Осенние посиделки
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

конспект подгруппового логопедического занятия с элементами фольклора для детей с ФФНР и НВ ОНР с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_posidelki.docx19.16 КБ
Office presentation icon osennie_posidelki.ppt1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки» с применением элементов фольклора для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и НВОНР

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по устному народному творчеству Автоматизация звуков «С,Сь», «З,Зь» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, логического мышления, координации речи с движением, моторики пальцев рук. Профилактика дисграфии (дислексии).

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятию, желание правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе, художественно-эстетического вкуса.

Оборудование: ИКТ (презентация, музыка Осени, костюм бабушки –загадушки, стульчики по количеству детей, мостик, предметные картинки в конвертах, корзинка с листочками, панно с правильно и неправильно написанными буквами С,З

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.

Ребята, сегодня я- бабушка –Загадушка. Я пришла не с пустыми руками, у меня в корзинке много разного волшебства. Достает осенний листик-А расскажу вам о том, что ЗАГАДКА— игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна.

- Отгадайте загадки.

Всю ночь летает, Мышей добывает,

А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)

«Весной вырастают, осенью опадают»(листья)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

-Посмотрите вокруг, осень-царствует. Все деревья разукрасила в свой прекрасный наряд. Нам надо обязательно попасть в осенний лес. Как же мы туда попадём? (переход по брёвнышку) Дети переходят по «брёвнышку» на ковёр.

II. Знакомство с темой

1. Показ слайдов

- Итак, какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится осень?

- А какие же это месяцы? А как приходит к нам осень?

Бабушка –Загадушка достает осенний листочек и говорит «А в старину существовали ЗАКЛИЧКИ. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — заклички, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться. Вот какая закличка про дождик

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай (Дети повторяют, обращаясь к дождику, ударяя пальчиком по ладошке (капельки дождя)

-Ребята, а теперь давайте послушаем музыку и полюбуемся осенью (показ слайдов).

- Музыка помогает передать настроение. Эта мелодия передала нам настроение осени - прекрасной поры. Об осени можно сказать много слов. Какие слова вы подберете? (сказочная, солнечная, чудесная, прекрасная, шуршащая, долгожданная,грустная, мокрая, теплая, сырая, холодная, радостная, светлая, радужная, дождливая, сухая).

2. Выделение звуков

- Ребята, а какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Звуки С, З)

- И мы будем правильно, четко и уверенно произносить слова со звуками «С,Сь,З,Зь».

3. Артикуляция звуков

- Давайте вспомним, какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звуков «С», «З».

1) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

2) Зубы сближены или сомкнуты.

3) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.

4) Воздух выдыхаем с силой посередине языка.

4. Характеристика звуков Давайте дадим характеристику звукам.

III. Основная часть.

Бабушка-Загадушка Я принесла в корзиночке ПРИБАУТКИ. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова,добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка. Повторите за мной

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.»

1. Речевая зарядка

Логопед - Теперь у нас речевая зарядка. Четко, не торопясь, повторим чистоговорки. Я начинаю произносить, а вы повторяете за мной (показ слайдов).

- Усто-усто- усто – в огороде пусто.

Ства- ства – ства – желтая листва.

Оска – оска – оска – осенняя берёзка.

2. Игра “Назови ласково ”

Логопед Ребята, давайте поиграем в игру “Назови ласково ”. Я называю слова, а вы говорите о них ласково. Солнце – солнышко. Зонт – зонтик. Дождь-дождичек. Лес-Лесочек

Бабушка-Загадушка: Я принесла еще в корзиночке ПРИГОВОРКИ, это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила. Пригововьте пальчики и покажите из пальчиков Улитку(. Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены

Дети обращаются к улитке «Улитка, улитка,

Высунь рожки —

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!»(Пальчиковое упражнении)

(Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)

1. большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол, затем мизинцы и указательные пальцы).

2. все пальчики убегают и прячутся в кулак).

3. большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол, мизинцы, указательные пальцы).

4. все пальцы вновь собираются в кулак).Дети, будьте внимательны,рожки улитки показывают по очереди: большой — мизинец — указательный.

III. Физминутка Бабушка-Загадушка листик НЕЛЕПИЦЫ, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

IV. Дифференциация звуков С,З,Сь, Зь в предложениях

Бабушка-Загадушка достает листик Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа.

Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.

Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрьский гром — зима снежная.

Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

V. Работа с буквамиРебята, вы помните, как выглядят буквы С и З. А я что-то забыла? Помогите мне, пожалуйста. На панно буквы правильно и неправильно написанные. Дети подходят и указкой показывают только «правильные» буквы.

VI. Творчество детей

Бабушка-Загадушка Вы сегодня хорошо потрудились! Но у меня для вас ещё одно задание. Посмотрите, у меня в корзинке остался листик). СКОРОГОВОРКИ. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке

Прохлопать ритм скороговорки.

Произнести скороговорку хором, индивидуально.

ДРАЗНИЛКИСодержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица.

Андрей-воробей, не гоняй голубей,

гоняй галочек из- под палочек

VII. Итог- Вы молодцы, ребята! Правильно, четко и уверенно произносили слова со звуками «С,СЬ, З,ЗЬ».

- Мне очень понравилось, как вы отгадывали загадки, проговаривали чистоговорки, составляли предложения. Были активными и внимательными. На память о нашей встрече бабушка –Загадушка принесла вам дары Осени -вкусные яблочки.

Уход детей в группу под музыку Осени


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-составитель: Филиппова С..А, учитель-логопед МКДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида . Осенние посиделки

Слайд 2

Цель и задачи Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству. Задачи: Активизация словаря по устному народному творчеству Автоматизация звуков «С,Сь» , «З,Зь» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи. .

Слайд 3

Из истории Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.

Слайд 4

Бабушка –Загадушка ЗАГАДКА— игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна.

Слайд 5

Отгадайте загадки Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. Весной вырастают, осенью опадают

Слайд 6

Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)

Слайд 7

Осенние месяцы Посмотрите вокруг, осень-царствует.Все деревья разукрасила в свой прекрасный наряд . Нам надо обязательно попасть в осенний лес. Как же мы туда попадём? (переход по брёвнышку) Дети переходят по «брёвнышку» на ковёр.

Слайд 8

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Слайд 9

Заклички А в старину существовали ЗАКЛИЧКИ . С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Вот какая закличка про дождик Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай — Сколько хочешь поливай

Слайд 10

Артикуляция звуков - Давайте вспомним, какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звуков «С» , «З» . 1) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. 2) Зубы сближены или сомкнуты. 3) Кончик языка упирается в нижние передние зубы. 4) Воздух выдыхаем с силой посередине языка. 4. Характеристика звуков Давайте дадим характеристику звукам

Слайд 11

Прибаутки Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка.Повторите за мной Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик — Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.

Слайд 12

Речевая зарядка - Усто-усто- усто – в огороде пусто. Ства- ства – ства – желтая листва. Оска – оска – оска – осенняя берёзка

Слайд 13

Приговорки ПРИГОВОРКИ , это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью.. Пригововьте пальчики и покажите из пальчиков « Улитка, улитка, Высунь рожки — Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!»(Пальчиковое упражнение)

Слайд 14

Улитка Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены. (Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.) 1.большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол), затем мизинцы и указательные пальцы ). 2.все пальчики убегают и прячутся в кулак). 3.большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол, мизинцы, указательные пальцы). 4.все пальцы вновь собираются в кулак).Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой — мизинец — указательный.

Слайд 15

НЕЛЕПИЦЫ чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Лошадь ела сало, а мужик — овес, Лошадь села в сани, а мужик повез.

Слайд 16

Приметы прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд. Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрьский гром — зима снежная. Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. Декабрь год кончает, зиму начинает Декабрь-стужайло: на всю зиму землю студит.

Слайд 17

СКОРОГОВОРКИ Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Слайд 18

Повтори скороговорку На былинке пылинка, Пылинка на былинке • Прохлопать ритм скороговорки. • Произнести скороговорку хором, индивидуально.

Слайд 19

Дразнилки Содержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица. Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из- под палочек

Слайд 20

Интернет-ресурс В презентации были использованы картинки с помощью поисковой системы Google .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОСЕННЕЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ».

Фольклорное развлечение для подготовительной группы на осеннюю тему....

Сценарий осеннего утренника для детей средней группы «Осенние посиделки»

Описание материала: материал предназначен для детей средней группы, он будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям.Цель: Создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.Ход празд...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной к школе группе «Добрынюшка» «Осенние посиделки»

Ø  Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе, о дарах осени;Ø  Развивать у детей умение воспринимать красоту осенней природы, замечать новые штрихи, краски;Ø  Учить детей вы...

Осенние посиделки. Сценарий осеннего фольклорного праздника для старшей логопедической группы компенсирующей направленности.

Материал содержит описание разработки сценария осеннего фольклорного праздика в старшей логопедической группе....

Осенние посиделки у самовара. Сценарий осеннего фольклорного праздника в подготовительной группе.

Материал содержит описание разработки сценария осеннего фольклорного праздника в подготовительной группе....

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Сценарий осеннего праздника «Осенние посиделки» для старшей группы...