Осенние посиделки. Сценарий осеннего фольклорного праздника для старшей логопедической группы компенсирующей направленности.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кривошеева Юлия Владимировна

Материал содержит описание разработки сценария осеннего фольклорного праздика в старшей логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

в старшей логопедической группе

компенсирующей направленности

“Осенние посиделки”

Цель: Познакомить детей с предметами старинного быта, обычаями русского народа. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками, загадками, обогащать речь детей образными выражениями малых фольклорных форм. Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру-занятие.

Словарная работа: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, лапти, рушник, домотканые половики.

Оформление: зал представляет собой “русскую избу”. В углу печка, возле неё ухваты, чугунки, веник. Вдоль центральной стены скамейки и стол, на нём салфетки, рушник, самовар и посуда (глиняная, деревянная). На полу домотканые половики, коврики.

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, их встречает хозяйка. Дети садятся на стулья.

Хозяйка: Здравствуйте, гости желанные, долгожданные. На осенние посиделки приглашаю вас. Посиделки необычные, покровские.

За окном октябрь – второй осенний месяц. Пришел к нам октябрь-батюшка, принес с собой праздник – Покров! В народе название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая близость зимних холодов.  

1 р.: Вот и осень к нам пришла,

Листья на дорожках падают, шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тих и красиво осенью в саду.

2 р.: Осень, осень…Солнце в тучах отсырело –

Даже в полдень светит тускло и несмело.

Из холодной рощи в поле, на тропинку,

Выдуло зайченка – первую снежинку.

Покров – это один из самых любимых в русском народе праздников. На Руси считали, что в день Покрова и после него Богородица находится среди людей, слышит их, защищает их. С Покрова начинались покровские посиделки.

        В старину на посиделках люди пели, водили хороводы.

        Давайте и мы с вами  заведем осенний хоровод.

Исп. п. «Ходит Осень»

Славный хоровод у нас с вами получился. А какой красивый осенний букет мы с вами собрали. Украсим-ка мы им нашу горницу.

Букет ставится в крынку

Ребята, а вы знаете, ведь в октябре начинается листопад и празднуются проводы Лешего, благодаря его за все дары, собранные в лесу за лето. А что можно собирать в лесу? Ответы детей. Правильно.  Лешего называют «хозяином леса». Ребята, а вы знаете, какой он? Дети: Это старичок, который живет в лесной чаще и следит, чтобы в лесу был порядок. Правильно. Если что-то не так, то он может осерчать и наказать. Звучит   фонограмма. Ой! Что это за звуки! Мне кажется, к нам   кто-то идет.

В зал входит Леший

Леший: Здравствуйте! Я – Леший, хозяин лесов, владыка деревьев, полян и чащоб. Вот сейчас возьму всех и утащу под землю!

Хозяйка: Леший, Леший, не сердись, не стучи ногами,

                  Лучше ты повеселись, поиграй-ка с нами!

Исп. п. «Ягод и грибов пора»

Леший: Ох, и хитрецы! Уморили старого: то наклонись, то повернись. У меня и сердится-то сил не осталось. Так и быть, не утащу пока.

Хозяйка: Раньше, в долгие осенние вечера, люди веселясь, придумывали шутки, прибаутки, загадки. Может и ты нам загадаешь какие-нибудь интересные загадки?!

Леший: Ох! Загадки – это дело хорошее, загадки я загадывать люблю.

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу:

Бычок рогат,

В руках зажат,

Еду хватает,

А сам голодает. (Ухват)

Чёрный конь

Скачет в огонь. (Кочерга)

Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает. (Веник)

Бабушка седа, бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают. (Печь)

Стоит бычок,

Позолоченный бочок,

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Леший: Какие вы, детки, умненькие да смышленые, а кто покажет, как пользоваться этими предметами? (Дети по очереди показывают действия с самоваром, веником, ухватом, кочергой, по возможности комментируя их. Можно обратиться за комментариями к родителям.)

Леший: Ох, и молодцы! Все-то знаете да умеете. а сами-то загадки можете загадывать?

Хозяйка: Конечно. Да еще и не простые, а музыкальные. Ребята их будут запевать-загадывать, а наши гости – допевать-отгадывать. Вот послушай. А хочешь, отгадывай вместе с гостями.

Исп. п. «Осенние загадки»

Леший: Здорово! А я вот еще одну загадку вспомнил! Слушайте:

Уродилась я на славу, голова бела кудрява.

Кто любит щи, меня ищи! (Капуста)                                                   

А вы знаете, совсем скоро грядет время капустных вечеров – «капустников», когда капусту на зиму заготавливают да осень славят. И я знаю веселую игру про капусту.

Хозяйка: А мы, Леший, то же знаем эту игру и сейчас в нее сыграем. А ты посмотри.

Проводится р.н. игра «Капустка»

Леший: Хорошо играли! Эх и весело у вас!... Леший смотрит мечтательно на стол, где стоит вазочка с конфетами и задумывается.

Хозяйка: Леший, а ты о чем задумался?

Леший: Да вот уж больно я люблю конфеты, а у вас они как раз на столе. Только слышал я, что фрукты и овощи полезней. Но ведь конфеты-то вкусней!

Хозяйка: Но пользы в них никакой. А вот в овощах и фруктах есть витамины, которые нужны нам, чтобы быть здоровыми.

Ребята, давайте расскажем Лешему, что нужно есть, чтобы быть здоровыми.

Дети (по очереди): 1. Чтобы не болеть, нужно есть лук и чеснок. 2. Чтобы глаза лучше видели, нужно есть морковь. 3. Капуста помогает нам расти. 4. А из свеклы можно приготовить сахар.

Хозяйка: Слыхал?!

Леший: Угу!

Хозяйка: Вот тебе и «угу»! Растут все эти витамины на грядках в огороде. А как известно, по осени с грядок собирают урожай. Вот и мы сейчас отправимся в огород, соберем урожай, и заготовим все эти витамины на зиму, чтобы зимой их употреблять в пищу и не болеть.

Исп. п. «Огородная-хороводная»

Хозяйка: Потрудились мы на славу! Хороший собрали урожай. Но как говорится: Делу время – потехе час. И сейчас мы поиграем в очень вкусную игру. И ты с нами, Леший, то же.

                 

Игра «Определи на вкус»

После того, как поиграют дети и Леший, можно предложить поиграть родителям

Хозяйка: Делу время, а потехе час. Это означало: больше времени уделяй работе, труду, но немного отведи и веселью, потехе, поэтому и любили в народе тех, кто знал много весёлых шуток, прибауток, частушек.

Девочка: Эй, девчонки-подружки, веселушки-хохотушки,

Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,

Веселее попляшите, всех гостей повеселите!

Мальчик: Эх, возьму я в руки балалайку, да потешу я свою хозяйку!

Сядем братцы все рядком, да частушки пропоём!

Частушки

  1. На дворе похолодало – надо курточки надеть.

Это осень подсказала про нее частушки спеть.

  1. Еле холодов дождалась – очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь вы на шапочку мою.

  1. Вот и осень наступила, можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили, не давали поносить.

  1. Лист на дереве висит, на ветру качается…

С сожаленьем шелестит: «Осень-то кончается».

  1. Осень, осень, до свиданья, мы прощаемся на год.

Улыбнись нам на прощанье, в гости к нам зима идет.

Леший: Хорошо у вас! Но мне пора прощаться, в путь дорогу собираться

Сюрпризный момент от Лешего – дарит детям подарки

Хозяйка: Ну а мы, так и быть, угостим тебя конфетами!

Леший: Ой, спасибо! Ой, порадовали старика. Ну, я пошел. Всего вам доброго!

Все: До свидания.

Хозяйка: Веселись честной народ, праздник наш к концу идет! 
                 Много мы с Осенью говорили, радовались ей, хороводы водили.

                 Все ж удивительное время года: то перелетная пора, то непогода.

                 Но как ты, Осень, хороша! Поет и светится душа!

Исп. п. «К нам гости пришли»

Прощаясь с вами, мы желаем: в мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить,

А на праздниках веселых петь, плясать и не тужить!

Праздник заканчивается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) с привлечением родителей. Тема: «При солнышке тепло, при матушке добро»

Конспект НОД в старшей логопедической группе с привлечением родителей. Закрепление тем "Семья", "Животные". Мастер-класс для родителей  "Зайчик из носка"....

Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) Неделя «Дикие животные и их детеныши готовятся к зиме» Тема: Приставочные глаголы. Согласование существительных с числительными 1, 2.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Календарное планирование музыкальной ОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности

Материал содержит разработку календарного плана музыкальной ОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности....

Консультации музыкального руководителя для родителей старшей логопедической группы компенсирующей направленности

Консультации специалиста содержат материал по темам: Ритм в музыкальном развитии детей; Пойте на здоровье; Логоритмика - что это такое?; Значение голосовых упражнений в развитии ребенка....

Добрый вечер. Сценарий праздничного утренника ко Дню матери в старшей логопедической группе компенсирующей направленности.

Материал содержит описание разработанного сценария ко Дню матери в старшей логопедической группе....

Снежная королева и Новый год. Сценарий новогоднего утренника для детей старшей логопедической группы компенсирующей направленности.

Материал содержит описание разработанного новогоднего сценария для детей старшей логопедической группы....