слов в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

  1. Продолжить знакомство с буквами З, Н, Б, Д, Г, Л, Ч, Ц, Ф, Ш.
  2. Учить составлять слова из пройденных букв.

9. Обучить послоговому чтению слов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Как звери зимуют (дикие животные наших лесов)», «Зимующие птицы», «Хвойные деревья», «Новый год» «Зимние забавы», «Наш город. Моя улица», «Спорт. Виды спорта. Спортивные игры», «Профессии», «Транспорт: наземный, воздушный, водный», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран», «День Защитника Отечества. Военные профессии», «Зима (обобщение). Одежда, головные уборы, обувь».

Грамматический строй речи

  1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Согласование существительных с числительными.
  4. Образование названий детенышей животных.
  5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).
  6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Развитие связной речи

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
  2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Развитие мелкой моторики

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по темам II периода).
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
  5. Составление букв из элементов.
  6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Работа с родителям

  1. Оформление папки-передвижки «Готовим руку ребенка к письму»/
  2. Логопедический проект «Ах, эти трудные звуки».
  3. Консультации для родителей:

«Дисграфия у дошкольников и ее школьные проблемы»

«Зависимость психического развития ребенка от развития его речи»

«О работе с детьми по развитию речи, как условия их успешной социализации в ДОУ и подготовки к школе »

  1. Оформление индивидуальных тетрадей для детей.
  2. Родительские пятиминутки  (по запросу родителей или логопеда).

Работа с педагогами

Декабрь 

  • Помощь музыкальному руководителю в подготовке к Новогоднему празднику. Подбор стихов. Рекомендации о контроле за правильной и четкой речью детей.
  • Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре об эффективности занятий по развитию общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
  • Беседа с воспитателями по проведению работы над развитием лексикограмматических категорий у детей.

Январь 

  • Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением звуков в спонтанной речи.
  • Индивидуальная беседа с музыкальном работником об особенностях развития просодической и темпо-ритмической сторон речи у воспитанников.  Рекомендации воспитателям по проведению пальчиковой гимнастики.

 

Февраль 

  • Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
  • Консультация для педагогов «Формирование познавательной и речевой активности у детей с ОНР».
  • Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о проведении комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия.
  • Участие в  ППк ДОУ.

 

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май) 

Общие речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
  2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

  1. Знакомство со звуками [щ], [ш], [ж], [р]-[р'], [j].

Знакомство с буквами Щ,  Ж, Р, Й, Ь, Я, Е, Ё, Ъ, Ю.

  1. Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
  2. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
  3. Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
  4. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Ранняя весна. 8 Марта. Женские профессии», «Аквариумные рыбы», «Семья. ФИО мамы и папы», «Комнатные растения» «Перелётные птицы», «День космонавтики», «Школа. Школьные принадлежности», «Речные рыбы. Морские рыбы», «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство», «День победы», «Насекомые», «Растения луга и сада», «Весна (обобщение)», «Лето».

Грамматический строй речи

  1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
  2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).
  4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.
  5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар).

Развитие связной речи

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Развитие мелкой моторики

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
  4. Составление букв из элементов.
  5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Работа с родителями

1. Открытое занятие для родителей.

3. Оформление папки-передвижки «Скоро в школу».

  1. Консультации для родителей:

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»,  «Развитие связной речи в семье».

 «Предупреждение нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста»

  1. Родительское собрание (согласно годовому плану ДОУ).
  • ознакомление родителей с решением ППК
  • определение дальнейшего учебного маршрута

 

  1. Оформление индивидуальных тетрадей для детей.
  2. Родительские пятиминутки  (по запросу родителей или логопеда).

 

Работа с педагогами

Март 

  • Рекомендации воспитателям по заполнению педагогических характеристик на детей, направленных на ПМПК.
  • Помощь музыкальному руководителю в подготовке к Весеннему празднику. Подбор стихов, участие в разработке сценария.
  • Совместная подготовка с педагогом-психологом и воспитателями документации для ПМПК. Участие в ПМПК.
  • Участие в ПМПк ДОУ.

Апрель 

  • Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психологической готовности детей, посещающих логопедическую группу, к школьному обучению.
  • Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного произношения».
  • Рекомендации воспитателям по автоматизации звуков.
  • Участие в ПМПк ДОУ.

Май 

  • Консультация для воспитателей «От дошкольника к школьнику».  Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.
  • Игровой мим-тренинг «Калейдоскоп эмоций».
  • Участие в ПМПк ДОУ.
  • Подведение итогов работы ПМПк

 

В итоге логопедической работы дети должны научиться: 

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий

(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 

Информационно-методическое обеспечение программы

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.

Список литературы логопедического кабинета 

1.    Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). Составители: Г.А. Каше, Т,Б, Филичева — М., «Просвещение» 1978.

  1. Н.В. Нищева Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  2. Н.В. Нищева Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. -

Спб.: ООО

  1. "Альбом для логопеда" О.Б. Иншакова 2002 Владос
  2. " Научите меня говорить правильно" И.О. Крупенчук 2003 Литера
  3. Дифференциация согласных звуков" Т.С. Резниченко , О.Д. Ларина 2004 Росмэн
  4. "Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников" С.А.Васильева 2004 Москва
  5. "Речевая карта ребёнка с ОНР ( от4 до 7лет) Н.В. Нищева 2004 Детство-пресс
  6. "Рабочая карта ребенка младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) Н.В.Нищева 2004 Детство-пресс
  7. "Альбом по развитию речи" В.С.Володина 2005 Росмэн
  8. "Домашний логопед" И. Светлова 2005 ЭКСМО
  9. "Сто логопедических игр" И.В. Скворцова 2005 Нива
  10. "Трудные звуки. Звук С" И.В. Скворцова 2003 Нива
  11. "Грамматика в картинках" Олма-пресс
  12. "Программа обучения и воспитания детей старшей группы с ФФНР" (Т.Б. Филичева, Г.В.

Чиркина

  1. "Программа для подготовительной к школе группы детей с ФФНР" Г.А.Каше
  2. Учимся говорить правильно 5 лет" Т.А. Ткаченко 2001 "Гном и Д"
  3. "Учимся говорить правильно 6 лет" Т.А. Ткаченко 2001 "Гном и Д"
  4. "Логопедия" Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева 2004 Екатеринбург
  5. Методика психологи-логопедического обследования детей с нарушениями речи" Р.А.

Волкова 2004 Детство-пресс

  1. "Ум на кончиках пальцев" О.А. Новиковская 2005 Сова
  2. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой 2004 Воспит.дош.
  3. "Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей"

З.Е. Агранович 2005 Детство-пресс

  1. "Развитие речи дошкольника" Т.Б. Филичева, А.В. Соболева 1997 Арго
  2. "Формирование грамматического строя речи" А.Г. Аруманова 2005 Мозайка-синтез 26. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селеверстова 1981 просвещение
  1. "Логопедия" под редакцией Л.С. Волковой 2004 Владас
  2. "Орфографически словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожигова

2005 Детство-пресс

  1. "Дети с фонетикой-фонематическим недоразвитием" Т.Б. Филичева, Т.В.  Туманова 2000

Москва "Гном и Д"

  1. "Учите, играя" А.И. Максанов  Г.А.Тумакова 1983 просвещение
  2. "Правильно говорит ли ваш ребёнок" А.И. Максанов 1982 просвещение 32. "Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых логопедических садах" С.З. Грепорян С.И. Маявская  1988 Москва
  1. "Логопедия в детском саду" А.И. Смирнова 2002 Мозаика синтез
  2. "Птицы. Какие они?" Т.А. Шорыгина 2002 "Гном и Д"
  3. "Деревья. Какие они?" Т.А. Шорыгина 2003 Москва
  4. "Какие месяцы в году?" Т. А. Шорыгина 1999 Гном-пресс
  5. "Цветы. Какие они?" Т.А.  Шорыгина 2002 Москва
  6. "Словесные игры в детском саду" А.К. Бондаренко 1974 просвещение
  7. "Деоректология" журнал #1- 2003, журнал #2-2003, журнал #3-2003 
  8. "Логопед" журнал 2006 п2;3;4;5;6; 2006 ,#1-2007,2008, 1,2,3,4,5,6. 
  9. "Букварь" Н.С. Жукова 2006 эксмо
  10. "Тетрадь для закрепления произношения звуков" (К,К',Г,Г',Х,Х',Й)  Н.В. Галльская 2003
  11. "Тетрадь для закрепления пройденных звуков" (С,С',З,З',Ц) Н.В. Гальская,Аверцв  2003 44.  "Тетрадь для закрепления произношения звуков" Н.В. Гальская, Аверцв  2003

42 "Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет с ОНР" Н.Э. Теремкова 2005 "Гном и Д": Альбом 1, Альбом 2, Альбом 3,Альбом 4.

  1. "Играем,Читаем,Пишем" Е.О. Астаорьева 2006 Детство-пресс: Рабочая тетрадь 1, Рабочая тетрадь 2.
  2. "От звука к букве" Е.В. Камсникова 2001 "Гном и Д"
  3. "Нарушения Голоса" Е.В. Лаврова, О.Д. Контева, Д.В. Укланская 2006 Академия
  4. "Звуки Ф,Ф',В,В'" О.В. Егорова 2008 Москва "Гном и Д"  
  5. "Звуки Т,Т',Д,Д'" О.В. Егорова 2008 Москва "Гном и Д"
  6. "Звуки М,М',Н,Н'" О.В. Егорова 2008 "Гном и Д"
  7. "Секреты предлогов и падежей" Е.В. Новикова 2007 "Гном и Д"
  8. " Развитие связной речи" В.В. Коваленко

Фронтальные логопедические занятия по теме "Зима" +картинный  материал к занятиям С.В.

Коноваленко Москва 2006 "Гном и Д"

  1. "Развитие связной речи" В.В.Коноваленко Москва 2008 "Гном и Д"

Фронтальные логопедические занятия по теме " Весна" + картинный материал к занятиям.

  1. "Развитие связной речи" В.В. Коноваленко Москва 2008 "Гном и Д"

Фронтальное логопедическое занятие по теме "Я, моя семья, мой дом, моя страна" + картинный  материал к занятиям С.В. Коноваленко Москва 2008 "Гном и Д"

  1. "Количественные числительные" дидактический материал в картинках В.В. Коноваленко "Гном и Д"
  2. "Антонимы" В.В. Коноваленко "Гном и Д"

Картинный дидактический материал С.В. Коноваленко "Гном и Д"

  1. "Многозначность глаголов в русском языке" В.В. Коноваленко "Гном и Д" дидактический картинный материал С.В. Коноваленко " Гном и Д"
  2. "Многозначность существительных в русском языке" дидактический картинный материал

С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко "Гном и Д" 2002

  1. "Логопедический Альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи" И.А. Смирнова 2006 Детство-пресс
  2. "Программа для ДОУ компексирующего и комбинированного видов (справочное пособие)

О.А. Степанова Сорери 2008

  1. "Легко и точно подбираем слова" ( рабочая тетрадь для детей 4-7 лет) Т.А. Ткаченко

2008"Ювента"

  1. "Пиши, читай-ка!" (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет) Т.А. Ткаченко 2008 "Ювента"
  2. "Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет" (рабочая тетрадь) Е.В.

Комсикова 2007 "Ювента"

  1. "Формируем слоговую структуру слова" (дидактический материал) С.Е. Большакова 2007 Сорера
  2. "Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет (8 альбомов) Н.С.Русланова 2006 "Аржти"

Список дидактического материала логопедического кабинета (картинки)

1. "Развитие речи дошкольника" Т.Б.Филичева , А.В. Соболева 1997 Арго Екатеринбург

2."Антонимы" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко 2008 "Гном и "Д" Москва

3. "Многозначность существительных в русском языке" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко

2007  "Гном и "Д" Москва

  1. "Многозначностью глаголов в русском языке" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко 2008

"Гном и "Д" Москва

  1. "Количественные числительные" В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко 2008 "Гном и "Д" Москва
  2. " Садовые цветы "Гном и Д"  2008 Москва  
  3. " Цветы в картинках" "Гном " 2008 Москва
  4. "Рыбы в картинках" "Гном " 2008 Москва
  5. "Обувь в картинках" "Гном " 2008 Москва
  6. " Головные уборы в картинках" "Гном " 2008 Москва
  7. "Женская одежда в картинках" "Гном " 2008 Москва
  8. "Посуда в картинках" "Гном " 2008 Москва
  9. "Домашние животные в картинках" "Гном " 2008 Москва
  10. "Детёныши диких животных в картинках" "Гном " 2008 Москва
  11. "Насекомые в картинках" "Гном " 2008 Москва
  12. "Овощи в картинках" "Гном " 2008 Москва
  13. "Фрукты в картинках" "Гном " 2008 Москва
  14. " Ягоды в картинках" "Гном " 2008 Москва
  15. "Грибы в картинках" "Гном " 2008 Москва
  16. "Злаки в картинках" "Гном " 2008 Москва

21."Птицы в картинках" "Гном " 2008 Москва

  1. " Кустарники в картинках" "Гном " 2008 Москва
  2. "Травы в картинках" "Гном " 2008 Москва
  3. "Зима в картинках""Гном " 2008 Москва
  4. "Весна в картинках" "Гном " 2008 Москва
  5. "Лето в картинках" "Гном " 2008 Москва
  6. "Осень в картинках" "Гном " 2008 Москва

 

Дидактические игры по формированию словаря

  1. «Профессии»
  2. «Свойства»
  3. «Кто-что делает?»
  4. «Наведи порядок»
  5. «Животные и их детёныши»
  6. «Парочки» (фрукты, овощи, ягоды, грибы)
  7. «Парочки»  ( бабочки, жучки, паучки)
  8. «Парочки»  ( деревья, злаки, садовые и луговые цветы)

 

Дидактические игры по развитию грамматического строя и формирование связной речи:

  1. «Что из чего сделано?»
  2. «Сочетание цветов»
  3. «Ориентирование»
  4. «Найди различия»
  5. «Из чего мы сделаны?»
  6. «Один-много»
  7. «Словообразование»
  8. «Противоположности»
  9. «Учимся правильно говорить»
  10. «Большие и маленькие»
  11. «Изучаем предлоги»

Дидактические игры по подготовки детей обучению грамоте

  1. «Играя, учись»
  2. «Слоги»
  3. «Звуковое домино»
  4. «Делим слова на слоги»
  5. Игра шнуровка «Снеговик»
  6. «Словарик»

Дидактические игры на развитие словесно-логического мышления 

и ориентировки в пространстве 

  1. «Сложи квадрат»
  2. «Сложи узор»
  3. «Умники и умницы»

Дидактические игры по формированию фонематического слуха:

«звонкий — глухой», шумовые коробочки,

 

Дидактические игры по развитию мелкой моторики и подготовки руки к владению письмом: массажные мячи «ёжик», шнуровка, мозаика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы

программа состалена в соответствии  с требованиями ФГОС, может быть использована учителями -логопедами дошкольных образовательных учреждений...

Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речиПодготовительная группа компенсирующей и комбинированной  направленности...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениям речи (старшая группа)

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.  Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем ...

Презентация "Адаптированная образовательная программа для ребенка 5-6 лет, имеющего тяжелые нарушения речи"

Данная ПРОГРАММА разработана на основе следующих документов:Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";Федеральным государственным образовательным ста...