План самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
материал (средняя группа)

Малкоедова Юлия Андреевна

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

     Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_21-22.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Испокон века книга растит человека.

(Русский народный фольклор.)

Актуальность выбранной мной темы:

     Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.  

     Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

     Ребёнок 4-5 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

     Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

     Воспитателям, так же, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Предполагаемый результат:

1.         Формирование у детей ценностного отношения к книге.

2.         Развитие у детей         интереса к чтению художественной литературы.

3.         Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и   самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и  сорадование.

4.         Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению    художественной литературы дома.

Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)

Содержание работы по самообразованию.

Сроки

Тема

Содержание

Практический выход

сентябрь

 Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

сентябрь

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.

В течение года

Теоретическое изучение проблемы.

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.               2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.                               3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.                     4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.                                            5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.                                                              6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.                                           7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».                                                              8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».                                         9. Интернет-ресурсы.

Изучение литературы по теме.

В течение года

Практическая деятельность.

1. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос-

ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

2. Изучение методик и техноло-гий в интернете.

3. Консультация для родителей      «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка».

4. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

5. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов.

Консультации для родителей,  составле-ние  картотек игр, игр драматиза-ций- игр; 

май

Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- у детей формируется ценностное отношение к книге;

- у детей развивается интерес  к чтению художественной литера-туры;

- у детей формируется позитив-ное отношение детей к окружа-ющему миру, другим людям и  

самому себе; потребность и го-товность проявлять сострадание и сорадование;

- формирование у родителей осознания важности и необходи-мости в чтении художественной литературы детям дома.

отчёт

 

  

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.

Изучение литературы по теме.

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ.

Октябрь

Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги»

Изучение литературы по проблеме.

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

Ноябрь

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Семья, семейные традиции», «Одежда», «Обувь».

Работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ре-бёнка с книгой».

Изучение темы: «Устное народное творче-ство как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Знакомство с литературой.

Декабрь

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Здравствуй, Зима», « Дикие животные наших лесов и их детеныши», «Новый год», «ПДД».

Работа с родителями

        

Оформление выставки для родителей: Выставка книг.

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному вос-питанию.

Подбор материала по теме.

Январь

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Зимние забавы», «Народные промыслы. Матрешка», «Устное народное творчество».

Дидактическая игра «Расск-ажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам потешек (разрез-ные картинки, лото).

Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток.

Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Изучение темы: «Роль сказки в  воспита-нии детей».

Изучение литературы.

        

Февраль

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Профессии», «День защитника Отечества».

Чтение детям русских наро-дных сказок. Прослушива-ние аудиозаписей сказок.

Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам)

Изучение и подбор литературы.

Март

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Посуда», «Весна. Мамин праздник», «Неделя театра», « Домашние животные и их детеныши», . Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Работа с родителями

Приобрести в группу рас-краски по русским народ-ным сказкам.

Апрель

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».                                  Чтение произведений по темам: «Сказки», «Космос», « Земля и ее обитатели», «Мой дом»

Работа с родителями

Конкурс совместных твор-ческих  работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка».

Май

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Наш город», «Цветущая весна», «Вода и ее обитатели».

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации).

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»

Июнь

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Здравствуй лето», «Цветы», «Насекомые», «Летние забавы»

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.        

Презентация для родителей  «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...

план по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта...

План по самообразовани:«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосерди...