Готовность ребенка к школе
статья

Ульянкина Ирина Кузьминична

Многие родители считают, если ребенок  умеет считать, читать и писать, значит он готов к школе. Это ошибочная позиция.

Что же является показателем готовности ребенка к школе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Готовность ребенка к школе»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.                             ( Венгер Л. А.)

   Все  родители заинтересованы в успешном обучении ребенка  в школе. Его свободном общении со сверстниками и  взрослыми.

   Многие родители считают, если ребенок в шесть или семь лет умеет считать, писать и читать, значит,  он полностью готов к  обучению в школе.  Это ошибочная позиция.

    У ребёнка должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Обычно психологическая готовность формируется к семи годам. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и детьми, а также в осознании внутренней позиции школьника.

    Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе образуется

  • в играх;
  • в труде;
  • в общении со взрослыми и сверстниками;
  • в непосредственно образовательной деятельности.

Психологическая готовность состоит из нескольких составляющих

  • Интеллектуальная готовность

  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • развитие  словарного  запаса;
  • развитие мелкой и крупной  моторики;
  • умение анализировать и обобщать;
  • способность к самостоятельному обучению;
  • умение ориентироваться во времени, пространстве, окружении.

             Интеллектуальная  готовность  развивается  через:

  • разучивание стихотворений  и пересказ  вслух рассказов  и сказок;
  • самостоятельный  поиск ответов  на свои вопросы;
  • умение фантазировать;
  • умение  самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы, ориентироваться во времени, пространстве;
  • крупная моторика развивается в процессе занятий спортом, танцами;
  • мелкая моторика развивается в играх с конструктором, мозаикой, пазлами;  в процессе лепки, аппликации, рисовании, штриховки фигур, разукрашивание картинок.

  •   Коммуникативная готовность

  • потребность в общении со сверстниками, взрослыми;
  • умение находить место в коллективе сверстников.

            Коммуникативная  готовность развивается через

  • взаимодействие с детьми и взрослыми   в окружающем мире.

  • Эмоционально-волевая готовность

  • умение управлять своим поведением и поступками;
  • выполнять правила принятые в обществе;
  • способность подчинить «хочу» и «надо».

           Развитие эмоционально – волевой    готовности происходит  через

  •  развитие способности  у ребенка делать не только то, что «хочу», но и то, что «надо;
  • формирование  адекватной  самооценки и положительного  образа себя;
  • умения сосредоточиться, управление  своими эмоциями;
  • соблюдение  режима дня и смены деятельности;
  •  проявление взрослыми веры в ребенка, искреннее  поощрение, помощь и поддержку.

  • Мотивационно – личностная  готовность

  • у ребенка положительное отношение к школе, он хочет идти в школу.

            Развитие мотивационно - личностной готовности происходит через

  • Формирование  положительного  отношения к школе, учителю, учебной деятельности.

Достаточно тесно связана с психологической готовностью  к школе   физиологическая готовность.

Физиологическая готовность - это  зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием его здоровья.

Часто болеющие дети будут испытывать определенные трудности в обучении. До школы надо обратиться к врачу, и контролировать ход лечения хронических заболеваний. Проверить слух, зрение и решить все логопедические проблемы.

Положительно влияет на развитие  дошкольника занятия музыкой, хореографией, физические упражнения, посещения кружков и секций по интересам ребенка, студии рисования, лепки, конструирования и все, что интересно малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...